Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы психологии развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объединение метода лонгитюда и метода поперечных срезов получило развитие и в западных исследованиях. Так, S. К. Whitbourne в 1968 г. разработала так называемый комбинированный метод (когортно-последовательный план)1. Заключается он в том, что люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются на протяжении длительного периода. Основное достоинство этого метода заключается в том… Читать ещё >

Методы психологии развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование психического развития предполагает использование разнообразных методических приемов. Наиболее полной классификацией методов является классификация Б. Г. Ананьева, построенная по принципу исследовательского цикла в психологии. Она включает четыре основных группы методов, которые отражают четыре основных этапа исследования: организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные[1].

Организационные методы. Для психологии развития специфично применение таких организационных методов, как лонгитюд (метод «продольных» срезов) и сравнительно-возрастной метод («поперечных срезов»).

Лонгитюд — многократное систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Измерения повторяются через промежутки времени и сравниваются с данными, полученными на предыдущих этапах.

Преимущество лонгитюда в том, что он позволяет выявить генетические связи и сам процесс развития (динамику) функций. Недостатки этого метода: трудоемкость, потеря испытуемых, методологические трудности (привыкание к методам, релевантность используемых методов и др.), а также трудность отделения эффектов хронологического возраста от эффектов, связанных с социальным, историческим развитием (эффектов когорты). В целом, используется редко (в основном, из-за трудоемкости). Широкую известность получил Калифорнийский лонгитюд, который длился 40 лет (начиная с 1928 г.). Существуют и кратковременные лонгитюды.

Метод поперечных срезов — самый распространенный метод в психологии развития и возрастной психологии. Заключается он в том, что одновременно обследуются разные возрастные группы. При этом выборки должны быть репрезентативными (с учетом конкретных целей исследования), а сравниваемые группы — однородными. Достоинства метода: исследование проводится за короткий промежуток времени, лучше поддается управлению. Недостатки: проблема сопоставимости выборок; исследует в большей степени возрастную изменчивость, чем возрастную динамику; могут сказываться эффекты когорты (как и в лонгитюде).

К группе организационных относится также комплексный метод, который был предложен Б. Г. Ананьевым в 1960;е гг. Ананьев отмечал, что при изучении периода взрослости необходимо сочетание методов лонгитюда и поперечных срезов. В комплексном исследовании взрослых под его руководством (1965—1972) был применен этот принцип. Комплексный метод подразумевает обследование одних и тех же лиц системой методов, когда человек изучается на уровне индивида, субъекта деятельности и личности.

Объединение метода лонгитюда и метода поперечных срезов получило развитие и в западных исследованиях. Так, S. К. Whitbourne в 1968 г. разработала так называемый комбинированный метод (когортно-последовательный план)1. Заключается он в том, что люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются на протяжении длительного периода. Основное достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет измерять эффекты когорты, т. е. учитывает фактор исторического времени. Основной недостаток — трудоемкость. Такой комбинированный метод необходим при изучении периода взрослости, если требуется отделить эффекты хронологического возраста от эффектов конкретного исторического периода, социально-экономической и политической ситуации. Именно он может преодолеть эффекты когорты, что недоступно как лонгитюду, так и методу поперечных срезов.

Эмпирические методы, или методы сбора научных данных: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), праксиметрические, биографические, психодиагностические, анкетирование, беседа, интервью.

Обрабатывающие методы, количественный и качественный анализ. Количественный анализ: методы математической статистики — описательная статистика, дисперсионный, регрессионный, дискриминантный, корреляционный, факторный, кластерный и другие виды анализа. Качественный анализ: дифференциация материала по типам, видам (категоризация) и психологическая казуистика (описание типичных и исключительных случаев).

  • [1] Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой