Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ этап развития психологии ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, относящийся ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ 30-Ρ… — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° 40-Ρ… Π³Π³. XX Π²., Π±Ρ‹Π» ΠΎΠ·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π°Π½ рядом ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… исслСдований Π² Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… условиях ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚ΡƒΡ€Π΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ психолог М. Π¨Π΅Ρ€ΠΈΡ„ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ экспСримСнты ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ; амСриканский социолог ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π’… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ИсслСдованиС амСриканским психологом Н. Π’Ρ€ΠΈΠΏΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ (1887) эффСктивности ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, принято ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ исслСдованиСм Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии. ΠŸΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎ нСсколько дСсятилСтий, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ эмпиричСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ исслСдований ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ дальнСйшСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психологии.

Π’ 20-Π΅ Π³Π³. XX Π². Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ схСмами способствовала поиску ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ увСличиваСтся количСство эмпиричСских исслСдований. Π”Π²Π΅ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Ρ‚Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ (Π² Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π’. МСдС ΠΈ Π² Π‘ША Π€. ΠžΠ»Π»ΠΏΠΎΡ€Ρ‚Π°) Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π»ΠΈ линию исслСдований, Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡƒΡŽ Н. Π’Ρ€ΠΈΠΏΠΏΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ.

АмСриканский ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ психолог Π€. ΠžΠ»Π»ΠΏΠΎΡ€Ρ‚ сформулировал ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΊΠ°ΠΊ совокупности ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², прСдставлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ сознании ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… сознаниях. ΠžΡ‚ΠΊΠ°Π· Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π€. ΠžΠ»Π»ΠΏΠΎΡ€Ρ‚ объяснял отсутствиСм Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² исслСдования, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ с Π΅Π³ΠΎ позитивистскими установками.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ накоплСния Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² исслСдования ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ стало прСдставлСниС ΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, качСствСнно ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΡƒΠΌΠΎΠ².

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ этап развития психологии ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, относящийся ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ 30-Ρ… — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° 40-Ρ… Π³Π³. XX Π²., Π±Ρ‹Π» ΠΎΠ·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π°Π½ рядом ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… исслСдований Π² Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… условиях ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚ΡƒΡ€Π΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ психолог М. Π¨Π΅Ρ€ΠΈΡ„ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ экспСримСнты ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ; амСриканский социолог ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π’. Ньюком исслСдовал Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ Π² ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… условиях; Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° «Ρ‚Сория Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚», лидСрства ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ исслСдования управлСнчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ амСриканский ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π§. Π‘Π΅Ρ€Π½Π°Ρ€Π΄ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» идСю Π΄Π²ΡƒΡ…ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ рассмотрСния Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ процСсса (с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ ΡΠΎ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ поддСрТания Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ равновСсия ΠΈ ΡΠΏΠ»ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ).

Особая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ психологии ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ амСриканскому ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ психологу К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Ρƒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ явился основополоТником ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния, ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ извСстного ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Π°Ρ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ°». Под Π΅Π³ΠΎ руководством Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ исслСдования Π . Π›Π΅ΠΏΠΏΠΈΡ‚Π° ΠΈ Π . Π£ Π°Π»ΡŒΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ атмосфСры ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅ΠΉ руководства, измСнСния стандартов Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ дискуссии ΠΈ Π΄Ρ€. К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π» Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ власти (влияния), Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Ρ‹, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

Вторая мировая Π²ΠΎΠΉΠ½Π° явилась ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ психологии ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π·Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠΎΠΌ: Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ практичСская ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ изучСния закономСрностСй Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² управлСния Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌΠΈ. К Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ 70-Ρ… Π³Π³. XX Π². ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психологии Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ: социомСтричСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, психоаналитичСская ориСнтация, общСпсихологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, эмпирико-статистичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, тСория подкрСплСния.

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²) ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ давнюю ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΡŽ. ΠžΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмпиричСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния людСй Π² Π±ΠΎΠ΅Π²Ρ‹Ρ… условиях содСрТатся Π² ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡΡ… ряда участников русско-японской Π²ΠΎΠΉΠ½Ρ‹ 1904;1905 Π³Π³. Π Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ психологии Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС сыграли Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π’. М. Π‘Π΅Ρ…Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, А. Π‘. ЗалуТского.

ПослС граТданской Π²ΠΎΠΉΠ½Ρ‹ для развития психологии ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ интСрСс исслСдоватСлСй ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ «Π²ΠΎΠΆΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°». Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ многочислСнных Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² этой ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ?. П. Блонский ΠΈ Π”. Π‘. Эльконин, Ρ‡ΡŒΠΈ взгляды Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ аспСкты «Π²ΠΎΠΆΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°» (Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ, Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ) ΠΈ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ спСциалистов.

Π’Ρ‹ΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΠ΅ Π² 30−40-Π΅ Π³Π³. XX Π². Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ этап Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ психолого-пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. Он Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π» ваТнСйшиС мСтодологичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ исслСдования ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹: Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π²ΠΎΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ прСимущСствСнно эмпиричСской Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ знакомством с Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ изучСния Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, пСрСосмыслСниСм отСчСствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° исслСдования Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ². Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Ρ‹, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ производства, спорта, образования, Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… особой трудности ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ риска.

Π’ 70-Π΅ Π³Π³. XX Π². Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ психологии ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ нСсколько ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ², срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π»ΠΈ стратомСтричСская ΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ричСская ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. ОбС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½Ρ‹ΠΉ массив эмпиричСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, относящихся ΠΊ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ². Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π»Π°ΡΡŒ сама ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° отСчСствСнных исслСдований Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ срСди ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ… появились Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹, связанныС с ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΌΠ΅ΠΆΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, экологиСй Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСским Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΎΠΌ, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΏΠ»ΠΎΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, психотСрапиСй.

Π’ 80-Π΅ Π³Π³. XX Π². ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ постановки ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ мСтодологичСских вопросов Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ психологии, укрСплСния ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡ Π΅Π΅ Ρ‚СорСтичСского Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°. ΠŸΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ ряд ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ психологии: руководству ΠΈ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Ρƒ, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡ„фСктивности, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскому Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Ρƒ, психологичСскому ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Ρƒ, повСдСнию личности Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ.

Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚иями 90-Ρ… Π³Π³. XX Π²., с ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ общСствСнного строя Π² Π’осточной Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ ΠΈ Π‘НГ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ интСрСс ΠΊ ΡΡ‚ничСским, политичСским ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ аспСктам функционирования ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ. Π—Π° ΠΈΡΡ‚Π΅ΠΊΡˆΠΈΠ΅ дСсятилСтия Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии слоТились ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ — Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, социомСтричСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, парамСтричСская концСпция ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-управлСнчСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄.

Анализ многочислСнных ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π΅, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ:

  • — Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ участниками Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Ρ‚Π½Π΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ;
  • — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ (структурныС) характСристики Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹;
  • — Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ участников Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹;
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€.

Π›ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС характСристики Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ (фСномСнологичСскиС, структурныС, динамичСскиС) Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΊΠ°ΠΊ цСлостной микросистСмы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° — ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ людСй, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ сумма входящих Π² Π½Π΅Π΅ Π»ΠΈΡ†, Π° ΠΊΠ°ΠΊ цСлостноС объСдинСниС, ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ общСства, Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ потрСбностСй общСства Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. АмСриканский социолог Н. Π‘ΠΌΠ΅Π»Π·Π΅Ρ€ (1994) выдСляСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ:

  • — Ρ„ункция социализации — процСсс Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ личности Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ срСду ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ (ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚ рядом Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²);
  • — ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ функция Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ состоит Π² ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ людСй (Ρ„ΡƒΡ‚Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠ»ΡƒΠ±, хорСографичСский ансамбль ΠΈ ΠΏΡ€.);
  • — ΡΠΊΡΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½Π°Ρ функция обСспСчиваСт ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ потрСбностСй людСй Π² ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠΈ;
  • — ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ функция проявляСтся Π² ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ людСй ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… для Π½ΠΈΡ… ситуациях.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°, объСдиняя Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ число людСй, Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт собой ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΡƒΡŽ ΠΈΡ… ΡΡƒΠΌΠΌΡƒ. Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ всСгда Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ качСствСнно особыС явлСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ «Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ эффСктами». Они Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ эффСктами, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, являСтся Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΅ настроСниС, психологичСский ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, коллСктивная воля, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ большиС ΠΈ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Π΅ объСдинСния людСй. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ основываСтся Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΈΡ… Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, экономичСским, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, возрастным, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ. Они прСдставлСны государствами, нациями, народностями, партиями, классами. Π§Π΅Ρ€Π΅Π· эти Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ опосрСдованно осущСствляСтся воздСйствиС ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ общСства ΠΈΠ° ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡ… Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ.

Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ всСми людьми, ΠΈΡ… ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, отсутствуСт. Π’ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… (спортивная ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Π°, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ класс, сСмья) ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚ всСх Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π΅Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌ, фамилиям, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ личностным особСнностям, Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ качСствам; всС Ρ‡Π»Π΅Π½Ρ‹ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ нСпосрСдствСнно ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ. Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… ΠΈ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ (ΠΎΡ„ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΠΈ Π½Π΅ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ (Π½Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Они Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ способами возникновСния.

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ (Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΡƒΠΌΠ°, спортивная ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Π°, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ Π·Π°Π²ΠΎΠ΄Π°) ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΡ„ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΡˆΡ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ расписания. Они ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ для осущСствлСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… общСствСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ. НСорганизованныС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ (друТСскиС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ°Π½ΠΈΠΈ, Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌ, Ρ‚ΠΎΠ»ΠΏΠ°, ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ) Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ стихийно, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ сами собой. Π˜Ρ… Π½ΠΈΠΊΡ‚ΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π΅Ρ‚, Π½ΠΈΠΊΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΈΠΌΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ слуТат ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ потрСбности, интСрСсы, взгляды, симпатии, Π° Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ случайно возникшиС условия встрСчи.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ отСчСствСнных психологов, Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ характСризуСтся Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ психологичСским Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ