Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О методике «Профориентатор» как диагностическом инструменте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендации по выбору профессий в Центре даются в терминах круга специальностей (включая необходимые для поступления экзамены), в виде подходящих и неподходящих старшекласснику профилей обучения, а также перечня развивающих программ, необходимых ему для лучшей адаптации к жизненным, учебным и будущим профессиональным задачам |9]. После прохождения комплексного тестирования по методике… Читать ещё >

О методике «Профориентатор» как диагностическом инструменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отечественная компьютеризированная методика «Профориентатор» является ведущим в России современным и эффективным инструментом для проведения профориентационной диагностики и консультирования старшеклассников с целью выбора дальнейшего профильного обучения, профессии, специальности. Методика «Профориентатор» прошла официальное независимое рецензирование [17] и получила сертификат; в настоящее время она применяется более чем в 200 представительствах по всей России, а ее модификации используются также в Украине и Казахстане.

Опыт коллектива сотрудников Центра (ЦТР ГТ) под научным руководством профессора А. Г. Шмелева позволил не только собрать эмпирический материал, но и фактически доказать, что психодиагностический инструмент, первоначально выстроенный на климовской теоретической базе, соответствует требованиям, предъявляемым к научно обоснованной методике, работает качественно. Накопленный богатый материал (только в московском Центре за последние 10 лет более 20 тыс. школьников получили профессиональную помощь при выборе специальности, вуза с использованием результатов методики «Профориентатор») (см. прил. ЭП-4−10) позволил провести масштабное исследование прогностической валидности методики [27]. На выборке 457 человек было показано, что жизненный выбор соответствует результатам компьютерного профориентационного тестирования в 63% случаев. Даже этот простой показатель иллюстрирует прогностичность тестирования (для сравнения: вероятность успешного выбора профессии в случайном порядке составляет не более 33%). Получены статистически значимые корреляции между результатами тестирования (с точностью до вторичных шкал) и жизненным выбором тестируемых. Отдельно были проанализированы случаи, когда студенты категорически не удовлетворены выбранной профессией [21]. Описание случаев неудачного выбора профессии приведено в ЭП-4−6. Значимым критерием качества можно считать отсроченные оценки методики «Профориентатор» и соответствующей консультативной услуги. Спустя три-четыре года после тестирования 80% бывших старшеклассников утверждают, что в свое время консультация по профориентации с использованием этой методики им действительно помогла. Как показывает лонгитюдное исследование судьбы вчерашних старшеклассников [27], получены результаты, подтверждающие статистически значимые связи между данными тестирования и совершенным реальным выбором направления обучения, а также уровнем удовлетворенности студентов профилем подготовки. Фактически в двух случаях из трех люди учатся по профессиям, которые им были рекомендованы по результатам прохождения теста «Профориентатор». Все шесть профильных направлений обучения обладают необходимыми параметрами прогностичности.

Коллектив Центра под руководством профессора А. Г. Шмелева создал серию методик профориентационной направленности для разных возрастных категорий тестируемых: «Профконсулътант» — для взрослых при решении вопроса о смене профессии, перед получением второго высшего образования; «Профкарьера» — для студентов, выпускников и молодых специалистов, по вопросам планирования будущей работы по специальности; «Профнавигатор» — для школьников средних классов с целью предварительного выбора класса профильного обучения и рекомендации кружков по дополнительному развитию; «Профмастер» — для школьников и абитуриентов, заинтересованных в выборе профиля среднего профессионального образования. Образцы распечатки результатов тестирования по данным методикам см. в ЭП-4−7 — ЭП-4−9. Важно правильно интерпретировать полученные результаты тестирования — как любая многофакторная методика, «Профориентатор» требует экспертного использования. Именно опытный психолог-профконсультант может создать для клиента из разрозненных показателей по отдельным шкалам целостную картину ситуации, обнаружить в профиле противоречия и артефакты и уточнить наличие обнаруженных качеств в рамках постдиагностической беседы с клиентом [4].

Результаты тестирования

После прохождения комплексного тестирования по методике «Профориентатор» клиент получает распечатку результатов, куда входят: индивидуальный профиль с результатами по каждой шкале; круговая диаграмма с рекомендациями по выбору профильных классов; списки сходных профессий[1] по различным критериям (с экзаменами); словесные интерпретации результатов по всем шкалам теста; информация, но рекомендуемым развивающим программам (см. «Шкальные профили» в ЭП-4−10).

Основные этапы консультирования

  • 1. Прежде всего консультант устанавливает контакт с клиентом. Важно правильно расположиться, принять открытую позу, поддерживать контакт глаз; выражать приветливость и доброжелательность.
  • 2. Сбор информации. Консультант проясняет первичную цель: что привело клиента на профориентацию? На каком этапе готовности к выбору профессии находится школьник? Насколько он информирован о мире профессий, сфере образования? Есть ли значимые профессии, альтернативы выбора? Идет сбор информации о специфике обучения, об увлечениях помимо школьных предметов. Уточняются взгляды и мнение родителей, значимых лиц и жизненная перспектива с позиции самого школьника.
  • 3. Конкретизация запроса. Профконсультант сообщает о своих функциях и возможностях в рамках консультации, структурирует полученную информацию, формулирует реальные цели и задачи данной консультации[2].
  • 4. Рассказ о структуре методики. Консультанту необходимо руководствоваться следующими правилами: идти в изложении от общего к частному, от структуры к содержанию; выражаться на уровне житейских понятий, минимизируя применение научных терминов; выражаться последовательно и логично; сохранять нейтральную позицию по отношению к родителям и школьнику.
  • 5. Анализ и обобщение результатов теста, рекомендации. На данном этапе важно, чтобы консультант действовал целенаправленно; анализировал профиль в соответствии с руководством [9]; рассматривал профиль целостно. Консультант анализирует плюсы и минусы на шкальном профиле клиента, показывает связь между блоками и с группами профессий, резюмирует информацию, расставляет приоритеты. Важно донести до сознания клиента, что рекомендация — не диагноз, что есть спектр возможностей получения образования и профессионального развития.
  • 6. Получение обратной связи, ответы на вопросы. На заключительном этапе имеет место обсуждение особенностей образовательных учреждений; прояснение побочных запросов. Консультант получает от школьника обратную связь (какие мысли пришли ему/ей по окончании процесса консультации) и отвечает на уточняющие вопросы. В случае явной необходимости коррекционной работы профконсультант советует старшекласснику обратиться за информацией о том или ином тренинге к консультанту по развитию.

Примеры шкальных профилей с комментариями специалиста приведены в ЭП-4−12.

Развивающие программы. Принципы, технологии и опыт работы Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.

Л. С. Выготский

Психологи ЦТР ГТ условно выделяют четыре большие группы старшеклассников по соотношению у них интересов и способностей.

  • 1. Нет ни интереса, ни способностей (не хочет и не может). Ситуация неготовности к активному профессиональному самоопределению. Единственная надежда родителей такого старшеклассника — «расшевелить» интерес к себе, к учебе, к своей судьбе, в частности с помощью тренинга личностного роста «Облака знаний».
  • 2. Есть интерес, нет выраженных способностей (хочет, но не может). Состояние относительной готовности к профессиональному выбору. Ситуация обычная, в определенной степени поддается коррекции как раз с помощью развивающих программ и тренингов.
  • 3. Есть способности, по размытые интересы (может, но не хочет). Человек не знает четко, чем же ему нравится заниматься больше всего. Ситуация буриданова осла встречается даже среди отличников. Выбор будущей профессии затруднен; желательна консультация независимого специалиста-профессиоведа.
  • 4. Есть способности и интерес (может и хочет). Ситуация зрелого профессионального самоопределения. Такой человек, как правило, осознанно занимается самообразованием, с увлечением делает то, что у него хорошо получается, и четко знает, кем хочет стать в профессии. У такого старшеклассника нет острой необходимости в развивающих тренингах. Но, как известно, нет предела совершенству. Для этой категории лиц как раз подходят тренинги на усиление уже выраженных качеств, которые являются профессионально важными применительно к выбранной будущей профессии.

Рекомендации по выбору профессий в Центре даются в терминах круга специальностей (включая необходимые для поступления экзамены), в виде подходящих и неподходящих старшекласснику профилей обучения, а также перечня развивающих программ, необходимых ему для лучшей адаптации к жизненным, учебным и будущим профессиональным задачам |9]. После прохождения комплексного тестирования по методике «Профориенгатор» старшеклассник отправляется на индивидуальную консультацию к профконсультанту, имея на руках распечатку результатов компьютерного тестирования. В письменный отчет входит также информация по рекомендуемым развивающим программам: факторный профиль № 2 и текстовые интерпретации; они составляют вторую часть отчета по методике «Профориентатор» (пример профиля по развитию см. в ЭП-4−10).

Психологический тренинг направлен на решение задач по восстановлению, развитию, формированию отдельных психических функций, навыков и умений. В Центре разработаны и применяются как обучающие тренинги, так и тренинги личностного роста. За последние 10 лет их посетили более 5 тыс. ребят. Выделяется два вида тренингов: 1) направленные на компенсацию недостаточно развитых качеств (например, ребенку с низкими баллами по шкалам «общение» в блоке интересов и «активность» в блоке личности полезно преодолеть излишнюю застенчивость); 2) направленные на развитие сильных качеств (например, у ребенка выражен интерес к общению, и результаты по владению речью получились выше среднего, при этом он мечтает работать в сфере «человек-человек», тогда его сильные качества стоит усилить на занятиях по ораторскому искусству или по развитию навыков самонрезентации). Другими словами, разумно планировать наращивание хорошо развитых полезных качеств до уровня «отлично» и подтягивание низкого показателя до уровня «коридора средних значений»[3]. Практическая польза от такого деления очевидна: зачем тратить массу сил, времени и денег на развитие «всех подряд» качеств, ведь для конкретной профессиональной деятельности потребуются вполне определенные профессионально важные качества? И если человек выбирает себе будущую профессию не вопреки, а отталкиваясь от своих уже сильно выраженных качеств, можно прогнозировать, что ему значительно легче будет осваивать профессию и достичь вершин мастерства в своей специальности. Иначе может произойти, как в известном романе М. Веллера про Генку, который «хотел стать моряком, а тест на профнаклонность утверждал, что ему суждено быть прекрасным резчиком по камню». Герой данного романа многие годы упорно осваивал профессию моряка и спустя много лет, приложив неимоверные усилия, стал «рядовым капитаном дальнего плавания».. и однажды пожалел об этом, осознав, что менее способный знакомый мальчик стал всемирно известным резчиком.

По блоку «способности» действует принцип: чем больше показатели по любой шкале, тем лучше с точки зрения уровня развития той или иной способности и прогноза обучаемости. По блоку «личность» все не так однозначно, ибо чрезмерно высокие показатели свидетельствуют порой о необходимости не развития, а коррекции. Например, вспоминается случай чрезмерной организованности (9 стен); десятиклассница расплакалась во время консультации (впервые за последние два года) после совета специалиста научиться быть менее организованной, позволить себе отдыхать, расслабляться.

Обзор развивающих и обучающих программ ЦТР ГТ представлен в ЭП-4−13.

  • [1] Списки сходных профессий формируются автоматически при сличении полученногопрофиля по всем шкапам методики с идеальными профилями профессий, полученными экспертным путем (см. «Идеальные профили» в прил. ЭН-4−11).
  • [2] Дело в том, что цели клиентов бывают соответствующими и несоответствующими. К первым относятся профессиональное самоопределение, оценка своих способностей и возможностей, помощь в принятии решения, построение индивидуальных планов, выбор направления образования; ко вторым — проблема детско-родительских отношений, самоутверждение, психопатология и т. п. С первыми консультант работает, а со вторыми подсказывает, куда обратиться в каждом конкретном случае. Можно воспользоваться дополнительнымиуслугами (например, в случае проблемных отношений родителей с подростком взрослыйможет пройти экспресс-тестирование и получить консультацию по методике «Стиль воспитания»).
  • [3] В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» бывают случаи, когдапосле рекомендаций по развитию старшеклассник посещает тренинги) и через полгода-годпроходит профориентационное тестирование еще раз с целью контроля динамики произошедших изменений. Всегда радостно видеть положительную динамику.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой