Патологии лидерства.
Лидерство
Создание чехарды в компетентности". Компетентным работником поручаются простые задания, а недостаточно компетентным — сложные. Компетентные дисквалифицируются, а малокомпетентные становятся полностью некомпетентными (хотя иногда срабатывает эффект «брошенный в воду учится плавать», если не тонет). Обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими… Читать ещё >
Патологии лидерства. Лидерство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Терминаторный стиль управления
Наряду с созидательными управленческими процессами и средствами, существует так называемое «разрушительное управление» («терминаторный менеджмент»), которое оперирует методами дезорганизации, декоординации, дестимулирования, демотивации, декомпетенции и т. д. «Уничтожение компетентных работников или компетентности» — нарочито громкое выражение, отражающее очень нежелательные процессы. «Выдавливая» по разным причинам, чаще всего субъективного характера, компетентных и опытных людей, руководитель вынужден искать им замену, но замену не так-то просто найти, новичкам требуется время на адаптацию, они не в полной мере в состоянии заменить опытных работников. Исходя из общепринятой истины, что ничего дороже человеческого капитала не существует, при терминаторном стиле управления мы имеем дело с уничтожением самого дорогого капитала компании.
Типы руководителей-терминаторов
- 1. «Хочет, как лучше, а получается хуже». В основе — иллюзорные представления о реальном положении вещей.
- 2. «Недоверчивый к другим и доверяющий себе». В основе — собственная «незамечаемая» некомпетентность руководителя и игнорирование компетентности других.
- 3. «Создание чехарды в компетентности». Компетентным работником поручаются простые задания, а недостаточно компетентным — сложные. Компетентные дисквалифицируются, а малокомпетентные становятся полностью некомпетентными (хотя иногда срабатывает эффект «брошенный в воду учится плавать», если не тонет).
- 4. «Подстраховщик своих подчиненных». Подмена руководителем своих работников собой приводит к их деквалификации, утрате инициативы, самостоятельности, снижению привлекательности труда. Работник живет так же в атмосфере постоянного недоверия к уровню его компетентности, как и в случае 2. В то же время руководитель не имеет времени решать жизненно важные перспективные проблемы организации, поскольку его «заедает текучка». Например, руководитель такого типа рассматривает лично все бумаги, поступающие в организацию, на всех ставит резолюцию, считая, что тем самым контролирует все происходящее в фирме. На самом деле при таком объеме контроля его эффективность низка, поскольку превосходит пределы возможности человеческого мозга.
- 5. «Паук-интриган». Компетентные работники вовлекаются в аппаратные игры, интриги, паутину доносов, слухов, подсиживания, поклепов, сплетен, домыслов и т. п. Им уже нс до работы.
- 6. «Выжимала результатов». Результаты достигаются, как правило, при игнорировании мотивов работников, принижении внимания к стимулированию, правильной организации труда и его условиям. По схеме поведения Томаса, этот тип управления — принуждение.
Результат этих стилей управления в нормальной рыночной экономике примерно одинаков: низкий уровень использования потенциала работников, отсутствие возможности их развития, высокая текучесть, низкая конкурентоспособность и выживаемость организации. Таблица 9.1 показывает взаимосвязь между факторами уничтожения компетентности и типами руководителей-термииаторов.
Таблица 9.1
Взаимосвязь между факторами уничтожения компетентности и типами руководителей-термииаторов
Факторы уничтожения компетентного персонала. | Типы руководителейтерминаторов. | |||||
1. Оттирание работника от выполнения им своих должностных обязанностей и функций. | ||||||
2. Недоверие со стороны своего непосредственного руководителя. | ||||||
3. Выполнение задач и функций (обязанностей), требующих меньшей квалификации. | ||||||
4. Втягивание во внутриколлективные интриги, конфликты, склоки и проч. | ||||||
5. Низкий уровень организации работы. | ||||||
6. Плохие условия труда и быта. | ||||||
7. Незаинтересованность в результатах труда из-за низкой оплаты и (или) ее задержек. | ||||||
8. Создание преград для повышения квалификации, развития работников. | ||||||
9. Напряженные отношения с руководителем из-за его непрофессионализма (как в профессиональной, так и в коммуникативной сфере). |
Обычно терминаторное поведение сопровождается тем, что из-за эгоцентризма, отсутствия коммуникативной компетентности руководитель не понимает последствий своего поведения, его губительности для возглавляемой организации[1].
Патологическое сознание, клиповое мышление лидера Жизнь коллектива определяется ее лидером. Доктор психологических наук В. В. Гульдан[2] еще двадцать лет назад так определял причину «злокачественного течения нашей жизни»: «Патологическое сознание принципиально не способно к использованию прошлого опыта, к прогнозированию возможных последствий тех или иных действий, к выделению существенного, главного, к целенаправленной деятельности. Патологическое сознание — это неадекватная самооценка и неадекватный уровень притязаний; это скрываемое чувство неполноценности и постоянная готовность к агрессивной контратаке для защиты своей личностной автономии и суверенитета»[3].
Клиповое мышление также может характеризовать лидера и члена его команды, тем более, что исследователи говорят о довольно высокой в современном обществе, порядка 10%, доле людей с таким типом мышления. Clip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление» (КМ) больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов, тем из них, где видеоряд представляет собой слабосвязанный между собой набор образов. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно сменяют друг друга, и постоянно требует новых.
Обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Семиотика (от греч. semeion — знак — признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).