Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сексуальность в супружестве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурная теория К. Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие — различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияния социокультурных… Читать ещё >

Сексуальность в супружестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема взаимоотношения полов и гендерные исследования

Разное восприятие одних и тех же явлений мужчинами и женщинами, а также противопоставление условий, предполагающих взаимодействие полов, широкий спектр социальных ролей, постоянно меняющихся, нередко встречающаяся жесткая приверженность традиционным полоролевым стандартам ведут к конфликтам как прямым, так и скрытым.

Данная проблема фигурирует и в вопросе полового воспитания детей: нужно ли прививать четкие понятия о мужественности и женственности или воспитывать детей в духе андрогинии, что тесно связано с проблемой пола во взрослом состоянии. Понимание и принятие отличий противоположного пола не только как нормального явления, но и как ценности является проблемным вопросом для различных отраслей психологии. В биологических, социальных и психологических науках определение пола неоднозначно.

В строгом смысле пол есть «совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению»[1].

«Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различением мужчины и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические свойства. Пол:

  • а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;
  • б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. Термин «гендер» обозначает пол как социальное понятие и явление; вся совокупность свойств, отличающих, мужчину от женщины. В гносеологическом плане гендер трактуется как происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся.

Так как нами рассматриваются отношения полов в аспекте психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Процесс этот, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты таких критических периодов принципиальны необратимы»[2].

Основные этапы и компоненты половой дифференциации рассмотрены ведущим американским сексологом Д. Мани. Он описал формирование хромосомного или генетического пола, «определяющего будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез» и гормонального пола зародыша, «определяющего дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол или генитальная внешность), а также нервных механизмов, в дальнейшем регулирующих маскулинное или феминное поведение особи».

В постнатальном онтогенезе: «генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания)». Таким образом, начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли Половая роль — «некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной».

Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят:

  • 1) система дифференциации половых ролей, т. е. половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин;
  • 2) система стереотипов маскулинности и феминности, т. е. представления о том какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Маскулинность и фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активнотворческим, социальным, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом.

Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего, себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности.

Таким образом, человек осознает себя мужчиной или женщиной в свете биологических и социальных факторов, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При несовпадении биологических и социокультурных детерминант пола конечный результат, т. е. половая идентичность субъекта, практически непредсказуем.

Вопрос о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола более сложен, чем вопрос об их биологических и физических различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины в широкой сфере деятельности порой позволяет ставить под сомнение наличие специфических половых психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Но, признавая специфические отличия полов, многие исследователи интересуются вопросом их происхождения.

В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида, поэтому у самки должны быть развиты качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца те, которые помогают защитить семейство. Так как беременность делает самку уязвимой, и в период вынашивания она нуждается в защите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная нежность в мужчине отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент, а избыток агрессивности у женщины сокращает количество беременностей.

Итак, биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость.

В психоаналитической теории 3. Фрейдом выделены психосексуальные стадии развития ребенка. Отношения с другим полом и к себе зависят от того, успешно прошел индивид соответствующую стадию или у него произошла фиксация. Например, взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». У женщин фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины наоборот могут бороться за главенство над мужчинами, т. е. быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными.

Пройдя эдипов комплекс, мужчина подавляет свои сексуальные желания в отношении матери, и начинает идентифицировать себя с отцом, что позволяет мальчику приобрести набор ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающего для него, что это значит — быть мужчиной.

Прохождение комплекса Электры обеспечивает девочке, становящейся более похожей на, мать, символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о первенце-мальчике, феномен, который ортодоксальные-фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса.

На генитальной стадии в раннем подростковом возрасте индивидуумы проходят через гомосексуальный период. Новый взрыв сексуальной энергии направлен на человека одного с ним пола. Хотя явно гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Человек, прошедший все стадии, приобретает генитальный характер — идеальный тип личности в психоаналитической теории, характеризующийся зрелостью и ответственностью в социальносексуальных отношениях.

По Фрейду, биологическая природа предопределяет зависть к пенису у девочек к мальчикам. Из этого следует вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей, реализовывать себя.

Социокультурная теория К. Хорни[3] не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие — различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияния социокультурных факторов. По К. Хорни, способность к материнству у женщины имеет физиологическое преимущество. Бессознательно это проявляется в мужской психике как сильнейшая зависть мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. И «эта зависть служит одной из основных движущих сил формирования культурных ценностей». Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области, ощущение в незначительности собственной роли в сотворении живого существа, подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и, воспитывая так, чтобы она признавала мужское «превосходство». «Наша культура — это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности. Как бы женщину не превозносили в роли матери или возлюбленной, с точки зрения человеческих или духовных ценностей на первом месте всегда оказывается мужчина». К. Хорни[4] доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными из-за стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной могут выражаться желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными, такими как — сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера».

Весь комплекс чувств и фантазий, содержанием которых является ощущение женщины своей дискриминации, ее зависть к мужчине, ее желание быть мужчиной и отвергнуть женскую роль" мешает женщине разглядеть свои достоинства. «Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается с мужской, абсолютно чуждой, точки зрения, и поэтому женщине приходится признать свою несостоятельность». Но желание быть мужчиной «ослабляет чувство себя, а подавленная женственность в тех или иных переживаниях непременно напоминает ей о женской роли».

Особенностью мужской психики является подсознательное недоверие к женщинам. К. Хорни считала, что это порождено обидой и тревогой, во все времена мешашим отношениям между полами. Тревога заключается в страхе перед женщиной, который «глубоко укоренен в сексуальности… Например: мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, которых как бы страстно он ни желал, пытается держать в повиновении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается величайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют». К. Хорни приводит пример целого ряда табу существующего в первобытных племенах и связанного с менструацией, беременностью и родами, культа Девы наряду со сжиганием ведьм. Этот страх скрывается как в чрезмерном превозношении женщин, так и презрительном отношении. То есть мужчина в большей степени сексуально зависит от женщины, так как у женщины часть сексуальной энергии передана продуктивным детородным процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересованы в том, чтобы держать женщин в зависимости. Эти факторы, имеющие психогенную природу и относящиеся к мужчине, по-видимому, лежат в основе великой борьбы за власть между мужчиной и женщиной.

Таким образом, К. Хорни обрисовывает отношения полов как недоверительные, что проистекает из социально-культурных условий и которые можно проследить, анализируя исторические факты и письменные источники. Она по-своему объясняет причину недоверия и отвечает на вопрос, почему вообще возникает эта борьба между полами: «Во все времена более сильная сторона будет создавать идеологию, помогающую ей удержать свою позицию и сделать эту позицию приемлемой для более слабой. В этой идеологии особенности слабой стороны будут трактоваться, как неполноценность и будет доказываться, что эти отличия неизменные, фундаментальные, Богом данные»[5].

Близок к К. Хорни во взглядах на отношения природы половых различий А. Адлер, объясняющий их сначала стремлением к власти, а затем стремлением к превосходству, и полагавший, что заблуждения относительно неполноценности женщин и превосходстве мужчин постоянно разрушают гармонию между полами.[6] Он связывает неудовлетворенность женщин своим положением с очевидными преимуществами мужчин, которые привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти «всеобщая неудовлетворенность женской ролью». Адлер считал, что «различию между мужественными и женственными чертами нельзя найти оправданий». По его мнению, важность мужского начала усилилась разделением труда: «Доминирующее мужское начало направляет деятельность женщины таким образом, что мужчины как кажется, получают от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпочитают избегать», но само разделение возникло стихийно, в идеале, чтобы заниматься тем; для чего люди лучше приспособлены[7].

Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона поиск идентичности может быть трудным процессом для определенных групп людей и зависит от окружения человека[8]. Например, молодым женщинам трудно достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин, как людей второго сорта. С точки зрения Эриксона, феминистское движение получило большую поддержку из-за того, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщины достичь позитивной идентичности, т. е. неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости. Подобные трудности можно наблюдать у групп социальных и сексуальных меньшинств.

Кризис идентичности, как фиксация на этой стадии, мешает выбрать карьеру или продолжить образование.

В исследовании М. Кана проверялось предположение о том, что чувство идентичности облегчает созревающей личности развитие способности к интимности[9]. Он выявил, что у мужчин достижение интимности тесно связано с решением, жениться, не жениться. В этом плане достижение идентичности, основанное на традиционно мужских ролевых особенностях американской культуры, является решающим. Женщины могут быть тесно связаны с социальными предписаниями, необходимости выйти замуж, поэтому достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение идентичности у замужних женщин больше влияет на стабильность супружеских отношений. Идентичность, основанная на умении справляться с тревогой, и умении выражать чувства открыто, способствует стабильности брака.

Согласно юнгианской теории личности, каждый человек несет в себе мощные первичные психические образы — архетипы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. К. Юнгом описаны многие архетипы, но для проблемы отношения полов интересны такие как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость.[10]

Персона — публичное лицо, т. е. то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Обозначает много ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями, это и половые роли мужчины и женщины и те социальные роли, которые исполняют мужчины и женщины в обществе.

Тень — подавленная, дурная и животная сторона личности. Содержит социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные, мысли и страсти. В отношениях между полами это то, что «не принято показывать».

Анима — «душа» представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону или персонифицирующее женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п.

Анимус — «дух» внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, персонифицирующая физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность.

Основанный на том биологическом факте, что в мужчине и женщине выражены и мужские и женские черты, этот архетип эволюционировал на протяжении многих лет в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени феминизировались в результате многолетней совместной жизни с женщиной, а для женщины является верным обратное. Выражение этих архетипов должно быть гармоничным, не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Мужчина должен выражать свои феминистские качества наряду с маскулинными, а женщина должна сочетать в себе фемининность наряду с маскулинностью. Если эти необходимые атрибуты не развиваются, результатом может быть односторонний рост и функционирование[11].

Развитие личности происходит в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Теория К. Юнга наиболее сложна в теории личности и лишь затрагивает проблемы отношения полов, но она является современным вариантом воззрения на природу человека как андрогинной через образ первоначальной бесполости или двуполости младенца[12]. Понятие андрогинии было введено американским психологом С. Бем для обозначения людей, успешно сочетающих как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества[13]. Но само представление об андрогинной природе человека было представлено еще древнегреческим философом Платоном в «Пире», и продолжено у многих философов.

Особый взгляд на природу психологического различия полов представлен у О. Вейнингера[14]. По его мнению, первоначальна половая недифференцированность эмбрионального развития человека, растения или животного.

Дифференциация, разделение полов никогда не будет закончено. Он признает, что все половые признаки женщины имеются у мужчины. И наоборот, все мужские признаки имеются у женщины, «хотя бы в слабом развитии». «Таким образом, мужчина и женщина являются двумя субстанциями, распределенных в самых разнообразных смешениях в живых индивидуумах… Можно сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины, существует только мужественное и женственное… Нет ни одного живого существа, которого можно было бы отнести только к одному или иному полу. В действительности встречается лишь колебание между двумя крайними точками, на которых нам не найти ни одного живого существа. В живой жизни встречаются индивидуумы, лишь приближенные к этим полюсам».

Таким образом, авторы различных теорий личности подходят к проблеме отношений между полами с разных позиций, обусловливая природу различия то с биологической, то в большей степени с социально-культурной точки зрения. Сам человек очень многолик в своих проявлениях, противоречив, и в рамках одной теории невозможно и, наверное, не нужно разбирать его до конца.

К этому можно добавить, что 50—60-е гг. нашего века были, как указывает И. С. Кон, периодами жаркого спора между чисто биологическими и чисто социальными предположениями о различиях между полами[15]. Психологические различия определялись то влиянием хромосомной патологии, то детерминировались гормонально. Теорию научения, в которой говорилось лишь о важности воспитания, социального окружения и не учитывались биологические факторы, опровергали случаи, когда дети, названные и воспитанные в соответствии с полом их наружных гениталий, вели себя по типу противоположного пола, а в пубертатном возрасте у них появились вторичные признаки этого пола, оправдывающие их прежнее атипичное поведение. По словам Кона, «биология пересилила воспитание».

Многие исследователи, рассматривая проблему отношения полов, нередко обращались к мифам, сказкам, пословицам и другим примерам житейской мудрости, пытаясь ответить на вопрос, какова природа различий между полами.

Анализируя древние мифы, в них выделяют общую установку по отношению к определению мужского и женского. Мужчина олицетворяется как носитель активного, социально творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила.

Таким образом, в теориях личности можно проследить проблему отношения полов, поднимаемую для обсуждения в разных аспектах, т. е. для рассмотрения данных положений можно выделить несколько критериев или вопросов:

  • 1) то, как разные исследователи показывают путь формирования специфических черт, присущих тому или иному полу.
  • 2) то, в каком ракурсе они определяют отношения между полами (например, борьба или договор).
  • 3) на какую основу авторы ставят различия между полами (биологическую или социально-культурную), следовательно, выделяют одну, самую важную основу или несколько факторов, влияющих на различия.

Исследование гендерных представлений эволюционирует от собственно женских исследований к гендерным.

В круг гендерного анализа входят оба пола, их отношения между собой и их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней.

Современное состояние гендерных исследований характеризуется широким, но слабо структурированным полем концептуализаций и дефиниций.

Выделяют три направления современных гендерных исследований:

  • 1) гендер как инструмент социального анализа;
  • 2) понимание гендера в рамках женского исследования;
  • 3) гендер как культурологическая интерпретация.

Т. А. Гурко излагает первые опыты анализа отечественной культуры с опорой на теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерных систем[16].

Гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества. Он характеризует социальный статус, определяющий индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные роли и репродуктивное поведение. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества, что означает соответствие гендеру как статусу гендерной культуры. Социологи рассматривают гендер как социальный конструкт, в основе которого три группы характеристик:

  • 1) биологический пол;
  • 2) полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе;
  • 3) «гендерный дисплей» (Гофман И.) — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия[17].

В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие, т. е. предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, которые могут быть различными для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества.

В науке существуют теория социального конструирования реальности (и теория социальной конструкции гендера как ее варианта) и теория гендерной системы. Основные положения первой теории в том, что индивид усваивает культурные образцы (паттерны) в процессе социализации, продолжающейся в течение всей жизни. Период первичной социализации связан, в основном, с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов творческого преобразования среды. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5—7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет жизненного опыта.

Важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17—25 годами, когда формируется мировоззрение личности, и обогащаются ее представления о собственном предназначении и смысле жизни. В течение этого периода усваивается опыт поколения, события, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся главными ценностными ориентирами.

Здесь важно понятие ресоциализации. По определению А. Гидденса, это процесс разрушения ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки новых норм[18]. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и нерелевантную принятым нормам ситуацию, и наиболее вероятна в отношении гендера в период современной трансформации в России. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, регулирующие социальное взаимодействие в новых условиях.

Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества, к которому данная личность принадлежит.

В научной коммуникации широко используется термин «гендерный контракт», поскольку гендерная система представляет собой совокупность контрактов. Гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы. Она является относительно устойчивой и воспроизводится социальными механизмами.

В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, и гендерной системы. Для среднего класса базовый гендерный контракт заменяется контрактом «равного статуса». Происходит выравнивание прав мужчины и женщины в публичной (политика, образование, профессии) и в приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей) сферах[19].

Исходя из выше сказанного, гендер — это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Содержание гендера — это полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах в поведении мужчин и женщин, о психологических особенностях представителей того и другого пола.

В понятие «гендер» включают деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу[20].

Категория гендера непостоянна, так как исторически и культурно изменяется. То, что вкладывается в содержание выражения «быть мужчиной» или «быть женщиной», изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп, также как и для разных социальных слоев.

Л. В. Попова отмечает, что понятия «гендерная система» и «гендерный контракт» больше подходят для объяснения сложившегося положения вещей[21].

Гендерная система подразумевает понимание гендера, как одной из стратифицирующей функций общества и организующего окружающий мир начала. Идея стратификации предполагает, что гендер существует одновременно в структурном делении общества, в его символических значениях и в индивидуальных идентичностях. Другими словами, женщины и мужчины вместе и по отдельности производят и воспроизводят целостную человеческую жизнь, социальные и культурные структуры, также как самих себя и друг друга как существ определенного пола. В свою очередь система представляет собой функциональное целое, которое необязательно однородно или хорошо организовано, но содержит внутренние противоречия и хронологические разрывы.

Достоинство понятия гендерной системы состоит в том, что оно применимо к анализу как содержания деятельности, так и ее условий. Недостатком же является деперсонифицированный подход к человеку, который воспринимается сквозь призму всего общества и как его часть.

Приведем обзор основных направлений в исследовании социальных и психологических функций полоролевых стереотипов за рубежом.

Первые исследования полоролевой стереотипизации были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957 г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс сделали вывод о типичных чертах мужского образа, связанного с социально неограничивающим стилем поведения, компетентностью, рациональными способностями, активностью, и женского, включающего социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом акцентуация типично маскулинных или феминных черт приобретают негативную оценочную окраску.

Начиная с 60-х гг. популярными становятся исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.

Третьим этапом в исследовании полоролевых стереотипов, является не только их описание, но и выяснение их функций, таких как регулятивная, объяснительная, трансляционная, защитная или оправдательная. О. Лири исследовала связь между полоролевыми стереотипами и оправданием задержки продвижения женщин по служебной лестнице в промышленности, и сделала вывод о существовании в американском обществе норм предубежденности против женщин, имеющих какой-либо приоритет над мужчинами того же возраста и социального положения. Основа таких взглядов — расхожие полоролевые стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетенцией, независимостью, соревновательностью, логикой, притязаниями и т. д.

Популярным становится исследование ретрансляционной функции полоролевой стереотипизации. Например, обсуждается то, каким образом социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и т. д. способствуют или препятствуют формированию и распространению полоролевых стереотипов (изучение образов мужчин и женщин в рекламных программах Британского телевидения).

Другое направление в изучении данной функции связано с генетическими, возрастными аспектами проблемы. Анализируется роль полоролевых стереотипов в формировании половой идентичности в детском и подростковом возрасте.

Половая стереотипия существует в любом обществе, хотя содержание ее может варьировать. Процесс социализации и формирование половых ролей начинается очень рано: родители с рождения по-разному относятся к мальчикам и девочкам (например, девочек больше стараются успокоить, держать на руках). К ним предъявляются разные ожидания (от девочек требуют большей дисциплинированности, аккуратности; к мальчикам предъявляют большие запреты в отношении так называемых женских качеств, чем к девочкам в отношении «мужских» (мальчик-плакса хуже, чем девочка-сорванец), они получают разные игрушки, приобретают разный опыт и т. п.).

Исследования показывают, что мальчики более стереотипизированы по отношению к половым ролям, чем девочки. В дальнейшем это влияет на то, что женщинам, работающим в областях, традиционно считавшихся мужскими, приходится принимать мужские ориентации и ценности, чтобы добиться успеха.

Таким образом, психологические различия между полами существуют, но в зависимости от биологических предпосылок, исторически сложившихся форм воспитания, характеристик половых ролей, и их можно измерять по шкале более и менее выраженных, а не дихотомическим способом: есть или нет такая черта у мужчины или женщины.

  • [1] Струнников В. А. Пол // БСЭ. Т. 20. М., 1975.
  • [2] Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2.С. 47—57.
  • [3] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
  • [4] Хорни К. Женская психология (избранные главы из книги). СПб., 1993.
  • [5] Хорни К. Психология женщины, собр. соч. тТ 1. М., 1997.
  • [6] Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998; Адлер А. Понятьприроду человека. СПб., 1997.
  • [7] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  • [8] Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  • [9] Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб., 1997.
  • [10] Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М., 1995.
  • [11] Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М., 1994.
  • [12] Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
  • [13] Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов.М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 336 с.
  • [14] Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики.М., 1991.
  • [15] Кон И. С.

    Введение

    в сексологию. М., 1989.

  • [16] Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. М., 1996. С. 169—194.
  • [17] Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта / под ред.Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступ. статья Г. С. Батыгина. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
  • [18] Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  • [19] Гендерное измерение социальной и политической активности в переходныйпериод: сб. научных статей / под ред. О. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Труды. Вып. 4. СПб., 1996.
  • [20] Гендерные тетради. Выпуск первый. СПб., 1997.
  • [21] Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой