Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠšΠ΅ΠΉΡΡ‹. 
Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΡŽ: психолог

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Π°Π²Π³ΡƒΡΡ‚Π΅ 1942 Π³. Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ польский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π―. ΠšΠΎΡ€Ρ‡Π°ΠΊ ΠΈ 200 Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠΌ Π”ΠΎΠΌΠ° сирот Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π΄Π΅ΠΏΠΎΡ€Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈΠ· Π’Π°Ρ€ΡˆΠ°Π²Ρ‹ Π² Ρ„Π°ΡˆΠΈΡΡ‚ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π»Π°Π³Π΅Ρ€ΡŒ Π’Ρ€Π΅Π±Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ°. ΠšΠΎΡ€Ρ‡Π°ΠΊ отказался ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ свободы ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Π΅Π» ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, приняв с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π² Π³Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠ°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅. Π’ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ Π² 1918 Π³. ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠšΠ°ΠΊ Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ слова: «ΠžΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ошибок ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΠ΅ΠΉΡΡ‹. Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΡŽ: психолог (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

КСйс 1. ΠœΠ΅ΡΡ‚ΠΎ психологии Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊ ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ познания Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎ. ΠŸΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психология ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ философскиС ΠΈ Π΅ΡΡ‚СствСннонаучныС ΠΊΠΎΡ€Π½ΠΈ.

Как Π²Ρ‹ Π΄ΡƒΠΌΠ°Π΅Ρ‚Π΅, с ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ связана соврСмСнная практичСская психология ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ явлСния ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ?

КСйс 2. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ пророчСство Π‘Π°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ пророчСство (Π°Π½Π³Π», self-fulfilling prophecy) — Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, приводящСС ΠΊ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ поступкам, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. По ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, это ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅, приводящСС ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚виям, Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ послСдствия ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΈ ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ это ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅. ИдСя ΡΠ°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ пророчСства Π±Ρ‹Π»Π° популяризирована амСриканским социологом Π . ΠœΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ тСория ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ структура». Автором ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ (Π΅Π΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅ΠΌΠΎΠΉ) стал амСриканский социолог Π£. Вомас, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ писал: «Π•ΡΠ»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ опрСдСляСт ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, ΠΎΠ½Π° — Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Π° ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ послСдствиям». ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅ΠΌΡ‹ Π½Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ люди Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ особСнности ситуации, Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ — ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° прСимущСствСнно — Π½Π° Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ эта ситуация ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ для Π½ΠΈΡ…. И ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° люди ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ситуации свСрхзначимый смысл, ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вия этого повСдСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (смыслом), Π° Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуациСй. Π’ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅ΠΌΡƒ: Π² ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Π°Π³ΠΎΠ½Π° заходят Π»ΠΈΡ†Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… пассаТиры Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅Ρ€ΠΎΠ². Если Ρƒ ΠΏΠ°ΡΡΠ°ΠΆΠΈΡ€ΠΎΠ² ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ сомнСния Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ возникшСй ситуации (Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ это мошСнники), Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ Π±ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Ρ‹ для ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ, ΠΎΠΏΠ»Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡˆΡ‚Ρ€Π°Ρ„Ρ‹ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ отсутствия Π±ΠΈΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ пророчСства ΠΈΠ· Π²Π°ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π²Π°ΡˆΠΈΡ… Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ…. ΠžΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΡ? ΠžΠ±ΠΎΡΠ½ΡƒΠΉΡ‚Π΅ свои Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ изучСния ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… психологичСских дисциплин — ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ практичСских — ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΠΏΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ пророчСства?

КСйс 3. ЭмпиричСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ чСловСчСской ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ интСрпрСтация ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ восприятиС Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ опрСдСляСтся воспитаниСм, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ, психологичСским состояниСм ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. ИмСнно поэтому Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… людСй ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈ Ρ‚Π° ΠΆΠ΅ Π²ΠΎΠ΄Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ солСной ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΎΡ€ΡŒΠΊΠΎΠΉ, Ρ‚Π΅ΠΏΠ»ΠΎ ΠΎΠ±ΠΆΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΎΠ³Ρ€Π΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, зСлСнь ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π±Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΎΠΉ, ΡΠ²Π΅ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ приятно Π²Π·Π±Π°Π΄Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ чувство зябкости. Π‘ΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ восприятия ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ познания ΠΎΡ‚ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π§Π΅ΠΌ большС Π½Π΅ΡƒΡ‡Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π½Π΅ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ исслСдуСмого ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Ρ‚Π΅ΠΌ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ отклонСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° ΠΎΡ‚ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ отклонСния Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ). Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΆΠΈΡ‚Сйских, философских ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… способов познания Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ стрСмится ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ивности. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ эмпиричСской ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ достигаСтся Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ контролирования условий исслСдования, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… экспСримСнтов, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ рСгистрируСмых Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…. ΠΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‚. Π΅. ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚. Π΅. соотвСтствиС прСдставлСний ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ исслСдования этой Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… эмпиричСских явлСний, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚. Π΅. Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ сСнсорными систСмами Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, связана с ΠΈΡ… ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями. ЧСловСчСскоС Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспринимаСт лишь ΠΌΠ°Π»ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ элСктромагнитных Π²ΠΎΠ»Π½, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΡ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠ°Π·ΠΎΠ½ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ»Π΅Π±Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅Π²Π΅Π»ΠΈΠΊ; Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ всСх ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сСнсорных возмоТностСй Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Вакая, связанная с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями чСловСчСских ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, диспропорция воспринимаСмой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ обозначаСтся ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ тирания чувств[1]. УстранСниС этой диспропорции достигаСтся Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ тСхничСских срСдств, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… «ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ», «ΡƒΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ», «ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ нСвосиринимаСмоС. К ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ устранСния чувствСнных ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти микроскопы, тСлСскопы, Ρ‚ΠΎΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„Ρ‹, энцСфалографы, ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ„Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ влияния психологичСских состояний Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. БущСствуСт Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π² Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации (экзамСн, ΠΏΠΎΠΊΡƒΠΏΠΊΠ° ΠΌΠ°ΡˆΠΈΠ½Ρ‹, свадьба, Ρ€Π°Π·Π²ΠΎΠ΄, Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π° ΠΏΠ΅Π½ΡΠΈΡŽ, ΠΈ Π΄Ρ€.) оптимистом ΠΈ ΠΏΠ΅ΡΡΠΈΠΌΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌ? КакиС свойства личности ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуаций? Каким ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΉΡ‚Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ «Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹» восприятия ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ для этого Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ?

КСйс 4. Π€Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Ρƒ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Π‘Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Π½Π΅ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, Π½Π΅ Π²ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ Π² ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ставит ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ‚ΡƒΠΏΠΈΠΊ. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌ относят Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹ Ρƒ[2]. МногиС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π°Ρ€Ρ‚Π΅Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π½Π΅Π·Π°ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, случайными Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Однако ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ многочислСнными свидСтСлями ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ проходят ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρƒ Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π”Π°ΠΉΡ‚Π΅ объяснСниС Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° Ρƒ. ВыскаТитС прСдполоТСния ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°. ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ возмоТности психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² Ρƒ?

БСгодня ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… интСрСсуСт, способны Π»ΠΈ чСловСчСскиС сущСства ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ способами, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… отсутствуСт стимуляция извСстных ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств, ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π»ΠΈ Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ„изичСскиС события Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ умствСнных усилий. Π­Ρ‚ΠΈ вопросы слуТат источником споров ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ сущСствования |/ — процСссов ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ (ΠΈΠ»ΠΈ) энСргиСй, Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π½ΡΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡΠΌΡ‹Ρ… Π½Π° ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ (извСстных физичСских ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²). Π€Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹ |/ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π΄Ρ€.-Π³Ρ€Π΅Ρ‡. трос — Π²ΠΎΠ·Π»Π΅, ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ; Π±ΡƒΠΊΠ², «ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ психологии») ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ экстрасСнсорноС восприятиС ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΈΠ½Π΅Π·.

ЭкстрасСнсорноС восприятиС — рСакция Π½Π° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ стимулы Π±Π΅Π· всякого извСстного чувствСнного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°; подраздСляСтся Π½Π° Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΏΠ°Ρ‚ΠΈΡŽ, ясновидСниС ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅.

ВСлСпатия — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° мысли ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Π±Π΅Π· использования ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈΠ· ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Π½Π°Π»ΠΎΠ² сСнсорной ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹ просто ΠΏΡ€ΠΈ мысли ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅).

ЯсновидСниС восприятиС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ событий, Π½Π΅ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… стимула для извСстных ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ спрятанного Π·Π° Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΡ†Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ экраном ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, ΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌΡƒ нс ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ).

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ восприятиС Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ события, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ, исходя ΠΈΠ· Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ³ΠΎ извСстного процСсса (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, прСдсказаниС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ числа, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ бросании ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… костСй).

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΊΠΈΠ½Π΅Π· — мыслСнноС влияниС Π½Π° Ρ„изичСскиС события Π±Π΅Π· примСнСния ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉΠ»ΠΈΠ±ΠΎ извСстной физичСской силы (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ бросании костСй Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π»ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ число, Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π½Π΅ΠΌ внимания ΠΈ Π΄Ρ€.).

КСйс 5. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ К. РодТСрса Одни ΠΈΠ· ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ гуманистичСской психологии ΠšΠ°Ρ€Π» РодТСрс ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ установка Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ своих заслуг формируСтся Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ потрСбности Π² Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ощущСния собствСнной цСнности. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ дСструктивной установки становится зависимоС (нСсвободноС) ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ осознаниС сСбя.

Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π»ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ РодТСрса? ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ формирования ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠΉ установки личности? ΠœΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ психолог-ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ РодТСрса для оказания психологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ, ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚} Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ?

КСйс 6. ПСдагогика — Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅?

Π’ Π°Π²Π³ΡƒΡΡ‚Π΅ 1942 Π³. Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ польский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π―. ΠšΠΎΡ€Ρ‡Π°ΠΊ ΠΈ 200 Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠΌ Π”ΠΎΠΌΠ° сирот Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π΄Π΅ΠΏΠΎΡ€Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈΠ· Π’Π°Ρ€ΡˆΠ°Π²Ρ‹ Π² Ρ„Π°ΡˆΠΈΡΡ‚ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π»Π°Π³Π΅Ρ€ΡŒ Π’Ρ€Π΅Π±Π»ΠΈΠ½ΠΊΠ°. ΠšΠΎΡ€Ρ‡Π°ΠΊ отказался ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ свободы ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Π΅Π» ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, приняв с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ Π² Π³Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠ°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅. Π’ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌ Π² 1918 Π³. ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠšΠ°ΠΊ Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ слова: «ΠžΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ошибок ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° являСтся Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅, Π° Π½Π΅ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅. Π’ΡΠΏΡ‹Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠ½Ρ сСбя, ΡƒΠ΄Π°Ρ€ΠΈΠ»; взрослый, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠ½Ρ сСбя, ΡƒΠ±ΠΈΠ». Π£ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π²Ρ‹ΠΌΠ°Π½ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΡƒ; Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ — подпись Π½Π° Π²Π΅ΠΊΡΠ΅Π»Π΅. ЛСгкомыслСнный Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π·Π° Π΄Π΅ΡΡΡ‚ΠΊΡƒ, Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π΅ΠΌΡƒ Π½Π° Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΡŒ, ΠΊΡƒΠΏΠΈΠ» ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅Ρ‚; взрослый ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ³Ρ€Π°Π» Π² ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹ всС своС состояниС. Π”Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π΅Ρ‚ — Π΅ΡΡ‚ΡŒ люди, Π½ΠΎ Ρ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±ΠΎΠΌ понятий, ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ запасом ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ влСчСниями, ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ чувств…»[3].

По Π²Π°ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ мнСнию, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π»ΠΈ дСструктивныС личностныС Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ? Бпособны Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ качСства психики Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ воспитания? Если Π΄Π°, Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ это происходит? ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹.

  • [1] Болсо Π . Π›., ДТонсон X. X., Π‘ΠΈΠ» М. К. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология: практичСскийкурс. БПб.: ΠŸΡ€Π°ΠΉΠΌ-Π•Π²Ρ€ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊ, 2002. Π‘. 49.
  • [2] Ρƒ Π±ΡƒΠΊΠ²Π° грСчСского Π°Π»Ρ„Π°Π²ΠΈΡ‚Π°; произносится «ΠΏΡΠΈ», часто ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ для обозначСния психологии.
  • [3] ΠšΠΎΡ€Ρ‡Π°ΠΊ Π―. Как Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. М.: Книга, 1980.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ