Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание и педагогический процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, педагогический процесс в изученной нами системе «школа» является органическим единством процессов воспитания, обучения, развития и образования. Сущность его состоит в приобретении школьниками образованности, культуры, опыта старших посредством взаимодействия в процессе совместной деятельности, направленной на формирование мировоззрения и развитие личности школьников, удовлетворение… Читать ещё >

Воспитание и педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ученые под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле посредством обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле[1]).

Управлять воспитанием школьников, не имея представления о педагогическим процессе, невозможно. Поэтому мы благодарны работам П. Ф Каптерева, А. П Пинкевича.

Учебно-воспитательный и педагогический процесс — это синонимы. Важно подчеркнуть необходимость единства воспитания, обучения и развития, понимать, что воспитание является фундаментом образования.

Педагогический процесс — это система, а значит целое, составленное из частей. Это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, целое (рис. 3).

Педагогический процесс как система и целостное явление.

Рис. 3. Педагогический процесс как система и целостное явление

В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система образования, школа, класс и др., где осуществляется воспитание в его широком смысле.

В системе «школа» происходит взаимодействие педагогов и учащихся — младших школьников, подростков, старшеклассников — субъектов педагогического процесса учеников. Педагоги — это руководители, воспитатели, учителя, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.

Субъекты воспитания — это ученический коллектив, определенные группы школьников, отдельные школьники, оказавшие существенное влияние на педагогов посредством обратной связи, вызывая их регулирующие действия. Взаимная активность педагога и воспитуемых в совместной деятельности отражается термином «педагогическое взаимодействие». Это понятие шире, чем «педагогическое воздействие», так как оно является следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых. Педагогу важно, управляя педагогическим процессом, знать его состав, основные компоненты. Во-первых, состав педагогического процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Вовторых, он имеет процессу альные компоненты. Из них наиболее крупными являются процессы воспитания, обучения, развития, которые ведут к внутренним процессам изменения образования. воспитанности и развитости личности. В свою очередь процессы воспитания, обучения и развития состоят из определенных процессов (рис.4).

Наиболее крупные компоненты педагогического процесса.

Рис. 4. Наиболее крупные компоненты педагогического процесса

Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения (рис. 5).

Процесс обучения как взаимосвязанные процессы преподавания и.

Рис. 5. Процесс обучения как взаимосвязанные процессы преподавания и

учения

Процесс воспитания состоит из воспитательных воздействий, процесса приема их личностью и возникающего при этом процессе самовоспитания (рис. 6).

Любой процесс, как известно, характеризуется движением, изменением ради ожидаемых результатов. Для этого государственные и негосударственные образовательные системы несут финансовые издержки. Отсюда процессуальными компонентами являются НЕ САМИ педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты образовательной системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы и средства, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты (рис. 7).

б. Процесс самовоспитания как производная воспитания.

Рис. б. Процесс самовоспитания как производная воспитания

Процессуальные компоненты образовательного процесса или педагогический процесс как целостная динамическая система.

Рис. 7. Процессуальные компоненты образовательного процесса или педагогический процесс как целостная динамическая система

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые присущи и педагогическому процессу (Ю.К. Бабанский).

Структура педагогического процесса — это единство его процессуальных компонентов, их взаимосвязей и целостных свойств.

Итак, педагогический процесс в изученной нами системе «школа» является органическим единством процессов воспитания, обучения, развития и образования. Сущность его состоит в приобретении школьниками образованности, культуры, опыта старших посредством взаимодействия в процессе совместной деятельности, направленной на формирование мировоззрения и развитие личности школьников, удовлетворение потребностей современного общества.

Внутренней движущей силой педагогического процесса, по мнению ученых, является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, практического, общественнополезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации.

Именно указанное противоречие заставляет педагогический процесс двигаться к цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых (по Л.С. Выготском}') и наоборот.

Для того, чтобы подобрать учебную или воспитательную задачу, педагог)' нужно, во-первых, хорошо изучить ученический коллектив и его отдельных членов, сплотить его, сделать средством воспитания (по, А С. Макаренко), а во-вторых, умело проектировать близкие, средние, дальние перспективы развития. превратить их в постоянно зовущие вперед конкретные воспитательные задачи или задания учебного характера, то есть создавать проблемные ситуации воспитательного характера (в широком понимании).

Таким образом, педагогический процесс — это не механические суммы процессов воспитания, обучения, развития, образования, а самостоятельное целостное явление, система, имеющая свои закономерности и позволяющая целенаправленно и систематически развивать обучающихся.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • 1. Сегодня ученые, которые изучают педагогический процесс, делают выводы о связях педагогического процесса, то есть говорят о связях — существенных, устойчивых, повторяющихся. При этом они приводят связи педагогического процесса с более жизненными общественными процессами, а также связи внутри педагогического процесса, между процессами воспитания, обучения, развития образования. Можете ли вы привести конкретные примеры?
  • 2. Ученые сегодня говорят о заметной связи между воспитанием и самовоспитанием школьников. Всегда ли, по Вашему мнению, самовоспитание является производной от процесса воспитания?
  • 3. В литературе по педагогике как общей, так и профессиональной, приводятся закономерности педагогического процесса: например, закономерность № 1.

Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических и т. п). Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.

  • 4. Известно, что педагогический процесс — это система. Попробуйте пояснить это определение на примерах.
  • 5. Как вы понимаете движущие силы педагогического процесса. Нарисуйте схему или рисунок, который поясняет ваше понимание.
  • 6. Что дает учителю знание педагогического процесса и умение им управлять? Можно ответить в порядке перечисления.
  • 7. В 21 веке опыт старших очень быстро меняется из-за развития технологий, устаревания знаний. Однако в учебниках по педагогике педагогический процесс чаще всего связывают с целью «присвоения воспитанникам опыта, накопленного старшими»16. Устарели ли эти определения педагогического процесса? Если да, то, по Вашем) мнению, в чем?
  • 8. Ряд ученых считают, что педагогическая задача — основная единица педагогического процесса (например, В. А. Сластенин). При этом считается, что «педагогическая ситуация, соотнесения с цатью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача»17 Попробуйте привести пример, поясняющий это определение.
  • 9. Связь педагогического процесса с его результатами вроде бы понятна, как и то, что его движущие силы проявляются в виде несоответствия реальных возможностей воспитуемых требованиям общества, которые и якобы позволяют успешно решать возникающие педагогические задачи. Действительно ли это так? Или в рассуждении допущены ошибки? Если да, то, какие?
  • 16 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. /О.К. Бабанского. М., Просвещение, 1983. С.77−78.
  • 1 Сущность педагогического процесса / В кн.: Педагогика / В А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., Школа-пресс, 1998. С.164−165.
  • 10. Считают, что педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Почему, на каком основании? Обоснуйте свой ответ.
  • [1] ' Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И, Шияпов Е. П Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических группах знаний /В.Л. С дальний, ИЛ Исаев. А. И. Мищенко, Е. Н. Шияпов. М.: Школа-Пресс.1998. С. 125−127.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой