Основные принципы развития моторных способностей детей с умственной отсталостью
Чем больше новых движений будет осваивать ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тем лучше будут развиваться его координационные способности. Психомоторика представляет собой взаимодействие восприятия, переживания, действия (как психического фактора) и движения (как моторного фактора). Ощущать на себе, на своем теле и около тела различные материалы, сохраняя при этом равновесие… Читать ещё >
Основные принципы развития моторных способностей детей с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В структуре занятий по ЛФК большое внимание уделяется развитию моторики и психомоторики умственно отсталых детей [8].
1. Психомоторика
Психомоторика представляет собой взаимодействие восприятия, переживания, действия (как психического фактора) и движения (как моторного фактора).
На уроках по развитию психомоторики учитель помогает познать ребенку окружающий мир через движения.
- 1.1. Слуховое восприятие:
- • реагировать на звуки (указать на источник звука взглядом, жестом, повернуться к нему);
- • воспринимать звуковые сигналы, классифицировать их;
- • воспринимать вербальные сигналы (игра: дети свободно бегают, ходят по залу; по команде учителя «вода» все должны запрыгнуть на возвышенное место (скамейку, гимнастическую лестницу); «земля» — быстро сесть на пол; «огонь» — быстро собраться возле учителя);
- • ориентироваться в пространстве с помощью слухового восприятия.
- 1.2. Зрительное восприятие:
- • находить предмет глазами;
- • фиксировать взгляд на предмете;
- • прослеживать перемещающийся предмет глазами;
- • классифицировать видимые раздражители (по цвету, форме и т. д.);
- • правильно воспринимать местонахождение предмета, человека в пространстве (позиция над, под, перед, позади);
- • реагировать на знаки, жесты, позы (вариант групповой игры: учащиеся свободно перемещаются по залу, учитель, не привлекая внимания голосом, встает в определенную позицию, например поднимает одну руку, учащиеся, заметив это, должны также занять соответствующее исходное положение).
- 1.3. Тактильные ощущения:
- • ощупывать себя, учителя (человеческие прикосновения);
- • ощупывать предметы различной формы, температуры, сделанные из различных материалов;
- • узнавать предметы, осязая их (одному из учащихся завязывают глаза; рядом с ним лежит различный спортивный материал; к нему подходит другой ученик. Первый с завязанными глазами на ощупь должен догадаться, кто это, и выбрать для него по его просьбе из набора спортивного инвентаря определенный предмет);
- • передвигаться с завязанными глазами.
- 1.4. Кинестезические ощущения
Это ощущение своего тела в пространстве, ощущение изменения положения отдельных частей тела в пространстве во время движения, поэтому надо:
- • совершать наклоны, круговые движения туловищем и различными частями тела;
- • выполнять упражнения на равновесие, на установление равновесия после вращения тела;
- • выполнять различные упражнения с закрытыми глазами (поднять левую руку, обе руки положить на живот, правой рукой взять левую ступню);
- • ощущать на себе, на своем теле и около тела различные материалы, сохраняя при этом равновесие (предыдущее упражнение выполнять с мячом в руках);
Эти упражнения способствуют формированию понятий «наверху», «внизу», «впереди», «сзади».
Дети с тяжелейшими нарушениями пассивно участвуют в двигательных упражнениях, комментируемых учителем.
2. Моторика
Это совокупность произвольно управляемых двигательных процессов — движения.
Значение движений в жизни человека трудно переоценить. Дыхание, глотание, ходьба, жесты, мимика, артикуляция и многие другие обеспечивают как жизнедеятельность самого человека, так и общение его с другими людьми.
Все моторные действия управляются психическими процессами, т. е. психика и моторика взаимосвязаны.
2.1. Сепсомоторика
Это развитие движений через ощущения. Сенсомоторные движения улучшаются посредством частого повторения упражнения, имитации, воспроизведения: подвижные игры для многообразного чувственного восприятия через зрительный, слуховой анализаторы, через осязательные ощущения, через мышечные ощущения.
2.2. Координация
Это способность целесообразно соединять различные физические действия (ходьба), преобразовывать выработанные движения в соответствии с ситуацией или заданием (ходьба по лестнице), переключаться с одних на другие (обычная ходьба и ходьба на лыжах).
На уроках ЛФК ставится цель — развивать координационные способности применительно к требованиям жизни (чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, обслуживать себя, правильно ходить, бегать и т. д.).
Чем больше новых движений будет осваивать ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тем лучше будут развиваться его координационные способности.
Необходимо:
- • играть в подвижные игры;
- • играть в спортивные игры;
- • заниматься лыжной подготовкой;
- • заниматься велосипедной подготовкой;
- • выполнять упражнения на развитие равновесия.
Л. П. Уфимцевой, Л. М. Сафоновой, Е. Б. Полежаевой разработана специальная программа, направленная на формирование и коррекцию психомоторных умений и навыков у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью [59].
Задачи программы:
- 1) развитие мелкой моторики (тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно-двигательной координации);
- 2) развитие крупной моторики (статистической и динамической координации движений, силы и выносливости основных мышечных групп);
- 3) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков профессионально-прикладного характера.
Принципы построения программы:
- • доступность;
- • систематичность и последовательность;
- • индивидуальный и дифференцированный подход;
- • практическая направленность.