Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психические состояния на соревнованиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описывая состояние боевой готовности, все специалисты подчеркивают гармоничность и оптимальность его физиологических и психологических характеристик применительно к двигательной деятельности спортсмена. Однако при этом не указывается для реализации каких двигательных задач данное состояние является оптимальным. Обычно имеется в виду, что боевая готовность позволяет успешно выполнять… Читать ещё >

Психические состояния на соревнованиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже говорилось в параграфе 7.2, на тренировках перед спортсменами стоят разные задачи. В отличие от тренировок, на соревнованиях у спортсмена единственная цель — показать все, на что он способен, реализовать достигнутую на тренировках подготовленность к старту. Подготовленность характеризует уровень развития необходимых для вида спорта физических и двигательных качеств, а также психических свойств и функций[1]. Выступление спортсмена на соревнованиях зависит не только от уровня подготовленности, но и от того, в каком состоянии он будет находиться. Известно немало случаев, когда, имея хорошую подготовленность и показывая на тренировках высокие результаты, па соревнованиях спортсмен выступает значительно хуже из-за перевозбуждения, мандража, стресса и т. п.

В нредсоревновательный период и во время соревнований на ПС спортсмена могут оказывать влияние многие факторы: объективная и субъективная значимость соревнований, успешность последних тренировок, общение с тренером и партнерами, условия спортивной арены, жеребьевка, особенности соперников, успехи и неудачи на промежуточных этапах соревнований. При воздействии факторов соревновательных ситуаций состояние спортсмена меняется: повышается эмоциональное возбуждение, усиливается психическое напряжение, ослабляется или усиливается мотивация, появляются тревога или уверенность и т. п.

В зависимости от индивидуальных особенностей (типологических свойств, мотивации, волевых качеств, опыта, саморегуляции) спортсмены по-разному воспринимают, оценивают и реагируют на те или иные особенности соревновательных ситуаций. Например, высокая значимость соревнований будет способствовать мобилизации атлетов с сильной НС, а при слабой может спровоцировать состояния тревоги и стресса. Факторы, обусловливающие негативные состояния спортсмена, называют индивидуально значимые сбивающие факторы.

ПС может способствовать реализации двигательной задачи либо затруднять ее. Поэтому, оценивая состояние спортсмена на соревнованиях, необходимо ориентироваться не только на выраженность компонентов состояния (уверенность, активность), а рассматривать эти компоненты применительно к реализации двигательной задачи. Известны случаи, когда спортсмены, находясь в спокойном состоянии и чувствуя себя уверенно, неудачно выполняют соревновательные упражнения и показывают низкие результаты. В то же время, некоторые атлеты демонстрируют отличную технику и тактику и прекрасно справляются с двигательными задачами, если находятся в состоянии мандража и даже стресса.

Состояние, способствующее реализации максимально возможного или намеченного в данный период результата, определяется как состояние психической готовности к соревнованию[2]. В состоянии психической готовности спортсмен может реализовать достигнутый на тренировках уровень подготовленности или превысить его. Главным признаком и целостной характеристикой состояния психической готовности является эффективная саморегуляция[3]. На основании того, способен ли спортсмен к эффективной саморегуляции в условиях соревнований, т. е. может ли он управлять собой, реализуя двигательную задачу, правомерно определять его готовность или неготовность к соревновательной деятельности.

Долгое время специалисты считали, что на соревнованиях всем спортсменам необходимо находиться в состоянии боевой готовности — проявлять высокую активность, уверенность, приподнятое настроение, собранность и спокойствие. Потом исследования спортивных психологов показали, что одни спортсмены более успешны при легком волнении, другим, чтобы показать все, на что они способны, нужен кураж, третьи значительно лучше выступают, находясь в состоянии агрессии и т. п. Таким образом, было установлено, что индивидуальные параметры состояний психической готовности к старту у спортсменов разные.

В психологии спорта выделены и описаны различные виды предсоревновательных и соревновательных состояний: боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия, стартовое безраличие, мандраж, страх, стресс, агрессия, болевой финишный синдром, транс, кураж, спортивный азарт, спортивная злость и др. Названия соревновательных состояний часто включают прилагательные стартовая и предстартовая (например, лихорадка, апатия). Если речь идет о состоянии непосредственно перед выступлением — стартом, то обычно используют термин «стартовая». В тех случаях, когда говорят о состоянии за день или несколько дней до начала соревнований, применяют термин «предстартовая».

Состояние боевой готовности характеризуется повышенной активностью и оптимальным уровнем психического напряжения (рис. 7.4).

В данном состоянии спортсмен испытывает желание соревноваться, уверен в себе, ощущает прилив сил и энергии. При этом он хорошо контролирует себя, может сосредоточиться на двигательной задаче, спланировать тактические схемы и т. п. (табл. 7.4).

Психическое напряжение в различных соревновательных состояниях (по Г. Д. Горбунову).

Рис. 7.4. Психическое напряжение в различных соревновательных состояниях (по Г. Д. Горбунову)1:

СБ — стартовое безразличие; БГ — боевая готовность;

СЛ — стартовая лихорадка; СА — стартовая апатия.

Таблица 7.4

Характеристики психических состояний (на основании работ Ю. Я. Киселева, Г. Д. Горбунова, Е. П. Ильина)[4]

Характера;

стика.

Психическое состояние.

Стартовое безразличие.

Боевая готовность.

Стартовая лихорадка.

Стартовая апатия.

Значимость соревнований.

Низкая.

Высокая.

Высокая.

Высокая.

Желание соревноваться.

Невысокое.

Высокое.

Высокое и нетерпеливое.

Снижено или отсутствует.

Уверенность в себе.

Любой уровень.

Высокая.

Низкая или перепады от высокой к низкой.

Низкая.

Психическое напряжение.

Обычное, фоновое.

Немного повышенное.

Высокое.

Низкое.

Нервные процессы.

Баланс или небольшое доминирование торможения.

Баланс или небольшое доминирование возбуждения.

Доминирует возбуждение.

Доминирует торможение.

Эмоциональная сфера.

Спокойствие. Эмоциональное возбуждение снижено.

Эмоциональный подъем. Оптимизм.

Сильное волнение, эмоции «через край», резкие перепады настроения. Раздражительность.

Подавленность, грусть, плохое настроение, пессимизм.

Окончание табл. 7.4

Характери;

стика.

Психическое состояние.

Стартовое безразличие.

Боевая готовность.

Стартовая лихорадка.

Стартовая апатия.

Когнитивная сфера.

Недостаточная отчетливость ощущений и восприятия. Невысокая интеллектуальная активность.

Отчетливость ощущений и восприятия. Продуктивность мышления. Устойчивость внимания.

Неустойчивое внимание, рассеянность. Забывчивость. Мысли о результате, а не о процессе.

Недостаточная отчетливость ощущений и восприятия. Невысокая интеллектуальная активность.

Двигательная сфера.

Пассивность. Организованность движений.

Активность. Организованность движений.

Тонус мышц повышен. Расторможен ность, суетливость.

Заторможенность, вялость.

Саморегуляция.

Удовлетворительная.

Хорошая.

Неудовлетворительная.

Неудовлетворительная.

Описывая состояние боевой готовности, все специалисты подчеркивают гармоничность и оптимальность его физиологических и психологических характеристик применительно к двигательной деятельности спортсмена. Однако при этом не указывается для реализации каких двигательных задач данное состояние является оптимальным. Обычно имеется в виду, что боевая готовность позволяет успешно выполнять соревновательные упражнения в высоком темпе, максимальной интенсивности и т. п. Такие особенности двигательной деятельности характерны для многих, но не для всех видов спорта. Например, на соревнованиях по гребле, плаванию, лыжным гонкам, футболу, хоккею, баскетболу, большому теннису, тяжелой атлетике требуется проявлять быстроту реакции, высокий темп движений, силу, выносливость. В соревнованиях по нулевой стрельбе, керлингу, прыжкам в воду необходимы точность, аккуратность, тонкий расчет и т. п. Поэтому присущие боевой готовности повышенное возбуждение и активность нежелательны для оптимального состояния некоторых видов спорта.

Состояние стартовой лихорадки возникает, если субъективная значимость соревнований высока, но спортсмен не уверен в достижении успеха или не может справиться с переживаниями (см. табл. 7.4). Неуверенность может быть обусловлена разными причинами — высокой личностной тревожностью, низкой самооценкой, ситуативной тревогой, отсутствием опыта и др. Переживания возникают в ситуациях неопределенности жеребьевки, при откладывании старта, отрицательных промежуточных результатах и т. д. Характерными особенностями стартовой лихорадки являются очень высокое психическое напряжение (см. рис. 7.4) и сильнейшее эмоциональное возбуждение — эмоции буквально «захлестывают» спортсмена. Пульс становится учащенным, дыхание частым и поверхностным, усиливается потливость, повышается тонус мышц. Чрезмерное волнение приводит к снижению произвольной саморегуляции — спортсмен не может сосредоточиться на выполняемом упражнении, забывает, что и как надо делать, затрудняется критично осмыслить ситуацию, раздражается, конфликтует, легко «выходит из себя» и т. п. Испытывая перевозбуждение и нетерпеливое желание поскорее начать выступление, спортсмен начинает выполнять упражнение, недостаточно подготовившись, допускает ошибки в технике и тактике.

Предрасположенность к стартовой лихорадке отмечается у спортсменов со слабой НС и доминированием возбуждения. Необходимо отметить, что стартовая лихорадка не всегда является негативным состоянием, не позволяющим показать высокий результат. Известно, что в видах спорта, связанных с кратковременной мобилизацией (прыжках и метаниях в легкой атлетике, беге на короткие дистанции), спортсмены, находящиеся в данном состоянии, выступали результативно. Оптимальными для двигательных задач этих и некоторых других видов спорта (коротких дистанций в плавании, беге на коньках, гребле) могут быть состояния повышенного эмоционального возбуждения, параметры которых находятся в диапазоне от боевой готовности до стартовой лихорадки (но не достигают последней).

Состояние стартовой апатии может сформироваться по ряду причин:

  • — после состояния стартовой лихорадки в связи с тем, что спортсмен не может долго выдержать сильное возбуждение и «перегорает»;
  • — после состояний утомления, перенапряжения и эмоционального выгорания — энергетические и эмоциональные ресурсы исчерпаны, и это не позволяет выдержать воздействие факторов соревновательных ситуаций;
  • — на фоне перетренированное™, хронического утомления и переутомления, так как не хватает сил противостоять эмоциогенным факторам соревновательных ситуаций, срабатывает «запредельное торможение», организм «защищается» от чрезмерной нагрузки.

Отличительными особенностями состояния стартовой апатии являются: резкое снижение психического напряжения до уровня ниже фонового, заторможенность, пассивность, безразличие к тому, что происходит вокруг, неуверенность и пессимизм (см. табл. 7.4). В таком состоянии уже нет ни сил, ни желания участвовать в соревновательной борьбе. Спортсмен не может эффективно управлять своими действиями — быстро переключать внимание, активно включаться в соревновательные ситуации, проявлять силу и скорость. Ослаблена волевая регуляция — затруднено проявление волевых усилий: настойчивости, смелости, целеустремленности. Нередко спортсмены замыкаются и «уходят в себя».

К состоянию предстартовой апатии предрасположены спортсмены со слабой НС и доминированием торможения. Все специалисты единодушно отмечают негативное влияние состояния апатии на результивность спортсмена в соревнованиях. Но не доходящие до уровня апатии состояния пониженного эмоционального возбуждения, параметры которых немного ниже боевой готовности, могут быть оптимальны для тех видов спорта, где сложнокоординационная работа не сопряжена с большими физическими усилиями и высокой скоростью (например, пулевая стрельба (не скоростные упражнения), стрельба из лука, керлинг).

Состояние стартового безразличия появляется, когда соревнования субъективно малозначимы для спортсмена и он не испытывает сильного желания соревноваться. Невысокая субъективная значимость соревнований может быть вызвана:

  • — низкой мотивацией занятий спортом — в случае, если у спортсмена есть другие дела и занятия, которые он считает более важными, чем спорт;
  • — незначительной ролью данных соревнований в карьере спортсмена («проходные» соревнования).

Также стартовое безразличие может возникнуть в тех случаях, когда соревнования значимы для спортсмена, но он либо абсолютно уверен в достижении успеха, либо считает, что успешное выступление невозможно и не стоит напрягаться. Абсолютная уверенность в исходе соревнований бывает очень редко, только в тех случаях, когда соперники в представлении спортсмена намного слабее его, или когда команда выигрывает много раз подряд.

Для стартового безразличия характерно обычное, фоновое психическое напряжение (см. рис. 7.4). Не переживая по поводу соревнований, спортсмен спокоен и может неплохо управлять собой. Однако его мобилизации недостаточно, чтобы проявить волевые усилия, активизироваться и найти выход в трудных ситуациях, если они возникнут. При низком психическом напряжении двигательные ощущения недостаточно обострены (особенно у спортсменов с сильной НС), что тоже может привести к ошибкам в технике и, соответственно, к низким результатам. Стартовое безразличие позволяет показать результаты на уровне подготовленности, но не дает возможности использовать резервные энергетические ресурсы.

Состояние стартового безразличия также называют состоянием стартового благодушия или состоянием самоуспокоенности. Данное состояние редко бывает у спортсменов, выступающих на крупных соревнованиях.

Состояние тревоги (мандраж) характеризуется неопределенным ощущением угрозы, так называемым «безобъектным» страхом. На соревнованиях данное состояние может сформироваться:

  • — когда спортсмен ожидает значимого события — соревнования, исход (т.е. результат) которого ему неизвестен;
  • — в ситуации неопределенной опасности, если спортсмен воспринимает ее как угрожающую престижу, здоровью, жизни. При этом угроза может быть реальной или воображаемой, актуальной или потенциальной.

Находясь в состоянии тревоги, спортсмен не уверен в себе, его одолевают сомнения и опасения, иногда появляются навязчивые мысли и защищенность на проблемах. Все это затрудняет концентрацию внимания на соревновательном упражнении. Психическое напряжение высокое, нередко сопровождается головной болью и ощущением подташнивапия. Отмечаются повышенная потливость и усиление диуреза. Мышцы напряжены, спортсмен либо гиперактивен и двигателыю расторможен, либо заторможен и «впадает в ступор». В любом случае, такие параметры психомоторной сферы затрудняют эффективную реализацию двигательных задач и приводят к ошибкам в технике. Спортсмен может сделать «фальстарт» или «засидеться на старте», отдать неточный — преждевременный или запаздывающий нас и т. п. Характерными особенностями состояния тревоги являются быстрый теми речи, блуждающий или застывший взгляд, повышенное внимание к ритуалам и приметам, усиливающаяся внушаемость.

В состоянии тревоги поведение спортсменов меняется по-разному. Одни замыкаются в себе, избегают привычного общения. У других, наоборот, появляется повышенная потребность в общении и желание обсуждать свои проблемы со всеми подряд. Некоторые спортсмены используют в качестве защитной реакции юмор, начинают острить и шутить «на каждом шагу». Если состояние тревоги остается устойчивым вечером, то появляются трудности с засыпанием, бессонница, сон становится беспокойным и т. п.

По наблюдениям специалистов, формирование состояния тревоги идет быстрее при высокой личностной тревожности, эмоциональной неустойчивости, низкой самооценке, пассивности.

Влияние состояния тревоги на результативность специалисты оценивают неоднозначно. Некоторые считают, что мандраж совершенно недопустим на соревнованиях, и спортсмен должен быть абсолютно уверен в себе. Другие полагают, что небольшая тревога помогает мобилизоваться перед стартом. Есть точка зрения, согласно которой даже значительная тревога, когда спортсмена буквально «трясет» перед выступлением, не является препятствием к успешному выступлению (если «тряска» прекращается в начале выполнения соревновательного упражнения).

Ю. Л. Ханин доказал, что оптимальный уровень состояния тревоги индивидуален и у каждого высококвалифицированного спортсмена имеются свои параметры, диапазон которых определяется как зона оптимального функционирования в состоянии тревогиК Если показатели состояния тревоги в этой зоне, то спортсмен показывает высокие результаты, а если вне ее — низкие. При этом для одних спортсменов зона оптимального функционирования связана с низким уровнем тревоги, для других — со средним, для третьих — с высоким (рис. 7.5).

Зоны оптимального функционирования спортсменов (ЗОФ) в состоянии тревоги на соревнованиях (по Ю. Л. Ханину).

Рис. 7.5. Зоны оптимального функционирования спортсменов (ЗОФ) в состоянии тревоги на соревнованиях (по Ю. Л. Ханину).

Состояние страха, в отличие от состояния тревоги, обусловлено конкретной угрозой и характеризуется неуверенностью и боязнью деятельно-[5]

сти, конкретного человека, оценки со стороны окружающих, травмы и др. Па соревнованиях состояние страха возникает в разных ситуациях. Спортсмен может бояться:

  • — показать низкий результат — «завалить» соревнования;
  • — выполнять какой-то элемент (легкоатлет-прыгун опасается сделать заступ при разбеге; биатлонист — промах, фигурист — прыжок и т. п.);
  • — сильного или «неудобного» соперника;
  • — осуждения товарищей по команде в случае ошибочных действий;
  • — негативных действий со стороны тренера и руководства (вывода из основного состава, снижения финансирования подготовки и т. п.).

По мнению специалистов, наиболее часто на соревнованиях спортсмен боится неудачи. Однако бывают случаи, когда возникает и страх успеха — пикофобия'. Боязнь победы может появиться у спортсменов, которые имеют большой негативный опыт выступления в соревнованиях. Неожиданное и непривычное «бремя лидерства» может вызвать испуг, если спортсмен морально не готов к этому и плохо представляет себя в этой роли.

Независимо от вида страха находящийся в состоянии страха спортсмен сильно переживает по поводу той или иной угрозы. Психическое напряжение возрастает. Он не может «отключиться» и сконцентрироваться на выполнении соревновательного упражнения. Двигательная чувствительность повышается или понижается. Могут появиться необычные ощущения: чувство сердцебиения, зверский голод и др. Снижается осознание и критичное осмысление воспринимаемой информации, спортсмен становится более внушаем. Иногда ухудшается адекватность поведения — появляются апатия, лень, отказы от соревнований по «надуманным» причинам. Речь становится путаная, сбивчивая, голос дрожит, усиливается тремор конечностей. Спортсмен допускает ошибки в технике и тактике, либо совсем отказывается выполнять соревновательное упражнение (например, фигурист вместо тройного прыжка, делает двойной; футболист отдает пас партнеру, а не бьет по воротам сам и т. п.).

В состоянии страха отмечаются более глубокие, чем при тревоге, физиологические сдвиги: учащение дыхания, холодный пот, сухость во рту, расширение зрачков.

Состояние стресса возникает в трудных ситуациях соревнований, при активном отношении спортсмена к выполняемой деятельности. Факторы, вызывающие стресс на соревнованиях — стрессоры, — могут быть физиологическими (большая физическая нагрузка, боль, жара, низкое содержание кислорода в воздухе) и психологическими (ожидание старта, собственные неудачные результаты, успехи соперников на промежуточных этапах соревнований, проблемы со снаряжением).

Историческая справка

Термин «стресс» (англ, stress) означает давление, нагрузку, напряжение. Впервые состояние стресса был описано и изучено в 1930;е гг. Г. Селье (Канада). Основатель концепции стресса определил это явление как общую неспецифическую реакцию орга-[6]

низма на любые сильно воздействующие на него факторы. Название «неспецифическая» было выбрано потому, что данная реакция не зависит от вида стрессоров, в отличие от специфических реакций, обусловленных особенностями воздействующих факторов. Так как эта неспецифическая реакция выполняет приспособительную функцию, Селье рассматривал стресс как общий адаптационный синдром. Изучая динамику стресса, Селье выделил три стадии: мобилизацию, резистентность и истощение (рис. 7.6). На этапе мобилизации адаптационные резервы возрастают, организм приспосабливается к стрессовой ситуации, на этапе резистентности все системы функционируют в напряженном режиме за счет расхода адаптационных ресурсов, стадия истощения характеризует снижение функциональных возможностей и адаптационных резервов. Селье назвал стресс, влияющий на продуктивность деятельности отрицательно, — дистресс, положительно — эустресс.

В дальнейших исследованиях стресса, А. Каррел и Б. Голдсгоун установили, что воздействие стрессоров малой интенсивности повышает адаптацию к тем же стрессорам большой интенсивности. На основе этой закономерности были разработаны методики психологической подготовки: стресс-прививочная терапия Д. Мейхенбаума и др.

Стадии состояния стресса (по Г. Селье).

Рис. 7.6. Стадии состояния стресса (по Г. Селье)

Независимо от того, какие чувства и эмоции вызывает стрессор — усталость, боль, страх, гнев или другие, — организм спортсмена отвечает на него несиецифической реакцией: усиливается деятельность эндокринной системы, гормональная активность резко повышается, происходит выброс стероидных и адренокортикотроиных гормонов. Именно изменения гормонального фона свидетельствуют о формировании состояния стресса. Если гормональных изменений нет, то данное состояние не является стрессом, а может быть состоянием психической напряженности, стартовой лихорадки, мандража и др. Это важно учитывать, так как нередко состояние стресса приписывается любому спортсмену, участвующему в соревнованиях, хотя еще Селье призывал не отождествлять стресс с эмоциональным возбуждением и нервно-психической перегрузкой.

Кроме вышеназванных биохимических изменений, состояние стресса на соревнованиях характеризуется изменениями многих функциональных систем. Увеличение адреналина в крови приводит к учащению пульса и темпа дыхания, повышается артериальное давление. Переживания и эмоции вызывают усиление психического напряжения, повышается тонус мышц, появляется тремор. Ухудшается кинестетическая (двигательная) чувствительность, движения становятся менее координированными и менее экономичными, так как в двигательных актах участвуют «лишние» мышцы. «Интеллектуальный» контроль над поведением становится хуже, затруднены распределение и переключение внимания, снижается критичность оценки своих действий, возможны неадекватные решения[7]. На стадии истощения могут появиться невротические реакции, депрессия и фобии, а также психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

Насколько сильным будет стресс (т.е. насколько глубокими будут биохимические и физиологические сдвиги) зависит от субъективной значимости и неопределенности соревновательной ситуации. Чем важнее соревнования для спортсмена и чем более неопределенным является их исход, тем сильнее будет стресс.

Как повлияет стресс на результат спортсмена? При каком уровне стресса результативность на соревнованиях выше? Исследования, проведенные в поисках ответов на данные вопросы, показали, что параметры оптимальности стресса определяются особенностями НС, темперамента и мотивации. Изучая стрессовое состояние представителей различных видов спорта, Вяткин установил, что спортсмены с темпераментом, А (слабая НС, высокая личностная тревожность и эмоциональная возбудимость) наиболее высокие результаты показывают при низком уровне стресса, а повышение стресса ведет к снижению успешности их соревновательной деятельности. Обладатели темперамента Б (сильная НС, низкая личностная тревожность, эмоциональная устойчивость) более успешны при высоком уровне стресса (рис. 7.7)[8].

Уровень стресса и успешность спортсменов с разными типами темперамента (по Б. А. Вяткину).

Рис. 7.7. Уровень стресса и успешность спортсменов с разными типами темперамента (по Б. А. Вяткину).

Сильная мотивация спортсменов со слабой НС, доминированием торможения, тревожных, эмоционально неустойчивых и импульсивных способствует формированию стресса и ухудшению результатов, а при невысоких мотивах эти спортсмены могут на соревнованиях показать те же результаты, что и на тренировках, т. е. реализовать свою подготовленность. Спортсмены с сильной НС, уравновешенностью нервных процессов, низкой личностной тревожностью, эмоционально устойчивые и неимпульсивные (рациональные) при сниженной мотивации показывают результаты хуже, чем на тренировках, а при высоких мотивах достижения успеха, находясь в состоянии стресса, могут не только повторить достигнутую на тренировках результативность, но и превысить ее. Таким образом мотивы как образования более высокого личностного уровня определяют, войдет спортсмен в состояние стресса или нет.

Исследования по ряду видов спорта и опыт практической работы психологов показывают, что более успешны в состоянии соревновательного стресса спортсмены, имеющие больший опыт и квалификацию. Очевидно, это объясняется тем, что в процессе многочисленных официальных соревнований, отборочных стартов, «прикидок» и т. п. они адаптируются к воздействию определенных стрессфакторов и осваивают приемы саморегуляции, необходимые в стрессогенных ситуациях.

Состояние «болевой финишный синдром» нередко наблюдается у спортсменов, выступающих на длинных дистанциях в плавании, беге, ходьбе, велогонках и других циклических видах спорта. Большие физические нагрузки и психическое напряжение во время соревнований ведут к тому, что к концу дистанции (иногда и раньше) у спортсмена возникают сильные труднопереносимые боли в мышцах, ощущение «одеревенения» ног, спазмы желудка, горла, тошнота. В состоянии болевого финишного синдрома спортсмен чувствует себя опустошенным, беспомощным, бессильным что-либо изменить. Появляются жалость к себе, опасения, что боль усилится, может возникнуть даже страх смерти[9]. В таком состоянии возможны отказы от соревнований — спортсмен сходит с дистанции, мотивируя это какой-либо причиной.

Болевой финишный синдром — это разновидность состояния утомления, которое более характерно для тренировочной деятельности (см. параграф 7.2). В большинстве видов спорта на соревнованиях физическая нагрузка обычно ниже, чем на тренировках, или дается с перерывами (например, в спортивных играх). Исключением являются длинные дистанции циклических видов, где во время соревнований спортсмен должен длительно выдерживать высокую нагрузку.

Состояние агрессии чаще всего возникает у представителей тех видов спорта, где есть непосредственный контакт с соперником (бокс, борьба, хоккей, регби). В данном состоянии спортсмен целенаправленно (но не случайно) старается причинить физический или психологической вред объектам нападения. На спортивных соревнованиях объектами агрессии, как правило, являются соперники, и реже — предметы окружающей среды или сам агрессор (в таком случае имеет место аутоагрессия). Известны случаи, когда, находясь в агрессивном состоянии, спортсмены начинают избивать или грубо оскорблять соперников, ломают свой инвентарь (ракетки, клюшки), портят снаряжение конкурентов и т. п.

Причиной формирования состояния агрессии является нереализованная потребность и возникающие в связи с этим раздражение, злость, гнев. Не контролируя свои эмоции, спортсмен начинает искать виноватых и наносит им физический или моральный ущерб. При этом он может воздействовать прямо на предполагаемого «виновника» своих проблем или посредством нанесения ущерба его вещам и статусу (габл. 7.5).

Таблица 7.5

Виды агрессии у спортсменов (по Е. П. Ильину и В. К. Сафонову)1

Агрессия.

Прямая.

Косвенная.

Физическая.

Драки, укусы, щипки.

Повреждение предметов, необходимых человеку — объекту агрессии.

Вербальная.

Оскорбительные высказывания, злые шутки, грубые ответы.

Разговоры «за спиной», провокации, жалобы.

На соревнованиях агрессия может проявляться в деструктивной (т.е. нарушающей нормы общения и поведения) форме или быть конструктивной (например, разрешенные правилами приемы спортивного поединка — силовая борьба в хоккее, удары в боксе, броски и захваты в дзюдо). Вопреки распространенной точке зрения, что спорт «учит агрессии», в исследованиях Сафонова было доказано, что занятия спортом способствуют формированию именно конструктивной агрессии. В процессе тренировок и соревнований спортсмен, совершенствуя навыки произвольной саморегуляции, овладевает умением контролировать вспышки агрессии и направлять ее в нужное русло.

Причинами агрессивного поведения являются биохимические и нейрофизиологические особенности, выраженность личностной агрессивности, а также правила и нормы, усвоенные в процессе социализации. Врожденные особенности могут обусловить предрасположенность к агрессивному состоянию, но насколько ярко выраженным оно окажется, зависит от воспитания в семье, опыта обучения в школе и спортивной секции. В этом плане многое зависит от позиции тренера и родителей юного спортсмена — поощряют или пресекают они агрессивное поведение. Также очень важны групповые правила и нормы относительно агрессивного поведения, которые обычно устанавливают спортсмены с более высоким статусом. Доказано, что спортсмены с низким статусом реализуют или сдерживают формы агрессивного поведения, ориентируясь на более именитых партнеров по команде[10][11].

Завершая описание предсоревновательных и соревновательных состояний необходимо подчеркнуть, что все они, хотя и называются, но доминирующей эмоции или уровню напряжения, характеризуют целый комплекс изменений в функционировании организма и психики при воздействии факторов соревновательных ситуаций. Индивидуальные параметры психической готовности к старту у спортсменов разные — кто-то успешнее выступает при легком возбуждении и волнении, кто-то — при абсолютном спокойствии и безразличии; одни спортсмены показывают наивысшие результаты в состоянии стресса, другие — в состоянии агрессии и т. п. Важно, чтобы спортсмен и тренер понимали, какое состояние наиболее оптимально в данной соревновательной ситуации.

Психолог, работающий со спортсменами, должен учитывать, что помимо вышеописанных состояний у спортсмена также могут возникнуть состояния, связанные с оценкой своих спортивных достижений или обусловленные факторами неспортивной жизни: межличностными отношениями, семейными проблемами и др. В силу разных обстоятельств могут сформироваться состояния эйфории, экстаза, фрустрации, депрессии, постравматический шок и других (эти состояния описаны в соответствующей литературе).

  • [1] См.: Пуни Л. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.
  • [2] См.: Пуни Л. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте.
  • [3] См.: Киселев 10. Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения: учеб, пособие. М., 2009.
  • [4] См.: Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта.
  • [5] См.: Ханин 10. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. № 6.С. 94−104.
  • [6] См.: Ильин Е. П. Психология спорта: учеб, пособие.
  • [7] См.: Акимова Л. Н. Психология спорта: курс лекций. Одесса, 2004; Щербатых Ю. В. Психология стресса и его коррекция: учеб, пособие. СПб., 2006.
  • [8] См.: Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981.
  • [9] См.: Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности.
  • [10] См.: Ильин Е. II. Эмоции и чувства: учеб, пособие. СПб.: Питер, 2013; Сафонов В. Ф. Агрессия в спорте. СПб., 2003.
  • [11] См.: Isberg L. Anger, aggressive behavior, and athletic performance // Emotions in sport /ed. by Y. L. Hanin. Champaign, IL: Human Kinetics, 2000. P. 113—133.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой