Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научные школы в географии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Школы типа «лидер—последователи» являются сообществами школ вышеназванного типа и отдельных ученых, консолидирующихся под влиянием ведущих научных идей и концепций. Ярким и масштабным примером этого типа является экономико-географическая (районная) школа Н. Н. Баранского, которая начала формироваться в конце 20-х — начале 30-х годов, когда ни у него, ни у его последователей учеников, вошедших… Читать ещё >

Научные школы в географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшую роль в развитии географического знания всегда играли выдающиеся ученые, представляющие собой своеобразные «вехи» в истории науки. В этом ряду имена Б. Варениуса, М. В. Ломоносова, В. И. Татищева, А. Гумбольдта, К. Риттера, А. Геттнера, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Ф. Рихтгофена, У. Дэвиса, П. Видаля де ла Блаша, В. В. Докучаева, Д. С. Берга, Н. Н. Баранского, В. Э. Дена, А. А. Григорьева и многих других замечательных деятелей географии. Их влияние неоднозначно, их труды и идеи далеко не всегда по справедливости оценивались современниками и часто «воспринимались» спустя многие десятилетия. Нередко бывало, что даже такие наиболее крупные, гениальные ученые не имели учеников, не оставили после себя научной школы.

Проблема научной школы в географии до конца еще не разработана. В общем виде под научной школой понимают творческое объединение ученых разных поколений, работавших (или работающих) в одном перспективном направлении во главе с руководителем (иногда двумя руководителями). Руководитель, как правило, сочетает черты талантливого ученого, богатого научными идеями, большого энтузиаста и организатора науки, одного из признанных лидеров крупного научного направления. Научные школы отличается своими традициями, проблематикой и исследовательской программой, главной концепцией, особым подходом и стилем исследования и соответствующим им методом. По масштабу научные школы подразделяются на местные, общенациональные, интернациональные; по характеру направления — комплексные, междисциплинарные и отраслевые. Кроме того, они отличаются по количеству учеников и последователей и объему их продукции (и качеству), т. е. уровнем достижений представителей школы. Крупнейшие научные школы развиваются, ветвятся, их «кроны» становятся все белее могучими и своим «ветвями» они соединяются друг с другом, часто пересекая национальные границы стран происхождения этих школ.

Выделяют следующие критерии формирования научных школ:

  • во-первых, это общественная практика, потребность в данном научном направлении, которое разрабатывает эта школа;
  • во-вторых, роль основателей таких школ, которые «создаются крупными, очень смелыми, работоспособными и целеустремленными учеными, имеющими много учеников и последователей, вдохновляющими их на исследования, поиски, открытия, на применение результатов науки на практике»;
  • в-третьих, ход развития науки, ее история, ее перспективы, обусловливающие возрождение и развитие школ;
  • в-четвертых, сила воли основной творческой группы, ее новаторство, преданность любимому делу, умение увлечь молодежь.

Исходя из этих критериев Ю. Г. Саушкин (1976) выделил следующие научные школы, которые сложились в отечественной географии в XIX — начале XX в.

Научная школа П.П. Семенова-Тян-Шанского (школа Русского географического общества — РГО). Выделение этой школы — не простой вопрос, так как Семенов-Тян-Шанский не преподавал в университете, не имел учеников в прямом смысле слова, но более 40 лет руководил Русским географическим обществом и превратил это общество в отличную школу молодых исследователей, путешественников, океанологов, картографов, экономистов. В РГО Семенов-Тян-Шанский создал целое поколение географов широкого профиля, комплексников.

Университетская географическая школа, созданная Д. Н. Анучиным на базе Московского университета, где в 1884 г. была открыта первая в России кафедра географии, которую возглавил этот выдающийся ученый.

Научная школа В. В. Докучаева — явление исключительное и в масштабе нашей страны и в мировой науке. Эта школа оказалась новаторской и творчески плодотворной, что обогатила многие науки: геологию, минералогию, почвоведение, ботанику, создала учение о лесе. В числе наук, на которые идеи Докучаева оказали сильнейшее влияние, находится и география. Эта выдающаяся научная школа, которую нельзя назвать собственно географической, разветвлялась, образовывая новые коллективы ученых разного профиля, в том числе и географовландшафтоведов, биогеографов, гляциологов, геоморфологов, палеогеографов и т. д. Таковы важнейшие основы русской географической науки XIX — начала XX в.

Некоторые ученые считают, что первой научной географической школой в России является школа Военной академии Генерального штаба, учрежденная в 1832 г. (Жекулин, 1989).

Одновременно формировались западные географические школы, в особенности — немецкая (с такими выдающимися представителями, как О. Пешель, Ф. Рихтгофен, Ф. Ратцель и др.) и французская «школа географии человека», основоположником которой был П. Видаль де ла Блаш.

В XX в. в отечественной географии сформировались пять «природно географических» школ: физико-географическая школа Л. С. Берга — А. А. Борзова; географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова — С. Д. Муравейского; океанологическая школа Ю. М. Шокальского — Н. Н. Зубова; географо-геохимическая школа В. И. Вернадского — Б. Б. Полынова; биогеографическая школа В. Н. Сукачева.

При этом важно подчеркнуть, что лидеры этих школ и развиваемые ими научные направления «выросли» на основе традиций, заложенных в отечественной географии XIX в.

В подсистеме общественно-географических наук выделяют экономико-географическую школу Н. Н. Баранского — Н. Н. Колосовского, которую иногда называют «московской» экономико-географической школой. Можно выделить также экономико-географическую школу Ленинградского университета, главой которой был В. М. Четыркин.

В иерархии национальной научной школы в географии выделяют следующие ступени: 1) общероссийская (ранее совет* ская) национальная географическая школа, соответствующая ассоциации (группе) научных школ, которые имеют общую методологию, характеризующуюся комплексным подходом к исследованию научных проблем и практическим применением результатов исследований; 2) общегеографические школы (например, школы общего, или комплексного, страноведения); 3) междисциплинарные школы (эколого-географического, природопользовательского и ресурсного циклов); 4) школы отдельных географических наук (отраслевые — в области физической географии, социально-экономической географии, истории и методологии географической науки и др.); 5) школы научных направлений — общегеографического описательного, ландшафтного, геоморфологического, биогеографического, гидролого-географического, палеогеографического, социально-географического и других направлений, т. е. научные школы, решающие частные теоретические и прикладные вопросы отдельных географических наук.

Вместе с тем выделяются ведущие и региональные (или местные) научные школы, научные школы типа «учитель—ученик» и «лидер (лидеры) — последователи».

Ведущими можно назвать те научные школы, идеи которых составляют значительный этап в развитии науки, подготовившие ведущих ученых страны, распространившие свои идеи по ее территории и создавшие новые научные школы, как в центре, так и в регионах. Примером может служить созданная в Воронеже Ф. Н. Мильковым большая научная школа физико-географов ландшафтоведов и антропогенного ландшафтоведения.

Региональные научные школы, испытывающие влияние ведущих школ, решают отдельные проблемы науки и региональные проблемы. В России такие школы сложились (в основном на базе географических подразделений университетов) в Казани, Воронеже, Перми, Иркутске, Владивостоке и других городах. Такие школы могут перерастать в ведущие (например, вышеназванная школа Ф. И. Милькова или казанская школа географов) — общегеографическая школа исследований в области моделирования структуры и функционирования геосистем.

Широкое распространение в отечественной географии получили научные школы типа «учитель—ученик*. По некоторым данным в России и сопредельных странах существует 375 персональных научных школ этого типа, давших учеников на уровне докторов наук, создавших, в свою очередь, новые персональные школы такого рода. Крупнейшие школы типа «учитель—ученик» создали в экономической географии — Н. Н. Баранский и Ю. Г. Саушкин, в физической географии — К. К. Марков, в климатологии — С. П. Хромов и О. А. Дроздов, в картографии — К. А. Салищев и т. д.

Школы типа «лидер—последователи» являются сообществами школ вышеназванного типа и отдельных ученых, консолидирующихся под влиянием ведущих научных идей и концепций. Ярким и масштабным примером этого типа является экономико-географическая (районная) школа Н. Н. Баранского, которая начала формироваться в конце 20-х — начале 30-х годов, когда ни у него, ни у его последователей учеников, вошедших впоследствии в состав элиты отечественной географии, еще не было. Другим примером может быть названа отраслево-статистическая (традиционная) экономико-географическая школа, созданная в Ленинграде В. Э. Деном. Следует отметить, что именно В. Э. Ден впервые в России ввел курс экономической географии в высшем учебном заведении на одноименной кафедре Санкт-Петербургского политехнического института, которую он возглавил в 1902 г., и на первых этапах развитие экономической географии в России как самостоятельной науки обязано целиком этому ученому. Преследование школы Дена (особенно в 30-е годы) нанесло большой вред советской географии, но в настоящее время уже признано, что эта школа имела право на существование в свое время и имеет сейчас, так как развитие экономической географии немыслимо без синтеза отраслевых и региональных исследований территории.

Школы типа «лидер—последователи» привлекали к сотрудничеству представителей различных научных школ и направлений. Например, через Л. С. Берга «пересекались» школы Д. Н. Анучина и В. В. Докучаева, через К. К. Маркова — школы Л. С. Берга и Я. С. Эдельштейна, И. С. Щукина — Д. Н. Анучина и А. А. Борзова. Довольнр часто ученые-лидеры, заменившие своих учителей, создавали свои научные школы в нескольких научных направлениях (например, К. К. Марков — в общем землеведении, геоморфологии, палеогеографии, физической географии океанов; Б. Ф. Добрынин — в физико-географическом страноведении и геоморфологии).

И в заключение этой темы подчеркнем, что формирование различных национальных географических школ — это результат различных путей становления географии как науки, в которых отражаются не только общие тенденции развития географической мысли, но и специфические особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки.

Разумеется, национальные географические школы формируются и развиваются не изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют, причем есть яркие примеры ученых, которые работали в различных школах, связывая их и взаимообогащая. Таким ученым был наш замечательный соотечественник Лев Ильич Мечников, который активно и плодотворно работал не только в России, но и во Франции, Японии и других странах.

Однако каждая из этих школ имела (и имеет в настоящее время) свои специфические черты, внесла свой вклад в мировую географическую науку, и исследование этого вклада представляет важную задачу истории науки.

В настоящее время наиболее крупные национальные географические школы успешно работают в Германии, Франции, Великобритании, США, Японии, а также в Бразилии, Индии и некоторых других странах. Международные связи географов, например англоязычных стран, настолько сильны, что часто говорится об англо-американской географии, т. е. речь идет уже об интернациональных научных школах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой