Социальное партнерство.
Экономика труда
Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (на уровне организации), соглашений (на других уровнях) и их заключению; Уровень организации… Читать ещё >
Социальное партнерство. Экономика труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальное партнерство является важным составным элементом механизма регулирования социально-трудовых отношений. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 1960—1970;е гг. и то не во всех странах. В России она начала формироваться в 1990;х гг. Ее становление и дальнейшее развитие чрезвычайно важно в связи с тем, что в основе социального партнерства лежит не только принцип разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления существовавшей ранее монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества.
Характеристика основных элементов формирующейся в России системы социального партнерства получила нормативное отражение в Трудовом кодексе РФ (разд. II «Социальное партнерство в сфере труда»). Понятие социального партнерства сформулировано в нем (ст. 23) следующим образом: это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Основными принципами социального партнерства являются:
- • равноправие сторон;
- • уважение и учет интересов сторон;
- • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- • полномочность представителей сторон;
- • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- • контроль за выполнением принятых договоров, соглашений;
- • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
- • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования в сфере труда в Российской Федерации;
- • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Формами социального партнерства являются:
- • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (на уровне организации), соглашений (на других уровнях) и их заключению;
- • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- • участие работников, их представителей в управлении организацией;
- • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.