Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Человек и природа в первобытном обществе и в эпоху древних Цивилизаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому можно сказать, что разрыв непосредственной связи человека с природой начался со времени исчезновения натуральною хозяйства. Но и в древних цивилизациях человек в силу своеобразия производственной деятельности сохранял свою привязанность к природе. Он сохранил способность с неолитических времен накапливать эмпирические, то есть опытные знания о природе, способность чувствовать… Читать ещё >

Человек и природа в первобытном обществе и в эпоху древних Цивилизаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для первобытного общества в большей мере и для доиндустриальных цивилизаций в меньшей мере была характерна теснейшая прямая связь трудовой и производственной деятельности человека с природной или географической средой и с соответствующим мировосприятием и социальной организацией общества.

Этнографы, наблюдавшие жизнь австралийских аборигенов, отмечают, что те знали окружающий их мир настолько хорошо, что не позволяли себе относиться беспечно к своему природному окружению. Тем не менее, занимаясь примитивным подсечно-огневым земледелием, они уже тогда наносили определенный ущерб природе. Вместе с тем, будучи охотниками, они понимали, что нельзя вырубать лесные рощи, где укрывались и находили себе пропитание кенгуру, на которых они охотились.

Начало более серьезных отрицательных воздействий на природу восходит к неолиту (neos — новый и lithos — камень). Неолит характеризовался переходом от форм добывающего хозяйства к хозяйству производящему. Это хозяйство основывалось на плужном земледелии, развитом скотоводстве, а затем добыче и обработке металлов. С этого времени производство стало все менее зависеть от того, насколько тесными были связи человека и природы. В эпоху неолита человек стал более осознанно понимать, что своей активностью он нарушал естественный порядок и потому старался расположить к себе природные силы, задобрить их. Эго, кстати, и было одной из причин, способствовавшей возникновению и развитию мифологии. Одной из задач возникающих мифов было стремление человека задобрить божественные силы природы. Вместе с тем у человека вырабатывалось чувство нормы. Жертвоприношения богине Материи (богине природы) всевозможные табу (запреты) подтверждают это.

Древние цивилизации, как древневосточные, так и античная, характеризовались тем, что связь между человеком и природой становилась не прямой, а опосредованной. Это было обусловлено развитием общественною разделения труда. Эта форма разделения труда стала складываться, начиная с неолита, сменив прежнее естественное разделение труда по полу и возрасту, действовавшее в эпоху палеолита.

Общественное разделение труда предусматривало выделение таких отраслей производящею хозяйства, как скотоводство, земледелие и ремесло.

Со времени неолита появилась добыча и обработка меди, в связи с чем возникло название халколит (от греческих слов chalkos — медь и lit has — камень) или энеолит (от греческих слов aeneos — медь и lithos — камень). Поэтому неолит стали называть после этого меднокаменным веком. С возникновением бронзы (сплав, состоящий из 10% олова и 90% меди) с конца 111 тыс. до Р.Х. и добычей и обработкой железа, начиная со II тыс. до Р.Х. возникли впоследствии названия бронзовый и железный века. В связи с добычей и обработкой металлов возникает такая форма общественного разделения труда как торговля. Следствием этого возникли товаро-денежные отношения. Эти процессы развивались, начиная с середины II — нач. I тыс. до Р.Х.

Поэтому можно сказать, что разрыв непосредственной связи человека с природой начался со времени исчезновения натуральною хозяйства. Но и в древних цивилизациях человек в силу своеобразия производственной деятельности сохранял свою привязанность к природе. Он сохранил способность с неолитических времен накапливать эмпирические, то есть опытные знания о природе, способность чувствовать и понимать ее. Система запретов и ограничений в его взаимоотношениях с природой продолжала и в древних цивилизациях играть существенную роль. Чувство меры, присущее грекам и римлянам, избавляло их от стремления изменять мир окружающей природы. Но главной причиной, сдерживающей этот процесс и сохраняющей тесную связь человека с природой, было отсутствие в древних цивилизациях, в том числе и в античной, межотраслевого разделения труда в ремесленном производстве и сохранение цеховой системы .

Вместе с тем, рассматривая древние цивилизации и особенно античную, как общества, завершившие свой жизненный цикл, следует отметить, что в эллинистический период (III-I вв. до Р.Х.) развитие рационалистической мысли и усилившееся в это время развитие материального производства особенно отрицательно сказалось на взаимоотношении общества с природой.

Постоянные и длительные войны, развитие ремесла и торговли требовали совершенствования военной техники, орудий труда, которые, тем не менее, в древних цивилизациях и вплоть до конца Средневековья (V-XIV вв.) имели ручной характер. Войны и торговля требовали строительства дорог и кораблей. К этому времени относится и начало массовых развлечений (гладиаторские игры, олимпийские игры и другие виды состязаний). Отсюда вырубка лесов, гибель диких зверей и т. д.

Итак, уже в античности люди осознавали, что географическая среда — важнейший фактор, который оказывает существенное влияние на жизнь общества. С ней связаны, прежде всего, хозяйственные отношения и экономическая жизнь. Однако греки и римляне были убеждены в том, что географическая среда оказывает существенное влияние также на политический строй, национальные черты и характер народа, его образ жизни и способ мышления.

Характеристика геофафической среды как важнейшего фактора развития истории и культуры общества в широком смысле слова в античности была сформулирована Полибием, выдающимся древнегреческим ученым и мыслителем. Полибий описал 84 города, что говорит о широте его геофафического кругозора. Описывая города, он отмечал выгодность или невыгодность их геофафического расположения, удаленность от моря, удобство сообщения, рельеф местности. Говоря о влиянии географической среды на быг и нравы людей, Полибий писал: «Нравы их, аркадцев, суровы вследствие холодного и туманного климата. По этой причине, а не, но какой-либо другой народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и цвете кожи, а также в богатстве занятий. Географическая среда может иметь огромное значение для политического строя, военной организации и военных действий». Таким образом, географическая среда, характеризующаяся климатом, почвами, ландшафтом, наличием полезных ископаемых оказывала существенное воздействие на различные виды деятельности людей античного мира.

В новое и новейшее время геофафическая среда вновь стала рассматриваться как важнейший фактор, определяющий тип и характер культуры общества и цивилизации. Так, например, В. С). Ключевский в своем курсе лекций по русской истории весьма серьезное значение придавал характеристике географических условий русской восточно-европейской равнины, отмечал их влияние на историю ее народа[1].

  • [1] '5 Ключевский В. О. Русская история. Кн.1 М., 1993. С. ЗЗсл
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой