Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ биологичСский Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ созрСвания ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ — Π²Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ стадия развития; приспособлСниС ΠΊ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ изобрСтСния, открытия, обдумывания ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ всячСски ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ «ΡˆΠΈΠΌΠΏΠ°Π½Π·Π΅ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» повСдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ повСдСния ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌΠΈ обСзьянами ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ; ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ испытуСмый дСмонстрируСт Π²ΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСт… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ биологичСский Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ созрСвания ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π₯ΠΎΠ»Π»Π°, извСстный амСриканский психолог ΠΡ€Π½ΠΎΠ»ΡŒΠ΄ Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» (1880−1971), ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» Π»ΠΎΠ½Π³ΠΈΡ‚ΡŽΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ психичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ возраста с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ срСзов[1]. Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π° интСрСсовало, ΠΊΠ°ΠΊ измСняСтся дСтскоС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΎΠ½ Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π» ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊ появлСния ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ психичСской активности, начиная с Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π·Π°Π½ΡΡ‚иях, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ интСрСсы.

Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» сдСлал Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ шаги ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ развития ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ основу, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„Π°Π·Ρ‹ развития ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… слагаСмых повСдСния ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания. Π‘Π°ΠΌ Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π» свой ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ исслСдования «Π±ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСскилабораторным». Π’ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠΌ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ (Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ) использовалась ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° для ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ рСгистрации (Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠΈ киносъСмки) ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ»ΠΎΡΡŒ стСкло с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΡ†Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ («Π·Π΅Ρ€ΠΊΠ°Π»ΠΎ Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π°»). Он ΡΡ‚рСмился ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ‚ΡŒ условия наблюдСния ΠΊ Π΅ΡΡ‚СствСнным условиям ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ΄ занятий — ΠΈΠ³Ρ€Π° с ΠΏΠ΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ с Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΄Ρ‹, ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ (Π² ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ). Диагносты ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ способами повСдСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Π½Π΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ использовал ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния развития Π±Π»ΠΈΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ², развития Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρƒ ΡΠ»Π΅ΠΏΡ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ). Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΈΠΌ Π±Ρ‹Π» составлСн Атлас повСдСния ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π° ΠΈΠ· 3200 Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ, Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ описана фСномСнология развития (роста) Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ 16 Π»Π΅Ρ‚, Π²Ρ‹Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌ развития Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, повСдСния. БистСма тСстов Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π° составила основы практичСской диагностики психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. Π’ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… интСрСсов Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство — Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста.

Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» рассматривал Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… созрСвания ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°. ЀизичСский рост, Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ проходят ряд возрастных стадий Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ВыявлСнныС Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»ΠΎΠΌ этапы ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ прСимущСствСнно Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠΌ развития, «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌ повСдСния» , ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π» количСствСнныС измСнСния. Π‘Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ развития гласит, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ психичСского развития Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высок ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ; ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ взрослСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° происходит Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π·Π°Ρ‚ΡƒΡ…Π°Π½ΠΈΠ΅ скорости развития. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ возрастного развития (роста) Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ расчлСнСниС дСтства Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития ΠΏΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΡŽ измСнСния Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° роста: ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокий «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΡΡ‚» повСдСния, ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Π³ — срСдний ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π΄ΠΎ 18 Π»Π΅Ρ‚ — Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ развития.

Богласно Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ созрСвания Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π°, сущСствуСт вроТдСнная тСндСнция ΠΊ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ: «Π’роТдСнная тСндСнция ΠΊ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ нСискорСнима, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ Π³ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ°Π΅Ρ‚ всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ сСбя, ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π² Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ мСньшСй стСпСни, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡˆΠ΅Π³ΠΎ нСвСТСства»[2].

ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒΡ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π°, Выготский Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π΅Π΅ «ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Ρ€Π°Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ» ΠΈ «ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ», ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ растворяСтся Π² Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° вСсь Ρ…ΠΎΠ΄ дСтского развития подчиняСтся Π²Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹[3].

Π’ Ρ‚Π°Π±Π». 4 ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ основныС ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 4

ВСория созрСвания А. Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π°

Основной ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ исслСдования.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡ‹ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования.

НаблюдСния (Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, с ΠΊΠΈΠ½ΠΎΠΈ фоторСгистрациСй), тСсты, опросы Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ; Π»ΠΎΠ½Π³ΠΈΡ‚ΡŽΠ΄; сравнСниС развития Π±Π»ΠΈΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ², Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ….

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ понятия.

Π‘ΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, прирост повСдСния, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развития, ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ роста (развития).

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ.

Π—Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ психичСского развития (всСх Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² — ΠΎΡ‚ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π΄ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΡ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° психичСского развития, Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии дСтства. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ контроля Π½Π°Π΄ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ развития.

БиологичСский Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€, гСнСтичСски Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ созрСваниС (ΠΏΡ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ·ΠΌ).

Π¦Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅.

Π’Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ для провСдСния психологичСских исслСдований. ΠœΠΎΡ‰Π½Π°Ρ эмпиричСская Π±Π°Π·Π°. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ дСтского развития. ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ внимания ΠΊ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ процСссов созрСвания. Π‘ΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

НаправлСния ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

АкцСнтированиС биологичСской основы развития — «ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌ» (Π›. Π‘. Выготский); Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², пСрСнос Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚ях срСднСго класса, Π½Π° Π²ΡΠ΅ ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ случаи.

Π’ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ австрийский психолог ΠšΠ°Ρ€Π» Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ (1879- 1973), Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ врСмя Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Π²ΡŽΡ€Ρ†Π±ΡƒΡ€Π³ΡΠΊΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, создал свою ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Он Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π²Π°Π»ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ процСсс прСвращСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (сущСства, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, пассивного, бСспомощного, лишСнного всяких Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ) — Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°[4]; ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ вСсь ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ восхоТдСниС ΠΏΠΎ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ биологичСской лСстницС — ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Π΅Π·ΡŒΡΠ½Ρ‹ Π΄ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° исслСдования, ΠΏΠΎ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Ρƒ, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π²Π΅Ρ‡Π½Ρ‹Π΅, основныС, нСзависимыС ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… влияний Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ развития Π² Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅. По Π·Π°ΠΌΡ‹ΡΠ»Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ, подходящая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° экспСримСнта для исслСдования дСтского развития Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ заимствована ΠΈΠ· ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ зоопсихологии. Π­Ρ‚ΠΎ «ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ», «ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ использованиС искусствСнных ситуаций» , — ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌ обСзьянам Π’. ΠšΠ΅Π»Π΅Ρ€ (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ шимпанзС ΠΏΠ°Π»ΠΎΠΊ, ящиков ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΈΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, для притягивания ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ нСдоступного лакомства).

Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ извСстСн ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ прСформистской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ «Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ступСнСй» Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. БиологичСский Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ (саморазвитиС психики, саморазвСртываниС) рассматривался ΠΈΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ основной. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ настаивал Π½Π° биологичСской обусловлСнности развития Π² Π΄Π΅Ρ‚ствС, Π½Π° Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ способностСй, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Π΅Π· упраТнСния ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ нс Ρ€Π°ΡΠΊΡ€ΠΎΡŽΡ‚ся Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅.

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΏΠΎ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Ρƒ, Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ стадии, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ стадиям ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…: инстинкт, дрСссура, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΡ‚ — низшая ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ развития; наслСдствСнный Ρ„ΠΎΠ½Π΄ способов повСдСния, Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΊ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ лишь Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… стимулах. Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΡ‚Ρ‹ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — расплывчатыС, ослаблСнныС, расщСплСнныС, с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ различиями. Набор Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… инстинктов Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ) ΡƒΠ·ΠΎΠΊ — ΠΊΡ€ΠΈΠΊ, сосаниС, Π³Π»ΠΎΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅, Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ рСфлСкс.

ДрСссура (ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ условных рСфлСксов, ΠΏΡ€ΠΈΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ) Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°ΠΌ, опираСтся Π½Π° Π½Π°Π³Ρ€Π°Π΄Ρ‹ ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ. ДСтская ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΏΠΎ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Ρƒ, — СстСствСнноС ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ стадии.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ — Π²Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ стадия развития; приспособлСниС ΠΊ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ изобрСтСния, открытия, обдумывания ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ всячСски ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ «ΡˆΠΈΠΌΠΏΠ°Π½Π·Π΅ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» повСдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ повСдСния ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌΠΈ обСзьянами ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ; ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ испытуСмый дСмонстрируСт Π²ΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСт бСспорядочныС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Ρ‹. «ΠΠ³Π°-рСакция», «Π°Π³Π°-ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», ΠΌΠ³Π½ΠΎΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ схватываниС сути Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ трансформируСт ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ прСвращаСтся Π² ΡΠΏΠΎΠΊΠΎΠΉΠ½ΠΎΠ΅, упорядочСнноС Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ситуации Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ находится сразу.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стадии развития психики ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ происходит смСщСниС ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΡ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ. Π­Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ дСйствия ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ: сначала дСйствиС, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°. Π”Π°Π»Π΅Π΅ дСйствиС сопровоТдаСтся Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ, Ρ‚. Π΅. ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ процСсса. И Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, прСдставлСниС (прСдвосхищСниС) ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ собствСнно Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ.

Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ для Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ творчСства Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊ, ΠΎΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ процСсса Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Сния, придумывания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ.

Π’ Ρ‚Π°Π±Π». 5 схСматично ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° тСория Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ступСнСй.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 5

ВСория Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ступСнСй К. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π°

Автор

ΠšΠ°Ρ€Π» Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€

НазваниС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ.

ВСория Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ступСнСй развития.

Основной ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ исслСдования.

ЗакономСрности психичСского развития; Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ стадий развития дСтской психики (инстинкт, дрСссура, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚).

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования.

ЗоопсихологичСский экспСримСнт.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ понятия.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΡ‚, дрСссура, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΎΡΡ…ΠΈΡ‰Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ.

  • 1. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡ закономСрностСй ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ психики ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.
  • 2. РассмотрСниС психики Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ²ΡΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π²Π΅Π½Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΉ психикой ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΠΎΠΉ взрослого ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.
  • 3. Роль эмоций Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ развития.

ΠŸΡ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ·ΠΌ, Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π¦Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ экспСримСнта Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ дСтского развития, идСя развития.

НаправлСния ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

Биологизаторский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ — Π½Π΅Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ спСцифики развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ возмоТностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π“Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ интСрСс Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π° сосрСдоточСн Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ДСтская психология для Π½Π΅Π³ΠΎ — это ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго психология Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста, ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ отоТдСствляСтся с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ„Π°Π·Ρ‹ дСтства Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсам ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…Π°ΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. НСкоторыС выдСляСмыС Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ΠΎΠΌ эпохи: ΡˆΠΈΠΌΠΏΠ°Π½Π·Π΅ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ возраст; стадия вопросов ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ²; стадия вопросов «ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ»; возраст сказок; возраст Π ΠΎΠ±ΠΈΠ½Π·ΠΎΠ½Π° ΠΈ Π΄Ρ€. Π€Π°Π·Ρ‹ дСтства Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ рассматривал ΠΊΠ°ΠΊ биологичСскиС Ρ„Π°Π·Ρ‹ развития; ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, свойствСнноС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ эпохи ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды ΠΏΡ€ΠΈΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΊ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, всСобщСму, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρƒ развития.

Выготский ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ‚СорСтичСских построСниях Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π° Π΅ΡΡ‚ΡŒ цСнная, ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ всС идСя развития ΠΈ Ρ‚СндСнция Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ аспСктС биологичСского развития. Однако стрСмлСниС нСпосрСдствСнно вывСсти всю ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Ρƒ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈΠ· Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΊΠΎΡ€Π½Π΅ΠΉ, Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… успСхов Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ большого ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π°, Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ΄ΠΈΠ°Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ. Π€ΠΈΠ»ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· ΠΈ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· психики ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ биологичСской ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ[5].

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» А. ПСдология Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. М., 1930.
  • [2] Π“Π΅Π·Π΅ΠΌ А. ПСдология Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. Π‘. 231.
  • [3] Π‘ΠΌ.: Выготский JI. Π‘. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… ΠΡ€Π½ΠΎΠ»ΡŒΠ΄Π° Π“Π΅Π·Π΅Π»Π»Π° // Π“Π΅Π·Π΅Π»Π» А. ПСдология Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. Π‘. 8.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ К. ΠžΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. М., 1930.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Выготский Π›. Π‘. Π’ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡ ΠΊ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ К. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π° «ΠžΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» // Возрастная ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ психология: тСксты. М., 1992. Π‘. 18−31.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ