Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференциальная психология. 
Индивидуальные различия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гальтон же искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены сами индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику. Анализируя статистический материал, он получил постоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты считались произвольными. Ученому же… Читать ещё >

Дифференциальная психология. Индивидуальные различия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема индивидуальных различий

Проблема индивидуальных различий исследовалась еще в период Античности. Так, древнегреческий философ Теофраст в своем трактате «Характеры», пользовавшемся большим успехом в течение многих веков, привел живые и меткие описания различных типов людей. Тонкие наблюдения содержались в работах мыслителей XVI—XVII вв., в особенности М. Монтеня (1533−1592) («Опыты»), Ж. Лабрюйера (1645—1696) («Характеры Теофраста»), Ф. Ларошфуко (1613—1680) («Сентенции и максимы о морали») и др. Однако отнести их произведения к истории научной психологии можно лишь с большой долей условности.

Попытки перейти от житейской мудрости к научному знанию, содержавшиеся в учениях о темпераментах и о способностях, сыграли свою эвристическую роль. Но только с внедрением в психологию эксперимента и с появлением новых критериев научности ее представлений были созданы предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциально-психологическое изучение человека складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем индустриальной. В системе Вундта учение об индивидуальной психологии отсутствовало, поскольку предполагалось, что всякая экспериментальная психология и есть индивидуальная (в отличие от «психологии народов», в которой экспериментальный метод якобы не применим). Но уже у первых учеников Вундта стала зарождаться установка на переориентацию эксперимента, на его приложение к индивидуальным различиям людей.

Основоположником же дифференциальной психологии стал Френсис Гальтон (1822−1911).

Неистощимо изобретательный ум Ф. Гальтона породил множество новаторских идей в различных областях — от метеорологии до антропологии и евгеники, он в том числе стал основателем дактилоскопического метода в криминалистике. В психологии его заслуга состояла в использовании статистического метода для изучения индивидуальных различий.

Изучая пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и др., он внес ряд усовершенствований и новых приемов, среди которых можно отметить изобретение специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др.

Во всех опытах Гальтона интересовал совершенно необычный в то время аспект — генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Именно этот интерес побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. Он предложил, в частности, так называемый метод близнецов с целью выяснения соотношения между наследственностью и внешними влияниями.

Для изучения воображения Гальтон придумал специальный вопросник. Испытуемому давалось задание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представления с восприятиями в отношении их яркости, определенности. И здесь Гальтона интересовала, прежде всего, наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

На индивидуальные различия наталкивались многие экспериментаторы (в работах по психофизике, времени реакции и др.). Они рассматривали их, однако, как варианты общего закона, которые должны были быть нивелированы для получения закона в «чистом виде» .

Гальтон же искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены сами индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику. Анализируя статистический материал, он получил постоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты считались произвольными. Ученому же удалось выяснить известную регулярность их совершения. Такую «социальную физику» как свидетельство правоты своих взглядов восприняли противники концепции свободной воли.

Объектом изучения поведения, по мнению Гальтона, должны быть большие массы людей, а методом — вариационная статистика.

Подобно тому, как люди среднего роста составляют самую распространенную группу, а высокие встречаются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины и в отношении умственных способностей. Но чем детерминированы эти отклонения? Гальтон утверждал, что они строго определены фактором наследственности.

Мы встречаемся здесь с еще одним направлением мысли, возникшим в психологии под влиянием эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из ее аспектов, но она содержала и другой аспект — принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид.

Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдвинул положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. Выдвигалась новая важная проблема — проблема генетических предпосылок развития психических способностей.

Биологическая детерминация не является для людей ни единственной, ни тем более определяющей, однако Гальтон отвергал какие бы то ни было другие существенные причины. Изучив и статистически обработав огромный биографический материал, касающийся родственных связей выдающихся личностей Англии, Гальтон утверждал, что высокая даровитость определяется степенью и характером родства. Из четырех детей, например, шанс стать талантливым, по подсчетам Гальтона, имелся только у одного.

Для изучения вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал наряду с биографическим методом анкетный. Он разослал крупнейшим английским ученым обстоятельную анкету, по материалам которой была написана монография «Английские люди науки: их природа и воспитание». В ней решающая роль вновь приписывалась наследственности, влияние же внешних условий, воспитания считалось незначительным.

К анкетному изучению индивидуальных различий было присоединено экспериментальное. На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше 9000 испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Объяснение результатов оставалось неизменным: наследственность предопределяет эти качества с такой же неотвратимостью, как рост и вес тела и цвет глаз. Эта же идея лейтмотивом прошла через другие работы Гальтона, опубликованные под общим заглавием «Исследования о человеческих способностях и их развитии» (1883).

К важным заслугам Гальтона относится разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития, статистических методов исследования этой проблемы. Диагностирование вариаций в психологических качествах людей рассматривалось как средство и предпосылка отбора наиболее приспособленных. Провозглашалось, что человеческий род может быть улучшен посредством соответствующих браков в течение ряда поколений. Это направление было названо евгеникой.

Особенно активный интерес к изучению индивидуальных различий проявляли психологи в Соединенных Штатах: здесь промышленный прогресс шел ускоренным темпом и начинания, сулящие непосредственную практическую выгоду, получали значительную финансовую поддержку. Существенный численный перевес американских психологических лабораторий над европейскими был обусловлен широко распространявшейся верой в возможность использования достижений психологии для решения практических проблем. В Западной Европе объектом практического приложения психологических выводов стала преимущественно область обучения, где также происходили изменения, связанные с экономическим развитием европейских государств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой