Бюджетное устройство, бюджетный процесс и принципы бюджетной системы российской федерации
![Реферат: Бюджетное устройство, бюджетный процесс и принципы бюджетной системы российской федерации](https://gugn.ru/work/6585204/cover.png)
Необходимо отметить, что совместным приказом Минфина России, Минрегиона России, Минэкономразвития России от 22.08.2013 в целях реализации принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах были утверждены методические рекомендации по их представлению. Так, на официальном сайте… Читать ещё >
Бюджетное устройство, бюджетный процесс и принципы бюджетной системы российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После изучения материалов данной главы студент должен:
знать
- • структуру бюджетной системы;
- • принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ;
- • виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ;
- • законодательные и нормативные правовые акты регулирования отдельных стадий бюджетного процесса;
- • участников бюджетного процесса;
- • перечень государственных программ Российской Федерации;
уметь
- • характеризовать основные стадии бюджетного процесса составления федерального бюджета;
- • классифицировать календарные годы в терминологии БК РФ;
владеть
- • порядком, отражающим рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- • основными характеристиками федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 г.
Ключевые термины: бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс, принципы бюджетной системы, стадии бюджетного процесса, участники бюджетного процесса.
Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Местные бюджеты подразделяются на два типа: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения и бюджеты городских и сельских поселений.
В нормативных документах и на практике применяется термин " консолидированный бюджет" — свод бюджетов соответствующей территории. В трактовке БК РФ консолидированный бюджет — это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных параметров, в обязательном порядке представляется в вышестоящие органы исполнительной власти, депутатскому корпусу в составе законопроекта о бюджете, но не утверждается законодательно.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между ними образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный) и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ без учета мсжбюджстных трансфертов между этими бюджетами, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис. 1.1.
![Структура консолидированного бюджета субъекта РФ.](/img/s/8/74/1263374_1.jpg)
Рис. 1.1. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ[1]
Принципы бюджетной системы РФ — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и бюджетных правоотношений в целом. Перечень принципов организации и функционирования бюджетной системы приведен в БК РФ. В табл. 1.1 приведена совокупность принципов построения бюджетной системы и принципов формирования и исполнения бюджетов.
Таблица 1.1
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Принципы построения бюджетной системы. | Принципы формирования и исполнения бюджетов. |
Единства бюджетной системы РФ. | Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. |
Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. | Сбалансированности бюджетов. |
Эффективности использования бюджетных средств. | |
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. | |
Прозрачности (открытости). | |
Самостоятельности бюджетов. | Достоверности бюджета. |
Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. | Адресности и целевого характера бюджетных средств. |
Подведомственности расходов бюджетов. | |
Единства кассы. |
Ниже приведем характеристику содержания принципов организации и функционирования бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы — бюджетного законодательства РФ, денежной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, единство бюджетной классификации. Доходы и расходы бюджетов очень разнообразны, поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их систематизацию по однородным признакам путем применения единой бюджетной классификации.
Бюджетная классификация РФ — это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечения сопоставимости бюджетных показателей бюджетной системы РФ на основе группировочных кодов. Определение принципов назначения, структуры кодов, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляет Минфин России в форме приказа[2].
Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, определении полномочий по осуществлению расходов органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- • право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством;
- • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ и налоговым законодательством РФ;
- • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
- • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- • недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов свидетельствует, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
Сбалансированность бюджета регламентирует положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением его остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Суть принципа эффективности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
- • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- • средств иностранных целевых кредитов (заимствований);
- • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
- • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
- • отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Прозрачность (открытость) исполнения бюджетов и представление отчетов об их использовании означают:
- • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (МО);
- • стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода);
- • обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы МО), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа МО), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом МО) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Необходимо отметить, что совместным приказом Минфина России, Минрегиона России, Минэкономразвития России от 22.08.2013[3] в целях реализации принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах были утверждены методические рекомендации по их представлению. Так, на официальном сайте Комитета финансов Санкт-Петербурга размещен «Бюджет для граждан», в котором приводится развернутая информация, но бюджету, в том числе по источникам доходов бюджета Санкт-Петербурга.
Пример
Доход бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, т. е. денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Санкт-Петербурга. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы формируются за счет налоговых отчислений, имеют законодательно (нормативно) установленные процентные отчисления от налогооблагаемой базы и распределение между бюджетами различного уровня. В настоящее время налоговые доходы составляют 80−90% доходной части бюджета Санкт-Петербурга. Неналоговые доходы — формируются за счет неналоговых поступлений, к которым относятся: доходы от использования или продажи имущества, находящегося государственной и муниципальной собственности, сдачи в аренду, кредиты, штрафы и т. д.
Безвозмездные поступления в бюджете Санкт-Петербурга — это дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета и иные межбюджетные трансферты, объем и направление которых соответствуют тому, что предусмотрено в Федеральном законе о федеральном бюджете для Санкт-Петербурга в соответствующем периоде. В случае перечисления безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, эти поступления также отражаются в доходной части бюджета по строке «Безвозмездные поступления»[4].
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов каждого бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств выражается в том, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Подведомственность расходов бюджетов устанавливает право получателей бюджетных средств на предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Суть принципа единства кассы заключается в зачислении всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории, соответственно, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также осуществляемых в соответствии с валютным законодательством операций.
В завершение параграфа приведем определения основных терминов, необходимые для понимания бюджетных процессов и отношений.
Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
- [1] Финансы: учебник для бакалавров / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд., перераб. и доп., 2012. С. 129.
- [2] Более подробно бюджетная классификация рассмотрена в гл. 2 настоящего учебника.
- [3] Приказ Минфина России № 86н, Минрегиона России № 357, Минэкономразвития России от 22.08.2013 № 468 «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» .
- [4] URL: fincorn.spb.ru /files/cf/npd/budget/2013/full/BudgetForPeople.pdf