Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изменения функционирования партийной системы при президентстве В. Путина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все законы, поправки и изменения, принятые во второй срок президентства В. Путина продолжили курс на авторизацию режима правления, усиливали централизацию исполнительной власти, роль федеральной бюрократии, создавали дополнительные преимущества крупным партиям, в первую очередь — правящей, и дополнительные трудности в функционировании средних и небольших партий, в создании новых партийных… Читать ещё >

Изменения функционирования партийной системы при президентстве В. Путина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения функционирования партийной системы при режиме В. Путина были приняты несколько законов, не приведших к демократизации этого процесса, даже, наоборот, закрепивших его авторитарные тенденции.

Во-первых, это закон «О политических партиях» (2001 г.), ужесточивший требования к количественному составу российских партий, которые должны иметь:

  • — общую численность не менее 10 тыс. человек;
  • — региональные отделения, численностью не менее 100 человек более чем в половине субъектов РФ и численностью не менее 50 человек в остальных субъектах РФ.

Кроме того закон «О политических партиях»:

  • — ужесточил требования к государственной регистрации партий и их региональных отделений (кроме наличия программы, устава, проведения учредительного съезда, создания региональных отделений, руководящих и контрольно-ревизионных органов еще и наличие протоколов проведенных более чем в половине субъектов РФ конференций региональных отделений партии);
  • — запретил региональным партиям участвовать в федеральных выборах;
  • — закрепил за партиями определенные политические функции, в том числе — выдвижение кандидатов на региональных и федеральных и местных выборах и запретил исполнение этой функции каким-либо другим общественным объединениям;
  • — запретил создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  • — жестко регламентировал внутреннее устройство, членство и устав партии, порядок принятия основных партийных документов;
  • — регламентировал даже права и обязанности партии;
  • — регламентировал государственное финансирование партий.

Во-вторых, закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002 г.), который:

  • — закрепил положение о том, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, имеющим право выдвижения кандидатов на выборах;
  • — дал право освобождения кандидатов, выдвинутых партиями или блоками партий от сбора подписей или внесения залога;
  • — отстранил органы местного самоуправления от формирования избирательных комиссий, большая часть которых стала формироваться вышестоящими избирательными комиссиями.

В-третьих, закон «О референдуме Российской Федерации» (принятый в 1995 г. и измененный в 2002 г.), запретивший инициирование и проведение общероссийских референдумов в период федеральных избирательных кампаний, а также менее чем за год до истечения полномочий федеральных органов власти.

В-четвертых, закон «О выборах депутатов Государственной Думы» (2002 г.), согласно которому «думский» барьер поднимался с 5 до 7%, начиная с выборов 2007 г.

В-пятых, закон «О выборах Президента РФ» (2002 г.), в котором была увеличена минимальная численность группы избирателей со 100 до 500 человек, имеющей право выдвинуть кандидата в президенты, и увеличено число подписей с 1 млн до 2 млн которое необходимо собрать в его поддержку.

В-шестых, в 2003 г. были внесены изменения в закон «О средствах массовой информации», в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, смысл которых заключался в возможности приостановления выпуска СМИ, усилении ответственности за незаконное финансирование избирательных кампаний.

Как видим, общая направленность регламентирующих партийную деятельность законов, принятых в первое четырехлетие режима В. Путина, была авторитарной и вела к созданию преимуществ для правящей партии и затруднению деятельности оппозиционных и вновь создаваемых партий.

Эта тенденция сохранилась и во второе четырехлетие президентства В. Путина. В этот период изменения в политическую и партийную систему были внесены следующими законодательными актами.

Во-первых, поправками в закон «О референдуме Российской Федерации», еще раз (уже который) измененный в 2004 г., сместивший инициативу проведения референдумов от «инициативных групп граждан» (т.е. от гражданского общества) к федеральным органам власти (государству). Это существенно сократило поле партийной политики и вообще инициативу и активность российских партий.

Во-вторых, законом «О замене прямых выборов руководителей регионов их назначением по представлению Президента РФ» (декабрь 2004 г.), отменившим прямые выборы глав регионов с участием федеральных и региональных партий и определившим, что «наделение полномочиями высшего должностного лица» региона принимается региональным парламентом, но представлению Президента РФ. Учитывая, что при сложившейся практике Президент предлагает только одну кандидатуру, региональные парламенты (а, следовательно, и партийные фракции) фактически лишились выбора глав регионов. Кроме того, Президент получил право отстранять от должности глав регионов, в том числе избранных на региональных выборах, с участием федеральных и региональных партий. Наконец, изменения к указанному закону предусматривали возможность для главы региона досрочной постановки перед Президентом вопроса о доверии. Это спровоцировало многих глав регионов сменить статус избранного главы на статус назначенного Президентом, что не могло не сказаться как на направленности деятельности глав регионов (результаты которой теперь оценивали не граждане и партии, а администрация Президента), так и на снижении инициативы партий и гражданского общества. А. В. Иванченко и А. Е. Любарев отмечают, что из одиннадцати смененных Президентом РФ руководителей регионов за 2004—2007 гг. четыре были представителями левых партий (КПРФ и АГ1Р), один — бывший член КПРФ, трое — руководители областей поплатились своими постами за излишне самостоятельную позицию (т.е. за отстаивание интересов регионов перед центром) и трое — руководители республик были заменены обоснованно, так как находились на своих постах более 15 лет.

В-третьих, изменениями в закон «О политических партиях» (декабрь 2004 г.), которые:

  • — повысили минимальную численность партии с 10 до 50 тыс. членов и минимальную численность региональных отделений с 100 до 500 человек не менее, чем в половине субъектов РФ, в остальных отделениях минимальная численность повышалась с 50 до 250 человек;
  • — обязали партии при регистрации региональных отделений предоставлять список его членов в специально созданную федеральную службу — Росрегистрацию (Министерство юстиции, которому ранее принадлежало право регистрации партий, не требовало списков членов партий), что способствовало оттоку людей из оппозиционных партий.

В-четвертых, изменением избирательного законодательства и переходом от смешанной избирательной системы к пропорциональной. Смешанная избирательная формула считается более современной, прогрессивной и многие страны мира осуществляют как раз обратный переход от пропорциональной к смешанной системе выборов — как более демократичной, позволяющей выдвигать кандидатов и партиям и инициативным группам и персонально каждому гражданину. Впрочем, и пропорциональная система достаточно демократична. Смысл пропорциональной избирательной формулы заключается в возможности создавать столько партий, сколько существует групп интересов в обществе, при этом подразумевается, что при голосовании каждая партия соберет голоса всех своих либо многочисленных, либо немногочисленных сторонников. Разумеется, такая избирательная формула фрагментирует партийную систему, умножает количество партий. Поэтому она чаще всего применяется с парламентским барьером, который в большинстве стран устанавливается в 4—5%. Смыслом партийной деятельности средних и небольших партий в избирательной кампании при пропорциональной формуле является заключение коалиций, гарантирующих прохождение в парламент. Барьер в 7%, установленный российским законодательством, да еще вкупе с запретом на создание коалиций, не только является из ряда вон выходящим, но и разрушает саму логику партийной борьбы.

Все законы, поправки и изменения, принятые во второй срок президентства В. Путина продолжили курс на авторизацию режима правления, усиливали централизацию исполнительной власти, роль федеральной бюрократии, создавали дополнительные преимущества крупным партиям, в первую очередь — правящей, и дополнительные трудности в функционировании средних и небольших партий, в создании новых партийных организаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой