Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнение организационных структур управления традиционной и новой компаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новой компании служащие склонны смотреть на свою работу более позитивно, чем прежде. Все вместе они стараются удовлетворить потребности клиентов фирмы. От них ожидается выполнение того, что непосредственно требуется в конкретном исполняемом процессе, а не то, что диктуется их функциональной ролью, поэтому их задания становятся более интересными и разнообразными. Сотрудники не ощущают того… Читать ещё >

Сравнение организационных структур управления традиционной и новой компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционная иерархическая функциональная компания имеет менеджеров нескольких уровней (например, верхнего, среднего, линейного). В основании иерархии, там, где выполняется почти вся работа, находятся исполнители, обслуживающие клиентов. Клиенты оказываются практически «на дне» структуры.

В новой компании клиенты находятся не внизу, а «сбоку» от нее, как если бы они были равноправными партнерами (рис. 10.15); непосредственные исполнители, взаимодействующие с клиентами, являются операторами процессов; менеджеры среднего уровня являются руководителями групп, отвечающими за конкретные процессы (лидеры процессов).

Сравнение традиционной (слева) и современной (справа) организационных структур.

Рис. 10.15. Сравнение традиционной (слева) и современной (справа) организационных структур.

Вследствие произошедших изменений клиенты обнаруживают, что теперь они обрели собственное лицо в глазах компании и стали значительно более важными для нее, чем были раньше. Им становится приятнее иметь дело с новой организацией.

В компании, основанной на процессах, можно выделить несколько типовых ролей сотрудников, где каждый конкретный работник может выступать в одной роли или сразу в нескольких. Владелец ресурса несет долговременную ответственность за ресурсы, относящиеся к его функции. Владелец процесса несет оперативную ответственность за ресурсы, предоставленные в его распоряжение, чтобы выполнить некоторый конкретный процесс. Оператор процесса выполняет конкретную работу.

Руководитель организации назначает владельцев ресурсов и владельцев процессов: по одному для каждой функции и для каждого процесса в компании (в большой фирме между руководителем и владельцами ресурсов и процессов могут стоять должностные лица, отвечающие за различные сферы бизнеса).

В итоге заключается трехстороннее соглашение между оператором, владельцем процесса и владельцем ресурса. Вначале предложения по этому соглашению представляются оператору, и, при его согласии, все стороны подписывают и принимают их. Кроме того, владелец процесса назначает руководителя (лидера) для каждого из своих конкретных процессов, несущего оперативную ответственность за порученный ему процесс.

Различие между старой и новой организации проявляется в основном в работе над проектом (в нашей терминологии — процессом). В старой структуре руководитель проекта сталкивается с тем, что работа должна выполняться в нескольких функциональных подразделениях. Когда руководитель проекта хочет нанять исполнителей у линейных менеджеров, он обычно встречает недружелюбный прием. Линейные менеджеры имеют несколько обязанностей. Они должны обеспечить, чтобы в их подразделении работы выполнялись правильно и соответствовали функциям подразделения. Они должны также заботиться о своем персонале и о повышении его квалификации. Линейные менеджеры понимают, что руководители проектов необходимы и выполняют важную работу, но они не хотят терять свои ресурсы. Переговоры между руководителями проектов и линейными менеджерами тянутся без конца. Всякий, кто работал над проектом, знает, что необходимо отчитываться и перед руководителем проекта, и перед линейным руководителем, не всегда согласными друг с другом. Ситуация является конфликтной с самого начала.

В новой организации руководитель процесса набирает сотрудников из различных подразделений, исходя из их опыта и профессиональной подготовки, а также из тех заданий, которые должны выполняться процессом, и организует их в команду (бригаду). Члены команды — это операторы процесса, каждому из них отводится свой участок работы в соответствии с его опытом и навыками. Работа команды состоит из некоторого числа действий (заданий), связанных вместе.

Работа выполняется, исходя из задач, поставленных клиентом, и заканчивается созданием некоторых потребительских ценностей для него. В соответствии с современной терминологией работа — это «проект» (например, процесс разработки продукта: от требований на продукт к реальной продукции). Процесс имеет начало и конец, и когда он завершается, использованные в нем ресурсы могут быть задействованы для выполнения другой работы. Возможно, в одно и то же время будет выполняться несколько конкретных реализаций (экземпляров) одного вида процесса. Каждая реализация имеет своего руководителя и своих операторов. Руководители процесса подотчетны владельцу процесса, который определяет его: устанавливает и отслеживает его цели, условия выполнения и т. д., в то время как руководитель процесса выполняет его конкретные реализации.

Между старой линейной организацией и компанией, ориентированной на процессы, имеются существенные различия.

  • 1. Для новой компании процессами являются не только проекты, как для старой, но и все виды работ вообще, даже рутинные и повторяющиеся. Примером циклически повторяющейся работы является оформление продаж: от заявки до заказа. Эта повторяющаяся работа может выполняться одним сотрудником. Когда он заканчивает работу с одним клиентом, он переходит к следующему, и т. д. Фирма может по-разному координировать распределение работы между персоналом, занимающимся этим видом работы. Например, каждая область может обслуживаться отдельным сотрудником, или координатор продаж может участвовать во всех конкретных реализациях процесса.
  • 2. В компании нового типа отсутствуют менеджеры среднего звена (или их число резко сокращено), несущие ответственность за то, что и каким образом делается в их функциональной области. Здесь менеджеры в качестве надзирателей больше не нужны, так как ответственность перед высшим руководством несет руководитель процесса. Он же договаривается с руководством о стоимости своего процесса. Активы (деньги), которые предоставляются руководством, должны использоваться руководителем процесса для привлечения ресурсов, будь то люди, оборудование или программное обеспечение, как внутри, так и вне компании. Высшее руководство отвечает за выполнение работы и за координацию различных процессов на уровне интерфейсов между этими процессами.
  • 3. Компания, ориентированная на процессы, группирует своих служащих в соответствии с их областью компетентности, для каждой из которых назначается владелец ресурса, который имеет исполнителей, но не имеет денег; владелец некоторого процесса имеет деньги, но не имеет исполнителей. Одна из основных задач владельца ресурса — ведение переговоров с владельцами процессов о «продаже» труда своих исполнителей для того, чтобы получать деньги на покрытие своих расходов (заработная плата и т. п.). При такой организации работы владельцы ресурсов заинтересованы в том, чтобы предлагать владельцам процессов именно тех исполнителей, которые им нужны. Владелец ресурса, как и владелец процесса, подотчетен непосредственно высшему руководству компании.
  • 4. В новой компании служащие склонны смотреть на свою работу более позитивно, чем прежде. Все вместе они стараются удовлетворить потребности клиентов фирмы. От них ожидается выполнение того, что непосредственно требуется в конкретном исполняемом процессе, а не то, что диктуется их функциональной ролью, поэтому их задания становятся более интересными и разнообразными. Сотрудники не ощущают того надзора, который был раньше, они осознают рост своих полномочий и даже начинают чувствовать себя предпринимателями. Поскольку становится легче измерять степень удовлетворения клиента конкретной работой, упрощается выплата премий исполнителям этой работы. Перспективы служебного роста расширяются и делаются более определенными, поскольку напрямую зависят от индивидуальных способностей. Роль руководителей процессов и владельцев ресурсов очень важна, поэтому поиску этих сотрудников уделяется особое внимание. В линейной компании, наоборот, нередко хороших технических специалистов поощряют выдвижением в менеджеры. В результате можно получить плохого менеджера вместо хорошего специалиста. В компании, ориентированной на процессы, не придется совершать такие ошибки. Здесь всегда ценятся знающие компетентные сотрудники, и компания имеет различные возможности их поощрения.

Н. Джумиго разработала пример модели механизма управления компанией на основе бизнес-процессов, представляющий собой трехмерную матрицу с размерностью модели (11*6*8) = 528, который показан на рис. 10.16, где выделены оси: бизнес-процессов, функции управления и элементы механизма управления организации (табл. 10.10).

Модель механизма управления организацией на основе.

Рис. 10.16. Модель механизма управления организацией на основе.

бизнес-процессов.

Таблица 10.10

Наполняемость модели механизма управления организацией на основе бизнес-процессов.

1. Бизнес-процессы управления организацией.

2. Функции управления.

3. Элементы механизма управления.

1.1. Маркетинговая деятельность.

2.1. Планирование.

3.1. Принципы.

1.2. Подготовка производства.

2.2. Организация.

3.2. Структура.

1.3. Материально-техническое обеспечение.

2.3. Мотивация.

3.3. Методы управления.

1.4. Производственная деятельность.

2.4. Учет (контроль).

3.4. Информация.

1.5. Конструкторско-технологическое обеспечение.

2.5. Анализ.

3.5. Техника управления.

1.6. Техническое обслуживание.

2.6. Регулирование.

3.6. Кадры управления.

1.7. Экономическая деятельность.

3.7. Финансовые средства.

1.8. Организационное обеспечение.

3.8. Технологии процессов управления.

1.9. Информационное обеспечение.

1.10. Обеспечение кадрами.

1.11. Обслуживание кадров.

Каждая клетка в приведенной модели (см. рис. 10.16) имеет определенный смысл и представляет собой механизм управления организацией на основе бизнес-процессов на плоскости. Так, клетка 1.5—2.3 означает модель процесса мотивации конструкторско-технологического обеспечения, клетка 1.1—2.1 — модель процесса планирования маркетинговой деятельности.

Если дополнить клетку третьей характеристикой — элементами механизма управления, то получим геометрическую фигуру — параллелепипед. Здесь фигура 1.5—2.3—3.4 обозначает модель информационной системы процесса мотивации конструкторско-технологического обеспечения, а фигура 1.1—2.1—3.4 — модель информационной системы процесса планирования маркетинговой деятельности.

Представленная на рисунке модель включает те виды работ, которые необходимо выполнить в ходе управления организацией на основе бизнес-процессов, и отражает всю его многогранность. Анализ существующего процесса управления и сопоставления его с моделью позволяет найти слабые места (незаполненные четырехугольники) и определить резервы совершенствования управления компанией на основе бизнеспроцессов.

Модель механизма управления предприятием на основе бизнес-процессов позволяет:

  • 1) организовать компанию или бизнес, кардинально по-новому и наиболее оптимальным образом;
  • 2) повысить потенциал организации и степень ее приспособленности к динамичным условиям внешней среды;
  • 3) перейти к плоским организационным структурам управления;
  • 4) изменить подходы к мотивации высшего менеджмента;
  • 5) ускорить инновационные процессы и создать условия к внедрению автоматизированных систем управления;
  • 6) достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой