Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литература. 
Психология. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Какие факты свидетельствуют за и против гипотезы существования врожденных предпосылок к освоению и развитию речи? Каким образом можно оценить опыты с животными с точки зрения возможностей усвоения животными человеческого языка? Какие факты говорят о том, что коммуникативная функция речи является главной в сравнении с другими ее функциями? Леонтьев А. П. Избранные психологические произведения… Читать ещё >

Литература. Психология. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 164—200 (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи). С. 254—273 (Развитие речи и мышления).

С. 329—337 (К вопросу о многоязычии в детском возрасте).

Выготский JLC. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 5—361(Мышление и речь).

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М, 1984. С. 6—37 (Речь и практическое мышление).

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

Леонтьев Л.А. Основы психолингвистики. М., 1999.

Леонтьев А.П. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 65—75 (Психологическое исследование речи).

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие. 6-е изд., персраб. и доп., 2016.

Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 2. Внимание и память. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.

Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.

Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

Поршпев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974. С. 380—485 (Генезис речи-мышления).

СлобииД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. М., 1989.

Хомский II. Язык и мышление. М., 1972.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему лингвистика (языкознание) может считаться главной наукой, исследующей речь человека?
  • 2. Какие существуют разновидности языков и речи?
  • 3. Что представляет собой развернутое психолингвистическое определение речи?
  • 4. Почему для понимания речи необходимы совместные исследования лингвистов и психологов?
  • 5. В чем заключается разница в предметах психологического и лингвистического изучения речи?
  • 6. Каковы особенности внешней и внутренней речи?
  • 7. Что представляют собой вербальная и невербальная речь?
  • 8. Какую речь называют диалогической и монологической?
  • 9. Что такое эгоцентрическая речь?
  • 10. Какой язык обозначают как жестовый?
  • 11. Какие особенности речи называют лингвистическими и паралингвистическими?
  • 12. Каким образом ставится и решается вопрос о филогенетическом развитии речи у человека?
  • 13. Каковы основные функции речи для современного человека?
  • 14. Каким образом определяется смысл слова?
  • 15. В чем заключается разница между значением и смыслом слова?
  • 16. Чем объясняется необходимость передачи и понимания значений и смыслов слов для полноценного общения людей?
  • 17. Какое значение имеет вопрос о происхождении речи для решения других вопросов психологии речи?
  • 18. Что представляют собой два основных решения вопроса о происхождении речи и их возможные следствия?
  • 19. Какие существуют теории происхождения речи?
  • 20. Каким образом в трудах ученых XX в. ставилась и решалась проблема происхождения языка и речи?
  • 21. Почему вопрос о наличии у человека задатков к освоению устной и письменной речи имеет ключевой характер для психологии речи? Что представляют собой два альтернативных ответа на данный вопрос?
  • 22. В чем заключается суть социальной и натуральной теорий происхождения речи?
  • 23. Каковы основные положения теории научения применительно к процессу освоения речи?
  • 24. Что утверждается в натуральной теории возникновения языка и формирования (развития) речи?
  • 25. Какие факты свидетельствуют за и против гипотезы существования врожденных предпосылок к освоению и развитию речи?
  • 26. Каковы аргументы за и против того, что ребенок осваивает язык и речь через подражание другим людям?
  • 27. Каким образом обосновывается точка зрения, согласно которой ребенок создает (творит) для себя язык и речь?
  • 28. Какие факты говорят о том, что коммуникативная функция речи является главной в сравнении с другими ее функциями?
  • 29. В чем проявились неудачи попыток обучения животных человеческой устной и письменной речи? Каковы причины, объясняющие эти неудачи?
  • 30. Каким образом можно оценить опыты с животными с точки зрения возможностей усвоения животными человеческого языка?
  • 31. Что представляет собой речь как инструмент мышления?
  • 32. Каким образом мышление и речь взаимно влияют друг па друга?
  • 33. Каково содержание гипотезы Е. Уорфа?
  • 34. Что представляют собой сильный и слабый варианты гипотезы Е. Сепира — Б. Уорфа?
  • 35. В чем заключается относительная независимость мышления от речи?
  • 36. В чем выражается суть проблемы соотношения мышления и речи?
  • 37. В чем заключается вклад Л .С. Выготского в решение проблемы соотношения мышления и речи?
  • 38. Что представляет собой значение слова как единство и единица мышления и речи?
  • 39. Какую роль играет внутренняя речь в процессе соединения мышления и речи?
  • 40. Какие трансформации происходят с речью по мере ее превращения из внешней во внутреннюю?
  • 41. Каким образом внутренняя речь участвует в процессах мышления?
  • 42. Какую роль играет эгоцентрическая речь в регуляции мышления?
  • 43. Каковы особенности развития речи и мышления в процессе их соединения друг с другом?
  • 44. Что дает соединение мышления и речи для дальнейшего общего психологического развития человека?

Темы рефератов

  • 1. Различие в подходах к изучению речи со стороны психологии и лингвистики.
  • 2. Соотношение языка и речи.
  • 3. Особенности разных видов речи.
  • 4. Психологические функции речи.
  • 5. Внутренняя речь и ее участие в психических процессах.
  • 6. Вербальные и невербальные, лингвистические и экстралингвистическис особенности речи.
  • 7. Формирование и развитие речи.
  • 8. Соотношения языка и речи людей и животных.
  • 9. Смыслы и значения слов.
  • 10. Проблема происхождения речи и пути ее решения.
  • 11. Аргументы за и против того, что ребенок осваивает язык и речь через подражание другим людям.
  • 12. Доводы в пользу и против гипотезы о творении ребенком языка и речи.
  • 13. Успехи и неудачи в обучении животных человеческому языку и речи.
  • 14. Речь как средство общения и инструмент мышления.
  • 15. Проблема соотношения мышления и речи, пути ее решения в психологии.

Темы семинарских занятий

  • 1. Языки и виды речи.
  • 2. Психолингвистика и ее основные проблемы.
  • 3. Понимание речи в языкознании и психологии.
  • 4. Особенности и назначение разных видов речи.
  • 5. Вербальные и невербальные коммуникации.
  • 6. Способы передачи значений и смыслов слов.
  • 7. Проблема происхождения и развития языков и разных видов речи.
  • 8. Аргументы за и против гипотезы существования врожденных предпосылок (задатков) к освоению языка и речи.
  • 9. Достижения ученых в обучении животных человеческой речи.
  • 10. Речь как инструмент мышления и средство общения.
  • 11. Варианты гипотезы Е. Сепира — Б. Уорфа, аргументы за и против каждого из них.
  • 12. Проблема соотношения мышления и речи и ее решение в трудах Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой