Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адаптация детей к школьному обучению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приходя в школу, ребенок сразу сталкивается с целым рядом задач. Ему необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить нормы школьного поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и новому режиму дня. Каждая из задач требует перестройки поведения, привычек, ценностей. Подобная перестройка, направленная на приспособление к новым условиям жизни… Читать ещё >

Адаптация детей к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приходя в школу, ребенок сразу сталкивается с целым рядом задач. Ему необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить нормы школьного поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и новому режиму дня. Каждая из задач требует перестройки поведения, привычек, ценностей. Подобная перестройка, направленная на приспособление к новым условиям жизни и деятельности, и называется социально-психологической адаптацией. Изменения, вызванные приспособлением к новым факторам среды, затрагивают как нейрофизиологические, так и социально-психологические уровни регуляции поведения ребенка. Ю. А. Александровский [1] считает, что адаптация человека обеспечивается следующими подсистемами:

  • 1. Поиск, восприятие и переработка информации — имеют ведущее значение и являются основой познавательной деятельности.
  • 2. Эмоциональное регулирование — создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.
  • 3. Социально-психологические контакты — основываются на приобретенных знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.
  • 4. Бодрствование и сон — обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.
  • 5. Эндокринно-гуморальная регуляция — включает различные биохимические механизмы.

В процессе адаптации должна происходить синхронная работа всех подсистем организма, соединенных сложными функциональными связями, однако условно можно выделить физиологический и психологический аспекты адаптации.

В процессе физиологической адаптации можно выделить три фазы приспособления:

  • — ориентировочное;
  • — неустойчивое;
  • — устойчивое.

В первой фазе «ориентировочное приспособление» наблюдаются бурная реакция и значительное напряжение всех систем организма. Эта фаза еще получила название «физиологическая буря», так как нагрузки сравнимы с напряжением космонавта во время невесомости. По данным М. М. Безруких, эта фаза обычно продолжается 2—3 недели.

Во второй фазе «неустойчивое приспособление» организм находит оптимальные варианты реакций на внешние воздействия. «Физиологическая буря» начинает стихать, однако любое изменение внешних условий (смена учителя, классного кабинета и т. п.) может снова ее вызвать. Кроме того, на этой фазе равновесие всех систем организма поддерживается за счет повышенных энергозатрат. Поэтому, если с течением времени не наступает третья фаза, ресурсы организма истощаются и признаки дезадаптации начинают усиливаться.

В третьей фазе «устойчивое приспособление» организм находит наиболее экономный режим функционирования. Поскольку сроки приспособления у каждого ребенка разные, длительность фаз у разных детей может значительно колебаться. Большинство авторов считают, что относительно устойчивое приспособление происходит на 5—6-й неделе обучения (М. В. Антропова, М. М. Безруких и др.).

Показателями плохой адаптации являются: снижение массы тела, снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, повышение артериального давления. Наиболее информативными показателями успешности адаптации являются показатели дневной динамики работоспособности. В 85% случаев они были связаны с данными учебной успеваемости и в 63,7% случаев с показателями сердечно-сосудистой системы.

При сравнении 6- и 7-летних детей выяснилось, адаптация 6-летних детей более длительна. У них наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения, замедление темпов роста и нарастание массы тела во втором полугодии. К возрасту 6,5 лет резко снижается число «незрелых» детей по сравнению с 6-летними — с 51 до 32% (М. В. Антропова).

Психологическая сторона адаптации связана с усвоением новых форм поведения, установлением отношений со сверстниками. Тут также можно выделить три фазы: ориентировку, индивидуализацию, интеграцию. В первой фазе ребенок старается узнать нормы и ценности новой для него социальной группы и овладеть ими. Известно, что для первоклассников носителем норм и ценностей, как правило, является учитель. При этом ребенок стремится «не выделяться», быть как все. Это достигается за счет переживания утраты своих индивидуальных черт. По мере формирования адаптированного поведения в социальной группе индивид начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности. Во второй фазе он демонстрирует свою индивидуальность группе и старается отстоять свое право отличаться от остальных. Принятие группой индивидуальных черт личности приводит к интеграции ребенка в группе. Как правило, происходит признание таких индивидуальных черт, которые не противоречат основным потребностям группы [4].

Во многом успешность адаптации зависит от функционального состояния организма, развития эмоционально-волевой сферы, умственных возможностей и развития социальных навыков поведения и общения. Каждый из этих факторов может затруднить и замедлить процесс адаптации.

Многочисленные исследования процесса адаптации показывают, что большинство детей (56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. У некоторых из этой группы детей могут быть некоторые сложности в приобретении социальных контактов или соблюдении правил поведения, однако к концу октября активность на уроках повышается и нормализуются взаимоотношения с одноклассниками.

Вторую группу детей составляют дети с неустойчивой адаптацией (30%). У них наблюдается более длительный период неблагоприятных форм поведения. Чаще всего это вызвано недостаточной подготовкой детей к школе, поэтому у них снижена учебная активность и выражена игровая мотивация. Лишь к концу первого полугодия у них начинают наблюдаться адекватные формы поведения.

У третьей группы детей (14%) наблюдается нарушение социальнопсихологической адаптации. Они не справляются со своими учебными обязанностями, проявляют негативные формы поведения, отрицательные эмоции. Низкая учебная активность сопровождается и низким социально-психологическим статусом. Дети-одноклассники их активно отвергают. Психологический дискомфорт этих детей проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности. Длительная дезадаптация ведет к формированию пограничных нервно-психических расстройств, сопровождаемых невротическими или депрессивными реакциями, повышению уровня заболеваемости (см.: [2. С. 34]).

Для облегчения адаптации первоклассников сегодня предпринимаются следующие меры:

  • — организационные, связанные с ограничением учебной нагрузки (проведение не более трех уроков в день и сокращение уроков до 30 минут), оптимизацией режима дня;
  • — педагогические, связанные с изменением форм и методов работы (использование дидактических игр), снижением уровня сложности учебного материала, предварительной подготовкой детей к учебным формам работы в школе;
  • — психологические, связанные с формированием социальной группы и налаживанием социальных взаимосвязей, предварительным формированием психологических предпосылок обучения (произвольная регуляция, развитие речи, интеллекта, памяти и т. п.).

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какие подсистемы организма ребенка участвуют в процессе школьной адаптации?
  • 2. Какие этапы можно выделить в процессе адаптации? Чем отличается физиологическая и социально-психологическая адаптация?
  • 3. Какие меры можно посоветовать предпринять родителям, администрации и учителям школы для облегчения адаптации детей к школьному обучению?

Основная литература

  • 1. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и компенсация / Ю. А. Александровский. — М., 1976.
  • 2. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. — М., 1988.

Дополнительная литература

  • 3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.; М., 2003.
  • 4. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопр. психологии. — 1984. — № 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой