Литература.
Психология.
Часть 1
Какие факты свидетельствуют за и против гипотезы существования врожденных предпосылок к освоению и развитию речи? Каким образом можно оценить опыты с животными с точки зрения возможностей усвоения животными человеческого языка? Какие факты говорят о том, что коммуникативная функция речи является главной в сравнении с другими ее функциями? Леонтьев А. П. Избранные психологические произведения… Читать ещё >
Литература. Психология. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 164—200 (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи). С. 254—273 (Развитие речи и мышления).
С. 329—337 (К вопросу о многоязычии в детском возрасте).
Выготский JLC. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 5—361(Мышление и речь).
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М, 1984. С. 6—37 (Речь и практическое мышление).
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.
Леонтьев Л.А. Основы психолингвистики. М., 1999.
Леонтьев А.П. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 65—75 (Психологическое исследование речи).
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.
Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие. 6-е изд., персраб. и доп., 2016.
Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 2. Внимание и память. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.
Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.
Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. В 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния. 6-е изд., перераб. и доп., 2016.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
Поршпев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974. С. 380—485 (Генезис речи-мышления).
СлобииД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. М., 1989.
Хомский II. Язык и мышление. М., 1972.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему лингвистика (языкознание) может считаться главной наукой, исследующей речь человека?
- 2. Какие существуют разновидности языков и речи?
- 3. Что представляет собой развернутое психолингвистическое определение речи?
- 4. Почему для понимания речи необходимы совместные исследования лингвистов и психологов?
- 5. В чем заключается разница в предметах психологического и лингвистического изучения речи?
- 6. Каковы особенности внешней и внутренней речи?
- 7. Что представляют собой вербальная и невербальная речь?
- 8. Какую речь называют диалогической и монологической?
- 9. Что такое эгоцентрическая речь?
- 10. Какой язык обозначают как жестовый?
- 11. Какие особенности речи называют лингвистическими и паралингвистическими?
- 12. Каким образом ставится и решается вопрос о филогенетическом развитии речи у человека?
- 13. Каковы основные функции речи для современного человека?
- 14. Каким образом определяется смысл слова?
- 15. В чем заключается разница между значением и смыслом слова?
- 16. Чем объясняется необходимость передачи и понимания значений и смыслов слов для полноценного общения людей?
- 17. Какое значение имеет вопрос о происхождении речи для решения других вопросов психологии речи?
- 18. Что представляют собой два основных решения вопроса о происхождении речи и их возможные следствия?
- 19. Какие существуют теории происхождения речи?
- 20. Каким образом в трудах ученых XX в. ставилась и решалась проблема происхождения языка и речи?
- 21. Почему вопрос о наличии у человека задатков к освоению устной и письменной речи имеет ключевой характер для психологии речи? Что представляют собой два альтернативных ответа на данный вопрос?
- 22. В чем заключается суть социальной и натуральной теорий происхождения речи?
- 23. Каковы основные положения теории научения применительно к процессу освоения речи?
- 24. Что утверждается в натуральной теории возникновения языка и формирования (развития) речи?
- 25. Какие факты свидетельствуют за и против гипотезы существования врожденных предпосылок к освоению и развитию речи?
- 26. Каковы аргументы за и против того, что ребенок осваивает язык и речь через подражание другим людям?
- 27. Каким образом обосновывается точка зрения, согласно которой ребенок создает (творит) для себя язык и речь?
- 28. Какие факты говорят о том, что коммуникативная функция речи является главной в сравнении с другими ее функциями?
- 29. В чем проявились неудачи попыток обучения животных человеческой устной и письменной речи? Каковы причины, объясняющие эти неудачи?
- 30. Каким образом можно оценить опыты с животными с точки зрения возможностей усвоения животными человеческого языка?
- 31. Что представляет собой речь как инструмент мышления?
- 32. Каким образом мышление и речь взаимно влияют друг па друга?
- 33. Каково содержание гипотезы Е. Уорфа?
- 34. Что представляют собой сильный и слабый варианты гипотезы Е. Сепира — Б. Уорфа?
- 35. В чем заключается относительная независимость мышления от речи?
- 36. В чем выражается суть проблемы соотношения мышления и речи?
- 37. В чем заключается вклад Л .С. Выготского в решение проблемы соотношения мышления и речи?
- 38. Что представляет собой значение слова как единство и единица мышления и речи?
- 39. Какую роль играет внутренняя речь в процессе соединения мышления и речи?
- 40. Какие трансформации происходят с речью по мере ее превращения из внешней во внутреннюю?
- 41. Каким образом внутренняя речь участвует в процессах мышления?
- 42. Какую роль играет эгоцентрическая речь в регуляции мышления?
- 43. Каковы особенности развития речи и мышления в процессе их соединения друг с другом?
- 44. Что дает соединение мышления и речи для дальнейшего общего психологического развития человека?
Темы рефератов
- 1. Различие в подходах к изучению речи со стороны психологии и лингвистики.
- 2. Соотношение языка и речи.
- 3. Особенности разных видов речи.
- 4. Психологические функции речи.
- 5. Внутренняя речь и ее участие в психических процессах.
- 6. Вербальные и невербальные, лингвистические и экстралингвистическис особенности речи.
- 7. Формирование и развитие речи.
- 8. Соотношения языка и речи людей и животных.
- 9. Смыслы и значения слов.
- 10. Проблема происхождения речи и пути ее решения.
- 11. Аргументы за и против того, что ребенок осваивает язык и речь через подражание другим людям.
- 12. Доводы в пользу и против гипотезы о творении ребенком языка и речи.
- 13. Успехи и неудачи в обучении животных человеческому языку и речи.
- 14. Речь как средство общения и инструмент мышления.
- 15. Проблема соотношения мышления и речи, пути ее решения в психологии.
Темы семинарских занятий
- 1. Языки и виды речи.
- 2. Психолингвистика и ее основные проблемы.
- 3. Понимание речи в языкознании и психологии.
- 4. Особенности и назначение разных видов речи.
- 5. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 6. Способы передачи значений и смыслов слов.
- 7. Проблема происхождения и развития языков и разных видов речи.
- 8. Аргументы за и против гипотезы существования врожденных предпосылок (задатков) к освоению языка и речи.
- 9. Достижения ученых в обучении животных человеческой речи.
- 10. Речь как инструмент мышления и средство общения.
- 11. Варианты гипотезы Е. Сепира — Б. Уорфа, аргументы за и против каждого из них.
- 12. Проблема соотношения мышления и речи и ее решение в трудах Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.