Категориальный аппарат психологии управления
Таким образом, труд имеет специфический характер мотивации, так как цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. Он направлен на выполнение конкретного задания, и весь ход деятельности подчинен достижению намеченного результата. Поскольку процесс труда требует от человека значительных психоэмоциональных, энергетических, интеллектуальных и других затрат, в труде вырабатываются… Читать ещё >
Категориальный аппарат психологии управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из основных категорий психологии управления является управление.
В широком смысле термин «управление» стал использоваться с конца 1940;х гг. с возникновением кибернетики — науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах. Американский математик и философ Норберт Винер (1894—1964) в своем труде «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948) сформулировал общие закономерности управления и показал информационную природу этого феномена.
В настоящее время управление понимается как общая способность всех биологических и социальных систем путем накопления, преобразования и передачи информации направлять и корректировать разнообразные проявления их внутренней и внешней активности. Основное назначение управленческих структур — обеспечение планомерного функционирования и развития биологических и социальных систем[1].
Управление как социально-психологическая деятельность имеет следующие особенности:
- • наличие управляющей системы, основная задача которой — обеспечить либо стабильность жизнедеятельности социальной организации, либо ее динамику в соответствии с обозначенной организационной целью;
- • наличие управляемой системы, которая призвана осуществлять деятельность, направленную на создание материального блага или услуги в соответствии с обозначенной организационной целью;
- • организация оптимальных условий для эффективного функционирования этих двух систем;
- • переработка большого объема информации для достижения поставленных целей;
- • организация усилий работников всех уровней по достижению организационных целей с помощью психологических средств.
Управленческие отношения — это система взаимосвязей между индивидами, в основе которой лежит заинтересованность субъекта управления в определенном функционировании объекта управления в соответствии с поставленными организационными целями. Возможны следующие отношения в системе управления:
- • субординация — выполнение команд, распоряжений;
- • координация — согласование, договорные отношения;
- • внешние связи — взаимодействия систем управления;
- • внутренние связи — взаимодействия внутри системы в процессе управления;
- • простые и сложные — различаются, но количеству организационных связей между субъектами и объектами управления
- • постоянные и временные — различаются по времени существования[2].
Процесс управления включает в себя управленческое воздействие, которое имеет свою структуру, включающую в себя субъект и объект социальных влияний (рис. 1.1).
Воздействие — действие, влияние, оказываемое кем или чем-либо на кого или что-либо. Управленческое воздействие — это процесс и результат, проявляющийся в изменениях состояния одной либо всех взаимодействующих систем.
Рис. 1.1. Структура управленческого воздействия
Важными категориями психологии управления являются «деятельность» и «управленческая деятельность».
Через категорию деятельности Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979) разъясняется ряд ее фундаментальных законов и принци-
нов: закон единства сознания и деятельности, принцип двухэтапности изучения внешней и внутренней активности человека, принцип зависимости внутреннего мира человека от усвоенного им социального опыта и др.[3]
Деятельность субъекта (по А. Н. Леонтьеву) — содержательный процесс, опосредуемый и регулируемый психическим отражением реальности, в котором осуществляются связи субъекта с предметным миром.
Принцип двуединого характера деятельности раскрывает две основные ее стороны: внешнюю (эксплицитную) и внутреннюю (имплицитную). Внешняя сторона (предметность) связана с используемыми в деятельности технологиями, орудиями, спецификой проявления социальных ролей, норм и ценностей. Внутренняя сторона (субъектность) заключается в том, что выполнение деятельности связано с реализацией прошлого опыта человека, его целями, потребностями, установками, мотивами, которые и определяют избирательность и направленность деятельности. Существуют виды деятельности, которые демонстрируют преимущественно имплицитную сторону, — к примеру, такой является познавательная деятельность.
Анализ деятельности может происходить на различных уровнях.
Первый уровень анализа рассматривает деятельность в целом. На этом уровне выделяются структурные элементы деятельности:
- • цель деятельности — воображаемый конечный результат деятельности и представления об основных параметрах результата;
- • мотив — внутреннее побуждение человека к выполнению определенных действий по достижению цели деятельности, определяющее смысл ее выполнения;
- • программа — представление об отдельных действиях, их последовательности, приводящее к успеху в достижении цели;
- • результат деятельности — реальные конечные достижения — может быть полным или частичным.
Результат соотносится с целью. Если результат соответствует ранее поставленной цели, то деятельность может считаться завершенной. Если между целью и результатом наблюдается рассогласование, то деятельность либо возобновляется до получения необходимого результата, либо прекращается с признанием видоизменения представлений о цели.
Второй уровень анализа деятельности, предполагающий выделение относительно законченных ее этапов, исследует деятельность по действиям. Действие — относительно самостоятельный этап деятельности, направленный на достижение его цели. Цель деятельности и цель действия не тождественны. Цель деятельности — представление человека о конечном результате, а цель действия — представление о промежуточном результате.
Третий уровень анализа рассматривает операции — конкретный способ выполнения того или иного действия, зависящий от условий выполнения деятельности.
Четвертый уровень анализа деятельности — исследование психофизиологических механизмов. Анализ на этом уровне предполагает выявление психических процессов, необходимых для осуществления деятельности.
Важно запомнить
Управленческая деятельность имеет следующие специфические признаки:
- • управленческая деятельность имеет своей основной целью сохранение или преобразование объекта управления;
- • объектом управленческой деятельности может быть организация, личность, общность, образ жизни, конфликт и пр., т. е. то, что подвергается управленческому воздействию;
- • все звенья системы управления функционально взаимосвязаны;
- • управленческая деятельность осуществляется с помощью административных, экономических, социально-психологических методов;
- • методы, воздействуя на потребности, нормы, ценности, установки объекта управления, повышают эффективность функционирования организации в целом;
- • в системе управления важнейшую роль играют отношения между людьми;
- • осуществление управленческой деятельности связано с переработкой большого объема информации, принятием и воплощением управленческого решения.
Деятельность субъекта управления подразумевает в частности управление трудовой деятельностью работника.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс определяют труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти[4].
Трудовая деятельность рассматривается разными науками. Психологию управления будут интересовать прежде всего особенности функционирования и развития психики человека, специфику и динамику его психологических состояний в ходе выполнения трудовых операций.
Так, С. Л. Рубинштейн (1940) подчеркивает, что «своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта». В силу разделения труда положение приобретает все большую специфику. Так как для удовлетворения потребностей человека необходимо множество разнообразных продуктов, то мотивом деятельности становится продукт не конкретно его деятельности, а деятельности других людей, т. е. общественной деятельности. Поэтому в труде складывается опосредованная способность человека к долгосрочному действию, как следствие, возникает специфически человеческая мотивация, отличная от мотивации животного, предназначенной для реактивного, импульсивного действия, обусловленного сиюминутной ситуацией[5].
Маркс и Энгельс называют труд «исключительным достоянием человека», так как в процессе труда человека получается результат, который первоначально был сформирован в представлении человека, т. е. идеально. Труд человека целенаправлен. И этой цели подчиняются система действий труда и воля человека. И чем менее интересно человеку содержание труда, тем больше от него требуется напряжения физических и интеллектуальных сил[6].
Таким образом, труд имеет специфический характер мотивации, так как цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. Он направлен на выполнение конкретного задания, и весь ход деятельности подчинен достижению намеченного результата. Поскольку процесс труда требует от человека значительных психоэмоциональных, энергетических, интеллектуальных и других затрат, в труде вырабатываются и тренируются воля и произвольное внимание, необходимые для сосредоточения на непосредственно не привлекательных звеньях трудового процесса. Это, в свою очередь, подразумевает возникновение функции планирования и самоконтроля деятельности.
Поскольку труд является деятельностью, осуществляемой человеком не только и не столько с целью удовлетворения материальных потребностей, сколько с целью (возможно, не всегда осознаваемой) познания себя и пределов своих физических и умственных возможностей, с этой точки зрения любой вид труда характеризуется типичным набором психологических признаков:
- • предвосхищение результата труда, соотнесенного с сознательно поставленной целью;
- • цель направляет усилия трудящегося на завершение задания и получение конкретного результата. Впрочем, человек может и не закончить задание по разным причинам (утрата интереса, актуальности, лень и т. п.) — в этом случае результат труда будет признан частично достигнутым;
- • сознательный выбор человеком вида трудовой деятельности, стратегий, тактик, средств осуществления труда, форм принятия решений;
- • сознательное следование правилам, нормам в процессе осуществления труда, соответствующим общей мировоззренческой концепции человека;
- • осознание межличностных отношений в производственном процессе, прямых и косвенных взаимосвязей.
Следует отметить, что степень и характер проявления этих психологических признаков у разных профессий и у разных людей неодинаковы.
Управленческий труд относится к категории умственного труда, осуществляется человеком за счет работы мозга и сопровождается нервнопсихическими затратами. Он представлен тремя основными формами. эвристической, административной и операторной.
Эвристический труд представляет собой совокупность действий по изучению проблем, стоящих перед организацией, и разработке на этой основе управленческих решений.
Административный труд связан с координацией, контролем, оценкой деятельности подчиненных, их мотивированием.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает следующие виды деятельности:
- • оформление, сортировку, и хранение различных документов;
- • сбор счетной и учетной информации (статистической, бухгалтерской и т.н.) о различных организационных процессах (производственных, хозяйственных, социальных и т. п);
- • обработку большого объема информации;
- • осуществление расчетов на основе анализа полученной информации;
- • принятие осознанного управленческого решения.
Предметом и продуктом управленческого труда является информация. Первичная информация не может сразу реализовываться на практике, она служит основой для осуществления конкретных управленческих действий. Преобразованная и накопленная информация обеспечивает автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений, что в конечном итоге представляет собой организационный порядок. Однако этот порядок не может подчинить и координировать все организационные элементы.
Сложность управленческого труда обусловлена:
- • количеством, масштабами, многогранностью решаемых субъектом управления производственных задач;
- • сложностью и неоднозначностью выбора методов управления, тесным образом связанных с миссией и принципами организации;
- • необходимостью принимать непопулярные решения (например, при оптимизации численности персонала предприятия в условиях кризиса);
- • принятием решений в условиях неопределенности и высокой степени риска, что требует от субъекта управления профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции, волевого и эмоционального напряжения;
- • необходимостью сочетания заботы об удовлетворении нужд сотрудников и заботы о решении поставленной производственной задачи;
- • необходимостью быстроты реакции на постоянно изменяющиеся требования окружающей среды;
- • высоким уровнем персональной ответственности за принятые решения.
- [1] Островский Э. В. Психология управления: учеб, пособие. М.: ИПФРА-М: Вузовскийучебник, 2011.
- [2] Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицаиов [и др.]. Минск: Книжный дом, 2003. URL: http://voluntary.ru/dictionary/568/word/upravlencheskie-otnoshenija
- [3] Леонтьев А. II. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html
- [4] Маркс К. у Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2-е изд. М.: Политиздат, I960.
- [5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
- [6] Маркс К. у Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23.