Воспитание и педагогический процесс
![Реферат: Воспитание и педагогический процесс](https://gugn.ru/work/6587196/cover.png)
Итак, педагогический процесс в изученной нами системе «школа» является органическим единством процессов воспитания, обучения, развития и образования. Сущность его состоит в приобретении школьниками образованности, культуры, опыта старших посредством взаимодействия в процессе совместной деятельности, направленной на формирование мировоззрения и развитие личности школьников, удовлетворение… Читать ещё >
Воспитание и педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ученые под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле посредством обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле[1]).
Управлять воспитанием школьников, не имея представления о педагогическим процессе, невозможно. Поэтому мы благодарны работам П. Ф Каптерева, А. П Пинкевича.
Учебно-воспитательный и педагогический процесс — это синонимы. Важно подчеркнуть необходимость единства воспитания, обучения и развития, понимать, что воспитание является фундаментом образования.
Педагогический процесс — это система, а значит целое, составленное из частей. Это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, целое (рис. 3).
![Педагогический процесс как система и целостное явление.](/img/s/8/26/1408726_1.png)
Рис. 3. Педагогический процесс как система и целостное явление
В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система образования, школа, класс и др., где осуществляется воспитание в его широком смысле.
В системе «школа» происходит взаимодействие педагогов и учащихся — младших школьников, подростков, старшеклассников — субъектов педагогического процесса учеников. Педагоги — это руководители, воспитатели, учителя, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.
Субъекты воспитания — это ученический коллектив, определенные группы школьников, отдельные школьники, оказавшие существенное влияние на педагогов посредством обратной связи, вызывая их регулирующие действия. Взаимная активность педагога и воспитуемых в совместной деятельности отражается термином «педагогическое взаимодействие». Это понятие шире, чем «педагогическое воздействие», так как оно является следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых. Педагогу важно, управляя педагогическим процессом, знать его состав, основные компоненты. Во-первых, состав педагогического процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Вовторых, он имеет процессу альные компоненты. Из них наиболее крупными являются процессы воспитания, обучения, развития, которые ведут к внутренним процессам изменения образования. воспитанности и развитости личности. В свою очередь процессы воспитания, обучения и развития состоят из определенных процессов (рис.4).
![Наиболее крупные компоненты педагогического процесса.](/img/s/8/26/1408726_2.png)
Рис. 4. Наиболее крупные компоненты педагогического процесса
Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения (рис. 5).
![Процесс обучения как взаимосвязанные процессы преподавания и.](/img/s/8/26/1408726_3.png)
Рис. 5. Процесс обучения как взаимосвязанные процессы преподавания и
учения
Процесс воспитания состоит из воспитательных воздействий, процесса приема их личностью и возникающего при этом процессе самовоспитания (рис. 6).
Любой процесс, как известно, характеризуется движением, изменением ради ожидаемых результатов. Для этого государственные и негосударственные образовательные системы несут финансовые издержки. Отсюда процессуальными компонентами являются НЕ САМИ педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты образовательной системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы и средства, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты (рис. 7).
![б. Процесс самовоспитания как производная воспитания.](/img/s/8/26/1408726_4.png)
Рис. б. Процесс самовоспитания как производная воспитания
![Процессуальные компоненты образовательного процесса или педагогический процесс как целостная динамическая система.](/img/s/8/26/1408726_5.png)
Рис. 7. Процессуальные компоненты образовательного процесса или педагогический процесс как целостная динамическая система
Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые присущи и педагогическому процессу (Ю.К. Бабанский).
Структура педагогического процесса — это единство его процессуальных компонентов, их взаимосвязей и целостных свойств.
Итак, педагогический процесс в изученной нами системе «школа» является органическим единством процессов воспитания, обучения, развития и образования. Сущность его состоит в приобретении школьниками образованности, культуры, опыта старших посредством взаимодействия в процессе совместной деятельности, направленной на формирование мировоззрения и развитие личности школьников, удовлетворение потребностей современного общества.
Внутренней движущей силой педагогического процесса, по мнению ученых, является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, практического, общественнополезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации.
Именно указанное противоречие заставляет педагогический процесс двигаться к цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых (по Л.С. Выготском}') и наоборот.
Для того, чтобы подобрать учебную или воспитательную задачу, педагог)' нужно, во-первых, хорошо изучить ученический коллектив и его отдельных членов, сплотить его, сделать средством воспитания (по, А С. Макаренко), а во-вторых, умело проектировать близкие, средние, дальние перспективы развития. превратить их в постоянно зовущие вперед конкретные воспитательные задачи или задания учебного характера, то есть создавать проблемные ситуации воспитательного характера (в широком понимании).
Таким образом, педагогический процесс — это не механические суммы процессов воспитания, обучения, развития, образования, а самостоятельное целостное явление, система, имеющая свои закономерности и позволяющая целенаправленно и систематически развивать обучающихся.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- 1. Сегодня ученые, которые изучают педагогический процесс, делают выводы о связях педагогического процесса, то есть говорят о связях — существенных, устойчивых, повторяющихся. При этом они приводят связи педагогического процесса с более жизненными общественными процессами, а также связи внутри педагогического процесса, между процессами воспитания, обучения, развития образования. Можете ли вы привести конкретные примеры?
- 2. Ученые сегодня говорят о заметной связи между воспитанием и самовоспитанием школьников. Всегда ли, по Вашему мнению, самовоспитание является производной от процесса воспитания?
- 3. В литературе по педагогике как общей, так и профессиональной, приводятся закономерности педагогического процесса: например, закономерность № 1.
Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических и т. п). Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.
- 4. Известно, что педагогический процесс — это система. Попробуйте пояснить это определение на примерах.
- 5. Как вы понимаете движущие силы педагогического процесса. Нарисуйте схему или рисунок, который поясняет ваше понимание.
- 6. Что дает учителю знание педагогического процесса и умение им управлять? Можно ответить в порядке перечисления.
- 7. В 21 веке опыт старших очень быстро меняется из-за развития технологий, устаревания знаний. Однако в учебниках по педагогике педагогический процесс чаще всего связывают с целью «присвоения воспитанникам опыта, накопленного старшими»16. Устарели ли эти определения педагогического процесса? Если да, то, по Вашем) мнению, в чем?
- 8. Ряд ученых считают, что педагогическая задача — основная единица педагогического процесса (например, В. А. Сластенин). При этом считается, что «педагогическая ситуация, соотнесения с цатью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача»17 Попробуйте привести пример, поясняющий это определение.
- 9. Связь педагогического процесса с его результатами вроде бы понятна, как и то, что его движущие силы проявляются в виде несоответствия реальных возможностей воспитуемых требованиям общества, которые и якобы позволяют успешно решать возникающие педагогические задачи. Действительно ли это так? Или в рассуждении допущены ошибки? Если да, то, какие?
- 16 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. /О.К. Бабанского. М., Просвещение, 1983. С.77−78.
- 1 Сущность педагогического процесса / В кн.: Педагогика / В А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., Школа-пресс, 1998. С.164−165.
- 10. Считают, что педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Почему, на каком основании? Обоснуйте свой ответ.
- [1] ' Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И, Шияпов Е. П Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических группах знаний /В.Л. С дальний, ИЛ Исаев. А. И. Мищенко, Е. Н. Шияпов. М.: Школа-Пресс.1998. С. 125−127.