Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология допроса. 
Юридическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо слуховых, оптических и других искажений происходят ошибки в восприятии форм, размеров, расстояний, объемов и количества. Следователь должен помнить, что существует определенная зависимость между воспринимаемым цветом, объектом и расстоянием, фоном, на котором эти объекты воспринимаются; на точность определения размера предметов влияет иррадиация; полнота восприятия светящихся объектов… Читать ещё >

Психология допроса. Юридическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Допрос — одно из наиболее распространенных следственных действий. Сущность его состоит в получении следователем от допрашиваемого сведений о событии преступления, лицах, его совершивших, характере и размере ущерба, а также других обстоятельствах, имеющих значение для дела (ст. 187−191 УПК РФ).

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта.

С точки зрения уголовного процесса и криминалистики допрос — это процесс получения доказательств, а с точки зрения правовой психологии — процесс специфического общения допрашивающего с допрашиваемым.

Психологические основы тактики допроса разрабатываются с учетом:

  • 1) вида следственной деятельности (организационной, познавательной, конструктивной, коммуникативной, удостоверительной);
  • 2) процессуального положения допрашиваемого (свидетель, потерпевший, обвиняемый и др.);
  • 3) личности допрашиваемого (несовершеннолетние, престарелые, лица, страдающие физическими и психическими недостатками, и пр.).

Организационная деятельность следователя при допросе свидетелей, потерпевших, обвиняемых включает в себя:

  • а) подготовку к допросу;
  • б) обеспечение необходимых условий для успешного допроса;
  • в) оценку результатов допроса с позиций организованных мероприятий.

Подготовка к допросу предполагает выполнение следующих действий: ознакомление с материалами уголовного дела; изучение личности допрашиваемого; решение вопроса о времени, месте допроса; определение способа вызова на допрос; установление очередности допроса вызванных свидетелей и потерпевших; подготовку научно-технических средств; психологическую подготовку самого следователя.

Важнейшими условиями надлежащего проведения допроса являются:

  • а) отличное знание следователем всего собранного по делу доказательственного материала и вспомогательной информации и безупречное владение ими;
  • б) обладание в нужных пределах знаниями в той области жизни и практики, к которой относится расследуемое событие;
  • в) наличие сведений об индивидуально-психологических особенностях допрашиваемого.

Следователь должен хорошо ориентироваться в информации, имеющейся в уголовном деле, с тем чтобы быстро находить необходимые данные. Недостаточная осведомленность, неуверенность, беспомощность в отыскании нужных сведений в материалах уголовного дела снижают качество допроса, отрицательно влияют на установление психологического контакта с допрашиваемым.

Большое значение имеют данные о личности свидетеля и потерпевшего. Целесообразно до начала допроса получить представление об особенностях личности свидетеля и потерпевшего, т. е. узнать биографические данные, место их работы, должности, связь с обвиняемым, состояние здоровья, образование, условия формирования личности, образ жизни, характерологические особенности, уровень развития, склонности, привычки, потребности и пр.

Психологической оценки требует вопрос о времени назначения допроса. Желательно распределить время так, чтобы обеспечить четкую очередность прихода свидетелей и потерпевшего, исключив по возможности случаи скопления их у кабинета следователя. Это необходимо для предотвращения обмена информацией, оказания определенного взаимовлияния, выработки совместной линии поведения па допросе.

Время допроса играет роль в случаях, когда свидетель и особенно потерпевший испытали психологическое напряжение (страх, стресс и др.). Им необходимо дать возможность восстановить нормальное психическое состояние. Нельзя также не принимать во внимание реминисценцию — улучшение повторного воспроизведения случившегося. Кроме того, необходимо учитывать возраст допрашиваемого. Допрос несовершеннолетних должен быть непродолжительным. Дети 5−7 лет способны сосредотачиваться в течение 15 мин., 7−10 лет — 20 мин., 10−12 — 25 мин., старше 12 лет — 30−40 мин.

Немаловажное значение имеет способ вызова на допрос. Традиционный порядок вызова — направление повестки. Следственная же практика показывает, что психологически оправданно приглашать свидетелей и потерпевших по телефону, телеграммой и т. д., что заранее способствует установлению психологического контакта. Конечно, способ вызова на допрос самым непосредственным образом связан с личностью допрашиваемого.

Место допроса определяется следователем с учетом особенностей уголовного дела, личности свидетеля и потерпевшего, возможности создания обстановки непосредственного общения в конкретном помещении. В отдельных случаях целесообразно организовать допрос по месту жительства, работы или учебы свидетеля, потерпевшего или на месте происшествия.

Существенное значение имеет подготовка самого следователя. Его внешний облик (подтянутость, аккуратность, спокойствие, тактичность, вежливость, уверенность, манера одеваться и т. д.) является обязательным условием формирования доброжелательных отношений, предупреждения конфликтных ситуаций, своевременного получения правдивых показаний.

Изучение индивидуальных особенностей обвиняемого включает в себя установление сведений, характеризующих его с самых различных сторон. Чем шире осведомленность о нем следователя, тем эффективнее будет проведен допрос. Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира: мотивы поведения, особенности характера, темперамент, способности, привычки, увлечения, пороки, интересы, жизненные цели, ценности, убеждения, профессиональные умения, навыки, особенности интеллекта, культурный уровень, нравственные качества и др.

Источники получения сведений о личности обвиняемого подразделяются на процессуальные (показания свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, заключения экспертов, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, иные документы) и непроцессуальные (данные оперативно-розыскной деятельности, сведения, содержащиеся в различных материалах и документах, не приобщенных к делу, и др.).

Психологические особенности подозреваемого и обвиняемого имеют меньше различий, нежели процессуальные. УПК РФ (ст. 76) указывает, что вызов и допрос подозреваемого проводятся с соблюдением правил, установленных соответствующими статьями Кодекса для допроса обвиняемого (ст. 187−190 УПК РФ) .

Подозреваемый на предварительном следствии, как правило:

  • 1) настороженно, предубежденно относится к следователю;
  • 2) не владеет информацией, которой располагает следователь относительно действий и личности подследственного;
  • 3) активно стремится заполучить такие сведения для организации своего поведения на следствии;
  • 4) находится в состоянии постоянного возбуждения, напряженности, растерянности;
  • 5) обладает неустойчивой психикой;
  • 6) понимает, что его изобличают, поэтому ждет неожиданных вопросов;
  • 7) постоянно анализирует заданные следователем вопросы.

Значительного внимания требует самооговор подозреваемого, так как подозреваемый склонен к повышенной внушаемости, недостаточной выносливости, слабоволию и др. В то же время установлено, что самооговор продиктован стремлением подозреваемого уйти от ответственности за более тяжкое преступление.

Наиболее распространенное поведение подозреваемого — дача ложных показаний. Ложь подозреваемого постоянно связана с реальными событиями и поэтому выглядит правдоподобной. Однако в ложных показаниях подозреваемого часто возникают противоречия, неувязки, которые вызваны психологическим напряжением. Следственная практика выработала тактико-психологические приемы изобличения на допросе подозреваемого (предъявление доказательств, фактов самооговора, ложных показаний, мер по сокрытию преступления и др.).

Необходимо отметить, что позиция и поведение обвиняемого на допросе психологически отличаются от позиции и поведения подозреваемого. Особенно это касается допроса рецидивистов, которые имеют определенный опыт общения со следователем, знают тактические и психологические приемы противодействия следствию. Они тщательно продумывают свои ответы на допросе, анализируют полученную от следователя информацию, умело используют ложные алиби, допущенные промахи следователя.

Однако подозреваемому и обвиняемому на предварительном следствии свойственны многие сходные психологические состояния, мотивы, побуждения, определяющие особенности их поведения. Важную роль играет темперамент допрашиваемого, существенно влияющий на его поведение. Следователь должен помнить, что тактика допроса холерика (вспыльчивого, нетерпеливого, упрямого, неуравновешенного и горячего, склонного к резким сменам настроения), сангвиника (веселого, энергичного, деловитого, выносливого, сохраняющего самообладание в неожиданных ситуациях), флегматика (спокойного и хладнокровного, осторожного и рассудительного, последовательного и терпеливого, инертного, малоподвижного, веселого и т. д.) и меланхолика (застенчивого, легко переносящего одиночество, склонного уходить в себя и др.) имеет свои особенности и сложности.

При подготовке к допросу подозреваемого следователь должен критически оценить результаты предыдущих допросов и в соответствии с этим сделать необходимые поправки. Момент допроса обвиняемого определяется с учетом собранных доказательств, имеющихся данных о личности допрашиваемого и его психофизиологического состояния.

Познавательная деятельность следователя предполагает:

  • 1) знание психологических закономерностей формирования показаний свидетеля и потерпевшего (восприятие, запоминание и воспроизведение);
  • 2) психологическую оценку слуховых, зрительных, болевых и температурных ощущений, фигурирующих в показаниях свидетелей, потерпевших и других участников допроса;
  • 3) анализ психологических особенностей восприятия времени и пространства;
  • 4) установление факторов, мешающих объективному восприятию.

Полнота и качество восприятия событий обусловливаются совокупностью объективных и субъективных факторов. К первым следует отнести факторы, не зависящие от самих свидетелей, потерпевших, обвиняемых: время года, суток; быстротечность событий; отдаленность предметов (событий) от местонахождения свидетеля, потерпевшего; характер освещенности; длительность или кратковременность события; метеорологические условия (снегопад, туман, дождь и т. п.). К субъективным факторам, характеризующим восприятие, причисляют состояние органов зрения, слуха и других анализаторов; физиологическое и психологическое состояние; болезнь, опьянение (алкогольное, наркотическое); правильное понимание сущности воспринимаемых явлений и др.

Кроме того, на полноту и точность восприятия предметов (явлений) окружающей действительности влияют физические возможности анализаторов (органов слуха, зрения, обоняния и др.). Например, зрение дает 60−65% сведений об окружающем мире, слух — 10−15%, осязание — 7−10%, вкус — 5−6%, обоняние — 2−4%. Речь идет о людях с нормально развитыми органами чувств. У лиц с теми или иными дефектами (слепые, глухие и т. п.) картина восприятия несколько иная.

Бесспорно, основное количество данных поступает через зрительное восприятие. Однако возможности зрительных ощущений не беспредельны. Глаз человека реагирует на световые раздражители с длиной волны от 390 до 760 млмк, а инфракрасные и ультрафиолетовые лучи вообще не воспринимает. Зрительная чувствительность изменяется в зависимости от условий восприятия (силы возбуждения, интенсивности раздражителя и т. д.), а также от физического (утомление, усталость и др.) и психологического состояния человека.

Повышенного внимания заслуживают ситуации, связанные с особенностью восприятия и воспроизведения обстоятельств происшествия свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. Психологический процесс формирования показаний больше относится к допросу свидетеля и потерпевших, так как эти участники процесса не заинтересованы в искажении истины, и особенности формирования показаний можно проследить в благоприятных условиях. Сущность данной проблемы заключается в том, что допрашиваемые добросовестно пытаются дать правдивые показания, чему препятствуют различные объективные и субъективные причины. Задача следователя — помочь свидетелю, потерпевшему припомнить забытое, устранить препятствия, мешающие правильному воспроизведению обстоятельств события.

Полнота восприятия зависит от его предмета; субъекта, воспринимающего окружающую действительность; синтезирования впечатлений, установок и внимания личности; осмысления и истолкования полученных данных.

С целью разрешения в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых противоречий, связанных с полнотой восприятия, следователь может использовать собственные психологические познания либо пригласить специалистапсихолога.

Психологические знания помогают установить предметность, целостность и структурность восприятия. Предметность позволяет выяснить способ восприятия объектов (зрительно, на ощупь) и количество информации о свойствах предмета и его практической предназначенности, которой располагает субъект. Целостность и структурность определяют, воспринимал ли допрашиваемый объект в совокупности всех признаков или лишь отдельные его свойства.

На полноту восприятия влияют также факторы интереса и относительной значимости объекта или лица. Значимость и интерес могут сочетать в себе как эмоциональные, так и интеллектуальные моменты. Психологи давно установили, что эмоции (страх, испуг, чувство опасности) оказывают существенное влияние на объект и качество восприятия.

Как уже было сказано, страх имеет три формы:

  • а) стеническую (паника), при которой человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое сознание;
  • б) астеническую, когда восприятие происходит в состоянии оцепенения;
  • в) стенического возбуждения, которое связано с регулируемым поведением, направленным на преодоление опасности, подавление страха.

Первые две формы отрицательно воздействуют на восприятие: сужают сознание, снижают полноту и точность отражения. При третьей форме наблюдаются эмоциональный подъем, быстрая и правильная ориентация в происходящих событиях.

Другой вид отрицательного эмоционального переживания — испуг, который наступает после неожиданной угрозы и является следствием дефицита сведений о ее источнике и размерах.

Психологи отмечают у лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, иллюзорность восприятия, отсутствие правильной ориентации в происходящем и как результат — недостаточно четкое его воспроизведение. Хронические алкоголики склонны к подражанию, ко всякого рода лжи, у них наблюдаются ослабление памяти, понижение интеллектуальных способностей и другие проявления деградации личности. При допросе свидетелей, потерпевших указанные обстоятельства надо иметь в виду. Например, допрашиваемые алкоголики часто дают такие показания, которые, по их мнению, устраивают следователя. Конечно, подобные показания (особенно когда на них строится обвинение) должны быть тщательно проверены.

Полнота восприятия зависит и от стресса, в состоянии которого человек хуже слышит, видит, соображает, ощущает свои движения. На процесс восприятия влияют также болевые ощущения. В одних ситуациях боль дезорганизует восприятие и мышление, в других оказывает положительное воздействие, мобилизует организм на большую активность. Ощущение боли существенно зависит от психологического состояния человека (страха, стресса и др.).

Неверное, искаженное восприятие может возникнуть в результате иллюзий. Это объясняется оптическим несовершенством глаза и некоторыми особыми свойствами сетчатки, нервных окончаний, а также слуховых и других анализаторов. Причины иллюзий подразделяются на физические, физиологические и психологические. Появляются они вследствие особых условий наблюдения, ложного суждения о видимом и т. п.

Изучение практики расследования преступлений, знание психологических особенностей восприятия позволяют следователю выявлять типичные ошибки, возникающие на этапе формирования показаний свидетелей, потерпевших и других участников процессуального действия.

Типичные формы ошибочного восприятия связаны с обстановкой преступления, личностью преступника, обстоятельствами, влияющими на психологию свидетеля или потерпевшего.

Помимо слуховых, оптических и других искажений происходят ошибки в восприятии форм, размеров, расстояний, объемов и количества. Следователь должен помнить, что существует определенная зависимость между воспринимаемым цветом, объектом и расстоянием, фоном, на котором эти объекты воспринимаются; на точность определения размера предметов влияет иррадиация; полнота восприятия светящихся объектов зависит от их яркости; на остроту зрения во тьме влияют такие факторы, как длительность нахождения свидетеля, потерпевшего в темноте, интенсивность и окраска света в помещении; точность показаний о направлении звука зависит от положения источника звука относительно человеческого тела и его высоты; пространственная ориентация обусловливается характером местности и знанием ее, а также профессиональной деятельностью допрашиваемого и условиями восприятия происшествия (ночь, сумерки, туман, снегопад и т. д.).

Психологи, исследовавшие закономерности восприятия пространственных отношений, отметили, что большие неточности допускают дети и подростки. С целью определения способности подростков правильно воспринимать существенные обстоятельства происшествия, давать верные показания выявляются наличие или отсутствие у них повышенной склонности к фантазированию, признаков эйдической памяти. Здесь практика идет по пути использования психологических познаний.

Определенные трудности возникают у следователя при получении информации о длительности протекания того или иного события, локализации его во времени, о последовательности отдельных элементов происшествия. Психологи подробно исследовали основные способы восприятия времени (хронометрию, хронологию, хроногнозию) и раскрыли типичные ошибки, возникающие при оценке временных отношений.

Восприятие и оценка времени зависят от психологического, физиологического и физического состояния свидетеля и потерпевшего. Эмоциональные состояния свидетеля и потерпевшего (стресс, страх, испуг, аффект и др.) существенно влияют па объективность временной информации, получаемой на допросе.

В процессе расследования преступлений следователю приходится сталкиваться с необходимостью описания внешности преступника, потерпевшего. Значительную помощь в понимании общих закономерностей процесса восприятия внешности человека оказывают рекомендации психологов и криминалистов. Восприятие внешнего облика человека зависит от объективных и субъективных факторов (времени года, суток, погоды, фона, освещения, состояния органов зрения, профессиональных и возрастных особенностей и т. д.).

Существенное влияние на восприятие внешности преступника и его поведение может оказать установка, т. е. направленность сознания воспринимающего лица.

На запоминание внешних признаков лица влияет индивидуальность, выразительность отдельных признаков (например, особых примет), психологические особенности конкретного очевидца (свидетеля, потерпевшего и др.).

Для следователя важно выяснить индивидуальную манеру восприятия допрашиваемым элементов внешности человека (роста, одежды, возраста и др.). Эксперименты показали, что в подавляющем большинстве случаев при характеристике цвета глаз, волос человека, формы его лица, величины лба, рта и т. д. мнения людей расходятся. В связи с этим следователю бывает трудно получить объективное описание внешности человека, особенно черт лица. Как правило, существенные ошибки делают дети и подростки. Поэтому следователь должен иметь доказательства, подтверждающие способность несовершеннолетнего правильно воспринимать внешность человека.

Следователь должен помнить, что ошибки в определении роста могут возникнуть, если человеком воспринималось одновременно несколько лиц, если рост определяли дети и подростки. Искажать рост могут различные элементы фона, а также цвет одежды, размер шляпы, цвет и форма обуви и пр.

При характеристике возраста особое значение приобретает не только физический облик человека, но и внешность, одежда, поведение, манеры, выразительные свойства и т. п.

Весьма часто можно встретить такие ошибки восприятия, как пробелы. Допрашиваемый сообщает следователю неполную информацию о событии в силу быстротечности явлений действительности, внезапности происходившего и т. д. Иногда он восполняет такие пробелы собственными догадками и представлениями о данном явлении или предмете (на это следует обращать внимание).

Для активизации познавательной деятельности свидетелей, потерпевших, обвиняемого следователь может прибегнуть к помощи сведущих лиц (педагогов, психологов, сексологов, врачей и др.). Например, специалист-психолог может оказать содействие следователю в выборе момента производства допроса несовершеннолетних, в частности перенесших сильное потрясение (испуг, страх и пр.).

Конструктивная деятельность следователя при допросе — это составление развернутого плана допроса. В него включаются вопросы, которые необходимо выяснить; разрабатываются четкая их формулировка и последовательность. Если следователь плохо помнит вопросы, подлежащие выяснению, у него будет отсутствовать чувство уверенности, целеустремленности, настойчивости.

План допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого всегда носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от конкретных обстоятельств расследуемого события, особенностей следственной ситуации (простой, проблемной, конфликтной), имеющихся доказательств, личности допрашиваемого и др.

План допроса предполагает выяснение обстоятельств, предшествовавших совершению преступления, непосредственно преступных действий и послепреступного поведения.

Планирование — творческий, прежде всего умственный процесс, а план — это руководство к действию.

В плане допроса необходимо предусмотреть:

  • 1) обстоятельства, по которым следует получить показания;
  • 2) указания на листы дела, где содержатся сведения об этих обстоятельствах, с тем чтобы иметь возможность быстро сверить с ними получаемые показания;
  • 3) вопросы, которые нужно будет задавать по ходу сложившейся следственной ситуации (прогноз поведения допрашиваемого);
  • 4) подготовку материалов дела для предъявления в случае обнаружения противоречий между ними и показаниями;
  • 5) использование магнитофонных, видеозаписей по ходу ведения вопроса.

Коммуникативная деятельность следователя в процессе допроса — обязательный компонент психологии допроса.

Уже отмечалось, что цель коммуникативной деятельности — получение информации от участников уголовного судопроизводства. Ее основной вид — общение. Психология общения следователя и участников допроса (свидетеля, потерпевшего, обвиняемого и др.) предполагает применение всех способов коммуникации. В следственной практике используются определенные приемы установления и поддержания психологического контакта при допросе. Разработка и внедрение в практику эффективных психологических приемов допроса — важнейшее направление правовой психологии.

Психологические приемы составляют единое целое с тактическими. Тактические приемы допроса — это основанные на законе способы воздействия следователя на допрашиваемого в целях получения максимально полной информации по делу с наименьшей затратой времени и минимальной психофизиологической нагрузкой. Психологические же приемы используются в зависимости от сложившейся следственной ситуации (простой, проблемной, конфликтной).

Простая следственная ситуация характеризуется обстановкой доброжелательности, взаимопонимания и доверия, сложившейся в процессе допроса. Проблемная ситуация возникает, если допрашиваемый добросовестно заблуждается, его показания противоречат материалу уголовного дела, но умысел на дачу ложных показаний отсутствует. Конфликтная ситуация появляется в результате лжесвидетельства, самооговора и оговора, симуляции, аггравации и другого нежелательного для расследования поведения допрашиваемого.

В случаях, когда свидетель или потерпевший дают правдивые показания, но в их информации имеются пробелы и неточности, следователь может прибегнуть к разнообразным приемам допроса. Например, для активизации памяти допрашиваемого используются психологические приемы смежности, контрастности, конкретности, наглядности, разобщенности и др. В период формирования показаний в памяти свидетеля, потерпевшего образуются смежные ассоциации между образами отдельных предметов или явлений в том порядке, в каком они воспринимались. Поэтому следователь может напомнить им об отдельных моментах преступного события путем выхода на место происшествия или демонстрации вещественного доказательства. Допрашиваемые как бы вновь переживают прошлое, что помогает им припомнить некоторые подробности случившегося.

Проблемная ситуация, как правило, складывается при допросе лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. Важную роль при допросе глухих, немых, глухонемых играет сурдопереводчик. Он помогает следователю установить психологический контакт с допрашиваемым, расположить его к себе, вызвать на откровенность. Кроме того, при этом уменьшается вероятность появления неверных, неточных показаний.

В судебно-следственной практике у допрашиваемых встречаются случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Такое явление может наблюдаться, в частности, у потерпевшего после травмы или обморочного состояния (амнезия ретроградная). Чтобы устранить провалы памяти, следователь должен использовать психологические приемы, основанные на ассоциациях.

Особого внимания заслуживает разработка рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций, возникших при допросе. Общепризнанно, что конфликтные ситуации могут быть двух видов: со строгим соперничеством (когда интересы сторон диаметрально противоположны и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой) и нестрогим соперничеством (когда скрещиваются интересы, не столь резко противоположные друг другу).

Выбор способов разрешения конфликтных ситуаций во время допроса обусловлен совокупностью информации, которой располагает следователь, а также его желанием реализовать свои возможности конкретным способом.

Наиболее распространенной конфликтной ситуацией на предварительном следствии является дача заведомо ложных показаний свидетелями и потерпевшими. Лжесвидетельство подрывает престиж предварительного расследования, формирует пассивное отношение его участников к своим правовым обязанностям, способствует деморализации отдельных лиц. Основные причины лжесвидетельства: личная заинтересованность свидетеля, потерпевшего в исходе дела; воздействие на них заинтересованных лиц; служебная или иная зависимость допрашиваемого от обвиняемого или потерпевшего; страх мести или неблагоприятных последствий; боязнь огласки компрометирующих сведений, ответственности и др. Самой распространенной причиной лжесвидетельства считается воздействие на свидетелей и потерпевших заинтересованных лиц (обвиняемых, подозреваемых, их родственников, сослуживцев и др.) путем просьб, уговоров, шантажа, угроз, обещаний и т. д.

Разнообразны мотивы дачи ложных показаний несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими. Во многом они зависят от особенностей их психики, уровня развития и воспитания. Чаще всего ложные показания мотивируются личными побуждениями несовершеннолетнего, а в ряде случаев — прямой заинтересованностью в деле. Специфическая причина дачи ложных показаний подростками — внушение взрослых. Распространены и такие мотивы ложных показаний, как неправильное понимание товарищеского долга; склонность к отстаиванию ранее данных ложных сведений; влияние родственников, просьбы и угрозы, исходящие от взрослых заинтересованных лиц; боязнь физического наказания родителями или родственниками; повышенная стыдливость; склонность к фантазированию; стремление прослыть самостоятельным, взрослым; повышенная эмоциональность; желание похвастать, показать свою осведомленность и др.

Ложь может иметь место и в показаниях психически неполноценных людей, в основе поведения которых лежат болезненные побуждения (бредовые идеи, бред самообвинения, самоуничтожения и пр.). При допросе таких лиц следователю может понадобиться помощь специалистов (психологов, психиатров и др.).

Лжесвидетели используют обычно следующие приемы:

  • а) исключение из показаний (умалчивание) отдельных элементов события и фактов;
  • б) дополнение события вымышленными элементами;
  • в) замена всего события или отдельных его элементов, фактов другими событиями, фактами (вымышленными или реальными).

Важнейшая задача следователя — распознать ложную модель события, установить приемы, которыми пользуется лжесвидетель, и устранить возникшую конфликтную ситуацию. Для изобличения ложных показаний следователь вправе использовать многочисленные тактические и психологические приемы, начиная с предупреждения и разъяснения смысла закона об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, отказ или уклонение от дачи показаний (ст. 307, 308 УК РФ) и кончая повторными допросами, очными ставками, уточнением показаний на месте, другими следственными и оперативно-тактическими мероприятиями.

Особое значение имеет применение рекомендаций общей и правовой психологии. Психологические познания позволяют следователю диагностировать ложные высказывания, установить мотивацию лжесвидетельства, убедить допрашиваемого изменить свою позицию и дать правдивые показания, создать благоприятный психологический фон и наладить психологический контакт с данным субъектом. С учетом личности свидетеля, потерпевшего следователем применяются психологические приемы, направленные на преодоление установки на дачу ложных показаний: беседа, снятие напряжения, пресечение лжи, выжидание, использование положительных свойств личности допрашиваемого, допущение «легенды», внезапность, форсированный допрос, а также методы убеждения, максимальной детализации показаний, предъявление доказательств с нарастающей или убывающей силой и т. д.

Существенную роль в предупреждении или изобличении ложных показаний может сыграть личность следователя. Его морально-волевые качества, исключительная честность, предельная объективность, справедливость, доброжелательность вызывают уважение у допрашиваемого, способствуют даче им правдивых показаний. Обратное воздействие могут оказать недоверие, предубежденность, иные отрицательные качества следователя. Негативно сказывается на взаимоотношениях следователя и потерпевшего (свидетеля) угроза следователя сообщить о неблаговидном поведении допрашиваемого по месту работы, учебы, службы и др.

Некоторые специфические черты имеет допрос обвиняемого (подозреваемого). Он начинается с вопроса о признании им своей вины, после чего ему предлагают дать показания по существу обвинения. В зависимости от полученного ответа складываются конфликтная либо бесконфликтная следственные ситуации.

Конфликтная ситуация чаще всего возникает, когда обвиняемый не признает себя виновным, дает ложные показания, отказывается от сообщения сведений, интересующих следователя, изменяет показания.

В бесконфликтной ситуации обвиняемый не отрицает свою вину, даст правдивые показания по существу предъявленного обвинения, достаточно полно отвечает на вопросы следователя. Сложность деятельности последнего заключается лишь в необходимости подкрепления показаний обвиняемого, которые хотя и имеют порой решающее значение в расследовании и раскрытии преступления, но считаются такими же рядовыми доказательствами, как и показания свидетелей, очевидцев, заключение эксперта и др. Успех допроса обвиняемого (подозреваемого) во многом зависит от своевременного установления с ним психологического контакта, умелого применения тактических и психологических приемов.

На предварительном следствии обвиняемому (подозреваемому) свойственны различные психические состояния: тревога, душевное потрясение, боязнь разоблачения и лишения свободы и т. д. Психология поведения обвиняемого (подозреваемого) на следствии в значительной степени определяется воздействием доминанты.

Учение о доминанте было разработано А. А. Ухтомским. Под доминантой в русском языке подразумевают господствующую идею, а в физиологии — преобладающий в данный момент в центральной нервной системе очаг возбуждения, отличающийся повышенной чувствительностью к раздражителям и оказывающий тормозящее влияние на работу других нервных центров. На этой основе с учетом прошлого опыта и нравственных качеств личности формируется ее внутренняя позиция, система отношений к происходящему, готовность действовать определенным образом, т. е. так называемая оборонительная доминанта.

Оборонительная доминанта оказывает существенное влияние на поведение преступника (подозреваемого, обвиняемого), который предпринимает различные меры для создания ложного алиби, инсценировок, убеждения окружающих в своей непричастности к преступлению. Под ее воздействием преступник может:

  • 1) вернуться на место происшествия с целью получения информации о действиях следователя (работников дознания);
  • 2) распространять заведомо вымышленные слухи о личности преступника и мотивах преступления;
  • 3) внезапно безмотивно оставить работу, квартиру, семью или вместе с родственниками уехать из местности, где было совершено преступление;
  • 4) демонстративно, настойчиво требовать активизации деятельности правоохранительных органов по установлению

и розыску преступника (например, в связи с исчезновением супруга, детей и других близких людей);

  • 5) проявлять повышенный интерес к ходу расследования;
  • 6) признаться в причастности к преступлению родственникам, друзьям, сослуживцам;
  • 7) на первом же допросе сделать признание о своей причастности к совершению какого-либо малозначительного правонарушения;
  • 8) попытаться уговорить, подкупить потерпевших, свидетелей;
  • 9) заняться поиском лиц, которые могли бы дать ложные показания, и т. д.

В криминалистической и судебно-психологической практике такое поведение обвиняемого, подозреваемого получило название «улики поведения» .

Сильное внутреннее перенапряжение, постоянные мысли о совершенном, систематическое принятие мер, препятствующих изобличению в преступлении, приводят к такому психическому состоянию, когда у преступника появляется страстное желание «выговориться», «облегчить душу», рассказать о случившемся и таким способом уменьшить психическое возбуждение, снять напряженность. В этом же заключается основная причина явки с повинной, признания обвиняемого и подозреваемого, установления психологического контакта на допросе.

Распространенным психическим состоянием является фрустрация — ощущение гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. В состоянии фрустрации обвиняемый плохо соображает, почти не вникает в суть создавшегося положения, безразлично относится к своей судьбе. Он очень внушаем, впечатлителен, мнителен. Следователь должен тактически умело ослабить, нейтрализовать фрустрационное состояние, вызвать обвиняемого на откровенность, пробудить в нем желание вступить в психологический контакт.

Существенное влияние на психологическое состояние обвиняемого, подозреваемого на допросе оказывают мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении и которые можно подразделить на две группы:

  • 1) положительные мотивы — стремление обвиняемого (подозреваемого) помочь следователю объективно и полно разобраться в происшествии (дача правдивых показаний, описание способов совершения преступления, показ места нахождения трупа, пострадавшего и орудий преступных действий, активность в установлении возможных свидетелей и т. п.); чувство сострадания к жертве, жалость к себе, своему положению, искреннее раскаяние в содеянном;
  • 2) отрицательные — мотивы, препятствующие эффективному расследованию преступления.

Отрицательные мотивы бывают разными.

Во-первых, обвиняемый боится ответственности за содеянное и потому дает ложные показания, направляя следствие по ложному пути. Страх наказания угнетающе действует на психику допрашиваемого, снижает его возможность правильно оценивать свое поведение, ухудшает самоконтроль и самоанализ.

Во-вторых, обвиняемый порой готов нести любое наказание, но панически боится огласки. Моральные оценки и суждения окружающих оказывают на него гораздо более сильное воздействие, нежели предстоящий приговор суда. Поэтому обвиняемый отказывается сообщать правдивую информацию, уклоняется от откровенного разговора. Следователь должен убедить допрашиваемого в несостоятельности его позиции, по возможности нейтрализовать, ликвидировать конфликтную ситуацию.

В-третьих, обвиняемый боится утратить достигнутое социальное, служебное, материальное положение. Мысль о том, что в результате расследования преступления и привлечения к уголовной ответственности он будет лишен занимаемой должности, потеряет доверие коллег, друзей, испытает материальные затруднения (конфискация имущества), заставляет обвиняемого занять позицию отказа от дачи правдивых показаний, вступить в конфликт со следователем, попытаться переложить ответственность за содеянное на других лиц. Задача следователя — убедить обвиняемого (подозреваемого) изменить свое отношение к сложившейся ситуации, показать ему возможность искупить вину и восстановить свое положение в обществе.

В-четвертых, это ложное чувство товарищества, которое особенно свойственно несовершеннолетним преступникам. Они считают, что сообщить подробности преступления — значит оказаться в глазах сверстников предателями, навлечь на себя «всеобщее презрение и недоверие». Несовершеннолетние также могут отказаться от дачи показаний или лжесвидетельствовать по причине необычности положения, чувства исключительности своей личности, мнимого риска и борьбы.

В-пятых, у некоторых обвиняемых (подозреваемых) появляется чувство уверенности в невозможности раскрытия преступления. Допрашиваемый считает, что следователь не располагает доказательствами причастности его к преступлению, поскольку никаких следов на месте происшествия он не оставил, свидетелей нет, к тому же наличествуют некоторые подтверждения его алиби. В подобном случае преступник ведет себя на допросе независимо, порой высокомерно, отвечает на вопросы односложно, требует немедленного освобождения и т. д. Следователь должен умело использовать имеющиеся доказательства, тактически и психологически правильно предъявлять их допрашиваемому, стремиться своевременно устранить конфликт.

В-шестых, значительное влияние на поведение обвиняемого (подозреваемого) оказывает переживание им разлуки с близкими людьми: родителями, детьми, супругом, друзьями. Психологическое состояние здесь характеризуется тревожностью, беспокойством за их судьбу, жалостью. Осознание невозможности оказать им посильную помощь способствует возникновению стрессов. Допрашиваемый становится раздражительным, резким, уклоняется от общения, уходит в себя. Следователь обязан использовать все свои психологические познания и опыт, с тем чтобы вывести обвиняемого из указанного психологического состояния.

И наконец, в-седьмых, рецидивисты и лица, совершившие преступления, зачастую изначально враждебно относятся к работникам правоохранительных органов, свидетелям, потерпевшим. Это сказывается на их поведении во время допроса. Обычно они отказываются давать показания, обвиняют следователя в предвзятости, грубости, произволе.

Конфликтные следственные ситуации также возникают на почве оговора или самооговора. Под оговором понимается заведомо ложное показание одного обвиняемого в отношении другого. Самооговор представляет собой сознательное волевое поведение невиновного лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого), которое выражается в даче ложных показаний относительно его причастности к инкриминируемому ему деянию. Как верно указывали А. Р. Ратинов и Т. А. Скотникова, происхождение самооговора не может быть понято без предварительного уяснения некоторых явлений социально-психологического и индивидуально-психологического порядка, порождаемых изменениями в положении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Ликвидация конфликтной ситуации, вызванной самооговором, осуществляется следователем в двух направлениях:

  • а) изучение особенностей личности обвиняемого (подозреваемого);
  • б) анализ данных, характеризующих сложившуюся следственную ситуацию.

Причинами самооговора могут быть состояние здоровья, возраст, психологическое состояние (стресс, фрустрация, аффект и др.).

Самооговоры часто наблюдаются у психически неполноценных людей, в основе поведения которых лежат болезненные побуждения. Самооговоры у подобных субъектов бывают двух типов:

  • а) самообвинения, носящие наивный, неправдоподобный характер (патологические переживания);
  • б) признания, вполне правдоподобные по содержанию.

Следственная практика знает немало примеров, когда привлечение к уголовной ответственности, задержание, арест, допрос глубоко действуют на психику. Особенно это относится к невиновному человеку, который в силу сложившихся обстоятельств оказался в положении подозреваемого (обвиняемого). Задача следователя в такой ситуации — не поддаться на провокационные действия обвиняемого (подозреваемого), показать допрашиваемому вредность и несостоятельность его позиции, оказать психологическое воздействие, способное заставить его изменить отношение к себе, своей судьбе и окружающим.

Известно большое количество разнообразных тактических и психологических приемов, которые применяются, как правило, в комплексе. Наиболее часто из них используются:

  • 1) прием внезапности, последовательности, вызова, допущение легенды, отвлечение внимания, форсированный и замедленный темп допроса, инерция, использование слабых мест личности, создание напряженности, повторность, пресечение лжи;
  • 2) детализация показаний, предъявление самого веского доказательства, совокупности доказательств, доказательств в порядке нарастания изобличающей силы и др.

Следователь должен активно использовать все законные возможности, достижения криминалистики, правовой и юридической психологии, своего профессионального и жизненного опыта для получения правдивых показаний.

Особого внимания заслуживает проблема психологического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя. Законодатель считает, что психологическое воздействие при допросе возможно, так как наделил следователя властными полномочиями для осуществления возложенных на него функций. Однако психологическое воздействие не может быть беспредельным, и не все приемы и методики допроса могут быть признаны правомерными. Если подобное происходит, то необходимо говорить не о психологическом воздействии, а о психологическом давлении. Психологическое воздействие и давление — это не одно и то же. Давление связано с угрозами, насилием, обманом и др. Представляется, что единственным допустимым приемом воздействия на допрашиваемого — это убеждение. Следователь предъявляет доказательства, аргументирует свои выводы и предоставляет свободу выбора поведения допрашиваемому (свидетелю, потерпевшему, обвиняемому).

Противоположностью убеждения является внушение. Внушение (от лат. suggestio — «внушение», «намек») — это процесс воздействия на психику человека, при котором он усваивает информацию со сниженной сознательностью и отсутствием критичности. Внушение исключает добровольность выбора поведения допрашиваемого, поэтому для допроса этот метод неприемлем. Поэтому законодатель установил такой порядок допроса свидетеля, который благоприятно сказывается на получении объективной информации и сводит к минимуму возможность использования внушения (ст. 189 УПК РФ).

Особенность допроса потерпевшего определяется спецификой психического состояния этой категории допрашиваемых. В отличие от свидетелей, потерпевшие испытывают сильное переживание (стресс, депрессия, фрустрация и др.). При допросе потерпевшего необходимо помнить о трех сменяющихся психических состояниях: до, в момент и после преступления.

В силу острых психических переживаний показания потерпевших могут существенно деформироваться. От нервно-психических переживаний может наступить амнезия — полное или частичное «выпадение памяти», т. е. необратимое исчезновение из памяти некоторых фрагментов преступного события. Важно установить причину неполноты показаний, а не упрекать потерпевшего; в процессе припоминания забытого необходимо активно использовать приемы, направленные на оживление ассоциативных связей.

Конечно, со стороны потерпевшего может быть и заведомая ложь. Следователь обязан выявить причины ложных показаний (страх, влияние родственников, подкуп и др.) и избрать правильную психологическую линию собственного поведения по отношению к потерпевшему; доброжелательность, спокойствие, терпение, внимательность, предупреждение возможного психологического давления на потерпевшего, откровенность и т. д. Главное — расположить потерпевшего к себе и вызвать его на откровенность.

Взаимоотношения, которые складываются во время допроса между следователем и допрашиваемым, имеют двойственный характер — психологический контакт и психологическая борьба.

Под «контактом» в психологии понимается взаимное психологическое проникновение, передача партнеру по общению имеющейся информации. Психологический контакт можно установить при получении информации о личностных качествах допрашиваемого: морально-волевых, наклонностях, интересах, связях, психологическом складе и др.

В сознании допрашиваемого до и в ходе следственного действия происходит борьба мотивов «за» и «против» дачи правдивых показаний. Следователь должен постоянно анализировать мотивы поведения допрашиваемого на допросе и принимать меры по устранению причин, которые препятствуют установлению контакта.

Особое внимание уделяется лицам, которые отказываются отдачи показаний или дают ложные показания. Необходимо убедить допрашиваемого, что, несмотря на сопротивление допрашиваемого, преступление будет раскрыто. Установлению психологического контакта при допросе препятствуют некоторые черты характера допрашиваемого: чрезмерная застенчивость, недоверчивость и др.

Термин «психологическая борьба» носит условный характер и подчеркивает противоположность целей и интересов взаимоотношений между следователем и допрашиваемым. Особенно, если допрашиваемый избрал тактику дачи ложных показаний. Возникают конфликтные отношения.

Причины психологического конфликта могут быть различные: неправильная реакция допрашиваемого на действия следователя; ошибочная линия поведения следователя (например, нарушение этических норм).

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ, и. 4 ст. 5 УПК РФ, близкие родственники (родители, супруг, супруга, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) не обязаны свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Законодатель отдает предпочтение личному интересу перед публичным. В подобных ситуациях следователю необходимо больше внимания уделить не правовым вопросам, а нравственным. Этичность деятельности следователя при допросе будет способствовать устранению препятствий, которые возникают при допросе близких родственников.

При бесконфликтной ситуации на допросе психологическая борьба отсутствует. В связи с этим психологические отношения способствуют получению в процессе допроса правдивых показаний.

Удостоверительная деятельность следователя

Основным обязательным средством удостоверительной деятельности (фиксации) при допросе является протокол. Он должен составляться объективно и полно, с тем чтобы сохранить данные, имеющие значение для дела, и обеспечить их использование в качестве доказательств.

Психологические особенности протоколирования заключаются в том, что показания представляют собой двойное отражение событий преступления:

  • а) отражение фрагмента действительности в сознании допрашиваемого;
  • б) отражение полученного сообщения о событии в сознании следователя, перенесенное затем в протокол.

Процесс удостоверительной деятельности всегда связан с разрешением вопроса об отборе информации, которую надо закрепить в протоколе. Причем последний обязательно должен отражать: весь обмен информацией (вопросы следователя, ответы допрашиваемого, факты предъявления доказательств и др.); весь ход получения показаний; все особенности речи допрашиваемого.

При оформлении протокола устные сообщения допрашиваемого преобразуются следователем в письменную речь. Протоколирование возможно по окончании устного допроса; одновременно с допросом; по отдельным этапам, эпизодам, вопросам.

Протокол служит источником доказательств, и от его качества зависят возможность и степень использования его в судебном разбирательстве.

В качестве вспомогательных методов закрепления показаний следователь использует звукои видеозапись, стенографирование и др. Особое значение имеет звукозапись. Она с исчерпывающей полнотой фиксирует все то, что не способны отразить письменные документы.

На практике звукозапись применяется в трех вариантах:

  • а) для кратковременного запечатления хода следственного действия (оперативная память следователя);
  • б) для сокращенного переложения фонограммы на протокол, когда следователь заимствует из звукозаписи лишь те эпизоды, которые считает относящимися к делу на данный момент;
  • в) для параллельной с протоколом фиксации хода и результатов следственного действия.

Она также позволяет установить факты неправильной тактики допроса, например применение метода внушения. В процессе расследования фонограмма допроса обвиняемого может быть использована для производства судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Поводом для назначения СПЭ служит заявление обвиняемого о том, что показания были даны под психологическим давлением следователя. Судебные эксперты прослушивают аудиои видеозапись показаний и дают оценку психологической атмосферы (фона) взаимоотношений следователя и допрашиваемого. Следователю же звукозапись помогает выявить факты повторения прошлых показаний либо непрерывного их дополнения.

Более широкие возможности фиксации хода и результатов допроса имеет видеомагнитофонная запись, поскольку она позволяет запечатлеть не только речевые особенности, но и поведение допрашиваемого в целом.

Удостоверительная деятельность требует от следователя внимания, четкости мышления, разнообразных навыков и умения. На качество проведения допроса и фиксации результатов влияет надежность научно-технических средств (магнитофона, видеокамеры и др.), ибо их поломка приводит к нарушению контакта с допрашиваемым, отвлекает внимание последнего, вызывает у него скептическое отношение к средствам фиксации допроса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой