Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические теории психоаналитического направления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить две группы социально-психологических теорий психоаналитической ориентации. К первой группе относятся работы, в которых акцент делается на межличностных потребностях индивида, определяющих характер его отношений с другими людьми. Другие теории связаны с исследованием групповых процессов. Для них характерна попытка выйти за пределы фокуса на диадическом взаимодействии, характерного… Читать ещё >

Социально-психологические теории психоаналитического направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психоанализ не получил такого широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Социально-психологические теории психоаналитической ориентации основаны на идее неофрейдизма о том, что личность создается не столько внутрипсихическими процессами, сколько межличностными. С момента рождения ребенок является частью межличностных связей и на протяжении остальной жизни остается включенным в социальное взаимодействие.

Можно выделить две группы социально-психологических теорий психоаналитической ориентации. К первой группе относятся работы, в которых акцент делается на межличностных потребностях индивида, определяющих характер его отношений с другими людьми. Другие теории связаны с исследованием групповых процессов. Для них характерна попытка выйти за пределы фокуса на диадическом взаимодействии, характерного для бихевиоризма, и рассмотреть процессы развития и функционирования более многочисленных групп.

Социально-психологические идеи 3. Фрейда

Одним из ключевых положений фрейдистского подхода к объяснению личности невротика было обнаружение психологических механизмов функционирования такой первичной группы, как семья. В дальнейшем Зигмунд Фрейд экстраполирует эти механизмы для анализа отношений в любых группах.

Первичная группа, но Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, объединенных эмоциональными, либидонозными по своему характеру связями. Эти связи между членами группы возникают благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые отношения с лидером (вожаком). Члены группы идентифицируются с лидером, его поведением, чертами характера, ценностями. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой, которые принимают одну и ту же личность — лидера — за идеал.

Идентификация с лидером не предполагает однозначно позитивных чувств по отношению к нему. Напротив, Фрейд рассматривает подобную идентификацию, в частности, как механизм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером. По Фрейду, лидер в группе является своего рода изображением отца и отношения с ним строятся по модели отношений с отцом. Такие черты регрессивного группового поведения, как повышенная внушаемость, потеря критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера и зависимостью членов группы от него1.

В дальнейшем эти идеи нашли отражение в исследованиях групповых процессов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой