Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сенека (ок. 4 до п. э. — 65 н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оказывая благодеяние, он будет принимать в расчет не число и вес, а только достоинство получателя. Никогда в его глазах не будет слишком то пособие, которое получит достойный. Он ничего не будет делать для славы, а всегда будет поступать по совести… Его поведение, хотя бы он оставался один, будет таково, что на него мог бы посмотреть народ. Целью еды и питья будет служить ему удовлетворение… Читать ещё >

Сенека (ок. 4 до п. э. — 65 н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь Сенеки была полна противоречий. Он занимался философией и сочинял поучительные трактаты о нравственности, однако в своей жизни часто отступал от того, о чем писал. Сенека был богат, но воспевал преимущества бедности. Говорил о блаженной жизни мудреца, находящегося далеко от политики, но сам отдал политической жизни немало сил и времени. Наверное, самой большой трагедией его жизни стало то, что он был приставлен воспитателем к императору Нерону, известному в истории своей беспримерной жестокостью и нравственной испорченностью. В конце жизни Сенека, обвиненный в заговоре, по приказу Нерона принимает яд, выказываяпри этом необыкновенное мужество и благородство. Его письма и трактаты больше похожи на исповедь перед самим собой, хотя нередко у них е<^ть и конкретный адресат. Сенеку волновали вопросы жизни, достойной «гражданина мира», которым он, безусловно, считал и себя самого; он разрабатывал нравственные нормы для добродетельного римлянина, доблестного мужа, совершающего подвиги и различные полезные дела на благо республики. Его очень волновали вопросы нравственного самосовершенствования и соответствия человека высоким гражданским идеалам. Считается, что великую Римскую империю погубила испорченность нравов ее граждан, главным образом правителей. И поэтому со всей силой своей гражданской страсти Сенека боролся с этим злом. Во времена его влияния на императора Сенеке удалось вместе с военачальником Афранием Бурром облагородить политические и законодательные нравы Рима, покончив с доносами и финансовыми злоупотреблениями.

Так же, как Эпикур и Демокрит, Сенека утверждал, что счастье можно найти, только живя в «согласии с природой». Счастье не там, где его ищет большинство, не во внешнем успехе, богатстве и возможности получать наслаждения, но в умении построить жизнь, руководствуясь правильным знанием и здравым рассуждением. Совесть как пережитое чувство нравственной нормы и высоко развитое чувство гражданского долга отличают рассуждающего философа от простого обывателя, порабощенного мыслями о суетных вещах вроде денег и власти.

Сенека учил своих сограждан быть свободными, даже находясь в самых тяжелых о<�бстоятельствах беспощадной и бессмысленной тирании. В его времена смерть безвинного человека по доносу случалась настолько часто, что в мирное время погибло больше людей, чем во времена гражданской войны. И в этом случае Сенека считал самоубийство единственным выходом для достойного человека.

У Сенеки из-за его неоспоримых талантов было немало завистников, и не раз он находился на волоске от смерти. Ему приходилось жить в ссылке и оставаться не у. дел после кипучей столичной жизни. И всегда, во всех трудных обстоятельствах жизни ему помогало занятие философией, поддерживавшей стойкость его духа и оптимизм. В письмах Сенеки мы находим настоящий гимн философской мудрости и высокому досугу, дающему возможность поразмышлять о превратностях жизни. Мы также находим в них настойчивые поиски нравственных основ человеческого общежития, того морального кодекса поведения, при котором бы все граждане города чувствовали себя хорошо. Основу этого морального кодекса должны составлять благие дела для пользы других, ибо если пороки и страсти разъединяют людей, го «благодеяние — это то, что более всего связывает человеческий род».

Поучения и наставления Сенеки, содержащиеся в его лучших трудах «О блаженной жизни», «О благодеяниях» и, наконец, в «Нравственных письмах к Луцилию», и сегодня воспринимаются как надежные ориентиры, следуя которым можно уверенно идти по жизненному пути. Его ученикам и последователям, проникшимся духом высокой мудрости римского философа, становятся не страшны бедность и безвестность, болезни и сопутствующие им страдания, несправедливые оговоры и неминуемая смерть. Предаваясь здравым рассуждениям, умный человек всегда сможет найти такое решение жизненной проблемы, которое обеспечит ему спокойное и просветленное состояние духа. Высказывания Сенеки взяты из его сочинений «Нравственные письма к Луцилию» и «О благодеяниях».

  • ?Ф Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимет… Те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
  • ?Ф Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше… Ты спросил, каков предел богатства? Низший — иметь необходимое, высший — иметь столько, сколько с тебя довольно.
  • ?ФЕсли ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в нем самом.
  • ?ФТо, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь от избытка.:. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому в бедности хорошо, тот и богат.
  • ?Ф" Я указываю другим тот правильный путь, который сам нашел так поздно, устав от блужданий. Я кричу: «Избегайте всего, что любит толпа, что подбросил вам случай! С подозрением и страхом остановитесь перед всяким случайным благом!»
  • -ФМного неприятного ждет тех, кто рьяно заботится о теле: вопервых, утомительные упражнения ист. ощаютум и делают его неспособным к вниманию и занятиям более тонким; во-вторых, обильная пища лишает его изощренности.
  • ?ФЖизнь глупца безрадостна и полна страха, потому что он все откладывает на будущее.
  • -Ф Философия не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть нс! на словах, а на деле. Она не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин, гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что требуется совет, которого можно спросить только у нее… Связывает ли нас непреложным законом рок, божество ли установило все в мире по своему произволу, случай ли без всякого порядка швыряет и мечет, как кости, человеческие дела, — нас должна охранять философия.

Вот, что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие. Хороший кормчий плывет и с изодранным парусом, и даже когда снасти сорвет, он приспособит то, что осталось, и плывет дальше.

  • ?ФПервая обязанность мудрого и первый признак мудрости — не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою.
  • ?ФДостиг вершины тот, кто знает, чему радоваться, кто не отдает своего счастья на произвол других; отбрось и растопчи все, что блестит снаружи, что можно получить из чужих рук, стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое.
  • •Ф* Только жадность к истинному благу безопасна. «Но что это такое, — спросишь ты, — и откуда берется?» Я отвечу: его дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному, ровный ход спокойной жизни, катящейся по одной колее.
  • ?Ф* Все, в чем мы нуждаемся, или стоит дешево, или ничего не стоит. Природа требует только хлеба и выводов, а для этого никто не беден. «Кто ограничил ими свои желания, тот поспорит в блаженстве с самим Юпитером», — говорил Эпикур.
  • ?Ф Надо жить с таким убеждением: «Не для одного уголка я рожден; весь мир мне отчизна».

" О* Как может быть дорог народу тот, кому дорога добродетель? Благосклонность народа иначе как постыдными уловками не приобретешь. Толпе нужно уподобиться: не признав своим, она тебя не полюбит. Только низким путем можно снискать любовь низких.

  • •Ф* Кто не хочет умирать, тот не хотел жить. Ибо жизнь дана нам под условием смерти и сама есть лишь путь к ней.
  • ?фСчастливую жизнь составляют свобода духа, доброта, непоколебимая стойкость, неустрашимость, бесстрастие и сознание, что единственное благо — нравственное достоинство и единственное зло — порочность…
  • ?Ф' Человек, стоящий на столь прочной почве, непременно все время должен ощущать, желает он того или нет, веселое настроение и приятное чувство полного, исходящего из глубины души удовлетворения, так как он доволен своим внутренним достоянием и не желает его преумножить.
  • ?ФВнешние преимущества не должны развращать и подчинять себе человека; последний должен преклоняться лишь перед своим духовным достоинством. Пусть он окажется искусным строителем своей жизни, полагаясь на себя и будучи готовым одинаково встретить как улыбку судьбы, так и ее удар. Пусть его уверенность опирается на знание, а знание пусть отличается постоянством; однажды принятые им решения должна оставаться в силе, не допуская никаких поправок… Такой человек будет спокоен и совершенен.
  • ?Ф Высшее бдаго заключается в самом сознании и совершенстве духа. Высшее благо — это непреклонная твердость духа, предусмотрительность, тонкость, здравие, независимость, гармония, красота… Она сама по себе служит наградой.
  • *Ф Мы должны с достоинством принимать все, что нам суждено претерпевать в силу всеобщей закономерности бытия: мы как бы обязались клятвой мириться с человеческой участью и не смущаться неизбежными для нас явлениями.

?ФБлагородно поступает тот, кто, не считаясь с собственными силами человеческой природы, ставит себе высокие цели, старается их достигнуть и мечтает о столь великих делах, что воплощение их в жизнь оказывается трудным даже для людей, рбладающих недюжинными дарованиями. Бот какие цели он может поставить себе: при виде смерти и при известии о ней он будет хранить одинаково спокойное выражение лица; он будет переносить тяжелые испытания, каковы бы они ни были, подкрепляя телесные силы духовными; он будет презирать богатство — независимо от того, будет оно у него или нет; он не станет печальнее, если оно будет принадлежать другому, и более гордым, если оно будет окружать его или карать; на все земли он будет смотреть, как на свои, а на свои — как на всеобщее достояние; он будет жить в убеждении, что он родился для других и будет за это благодарен природе, так как она не могла позаботиться лучше о его интересах: его одного она подарила всем, а всех — ему одному.

Бее свое имущество он не будет скаредно беречь и расточительно тратить, признавая наиболее прочной для себя собственностью то, что он удачно подарит другому.

Оказывая благодеяние, он будет принимать в расчет не число и вес, а только достоинство получателя. Никогда в его глазах не будет слишком то пособие, которое получит достойный. Он ничего не будет делать для славы, а всегда будет поступать по совести… Его поведение, хотя бы он оставался один, будет таково, что на него мог бы посмотреть народ. Целью еды и питья будет служить ему удовлетворение естественных потребностей, а не наполнение и опорожнение желудка. Он будет любезен в обращении с друзьями, кроток и уступчив в отношении врагов, оказывая милость раньше, чем услышит мольбу, предупреждая частные просьбы. Он будет помнить, что его родина — весь мир, что во главе его стоят боги и что эти строгие судьи его деяний и слов находятся над ним и около него. А когда природа потребует, чтобы он возвратил ей свою жизнь или сделал это по требованию своего разума, он уйдет, засвидетельствовавши, что он дорожил чистой совестью и стремился к добру, что ничья свобода, и прежде всего его собственная, по его вине не была ограничена.

  • •Ф* Благо есть непобедимая сила души, опытная в делах, спокойная в действии, с большим человеколюбием и заботливостью к ближним. Мне хочется определить его так: счастлив человек, для которого добро и зло существуют лишь как добрая и злая душа, кто упражняется в честности, кто довольствуется добродетелью, кого случайность не превознесет и не обессилит, кто не знает другого счастья кроме того, какое он сам себе может создать, для кого истинным наслаждением будет презрение к чувственному наслаждению.
  • ?Ф Блаженную жизнь создает дух свободный, неустрашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо — честь, единственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных вещей, не отнимающих от блаженной жизнь и ничего к ней не прибавляющий, приходящих и уходящих без пользы и вреда для высшего блага.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой