Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Постреволюционный период. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, следует назвать Питирима Александровича Сорокина (1889−1968). По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию его можно сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию… Читать ещё >

Постреволюционный период. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После революции социология получает свободу как научная и учебная дисциплина. В течение нескольких месяцев выходят научно-популярные брошюры по актуальной тематике, авторами газетных и журнальных статей по социологии нередко были известные социологи. С 1917 г. начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов. Одновременно расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение социологии. В первые годы советской власти в научной среде существовали самые разные идейные течения, научные школы и направления, не подвергаясь цензуре. Это был краткий период свободы начала 1920;х гг.

В 1920 г. в Петербургском университете был открыт созданный на базе факультета общественных наук (ФОН) первый в России социологический факультет. Его организатором, первым деканом и ведущим лектором стал П. А. Сорокин. Со временем в некоторых российских университетах регулярно начинают работу социологические семинары, студенческие кружки. На их заседаниях обсуждаются проблемы общества, заслушиваются научные доклады.

Большое развитие в СССР получили конкретные социологические исследования. В 1920—1930;е гг. издано более 300 различных книг и брошюр, в которых освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов, разрабатывались методики и техника исследований. Это время можно назвать «серебряным веком» отечественной социологии. Это был один из самых насыщенных научными поисками, философскими дискуссиями, разнообразием школ и направлений, обилием оригинальной и передовой литературы, широким экспериментированием период в развитии отечественной науки.

В 1922 г. по политическим мотивам из страны было выслано около 160 деятелей науки и культуры. В эмиграцию отправились П. А. Сорокин, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. В. Пошехонов, В. А. Мякотин, ?. Н. Милюков, В. М. Чернов, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев, (Б. А. Степун, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекгорский и многие другие выдающиеся философы и социологи.

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, следует назвать Питирима Александровича Сорокина (1889−1968). По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию его можно сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию (рис. 1.21). Благодаря ему Россию, наряду с Италией (где жили и трудились видные социологи XIX—XX вв. В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс), можно причислить к разряду социологических держав мира. Среди учеников Сорокина — крупнейшие американские социологи: Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс и др.

Решающее влияние на воззрения П. А. Сорокина оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Видное место в деятельности Сорокина занимали вопросы теории и методологии социологического знания, природа социальных связей и социальных изменений. Предметом социологии он считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах.

Русский социолог и культуролог П. А. Сорокин.

Рис. 1.21. Русский социолог и культуролог П. А. Сорокин.

В работе «Система социологии» (т. 1, 2; 1920) Сорокин описывает общество (социальное народонаселение) как совокупность групп, образованных на основе общности территории, языка, профессии, возрастных и других признаков. Группы подразделяются на простые и сложные (в зависимости от количества признаков, лежащих в основе их образования). К сложным группам относятся нации, классы и др. Положение индивидов в группах, в обществе в целом рассматривается с точки зрения характерной для них иерархической структуры.

П. А. Сорокин ввел в социологию новые понятия: «социальная стратификация», «социальная мобильность», «страта», «статус», «актор» и т. д. Он является одним из родоначальников теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Основа стратификации — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Сорокин описывает мир как «социальную вселенную», т. е. некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Они образуют многомерную систему координат, в которой выделяются две главных оси: горизонтальная и вертикальная мобильность.

Мобильность — это особое состояние социального пространства, когда отдельные индивиды или целые группы перемещаются в одной из трех плоскостей, на которые делится социальная стратификация, а именно в экономическом, политическом или профессиональном подпространствах. Если индивид перешел из низшего класса в средний, повысил свой доход, то он совершил восходящую мобильность в экономическом подпространстве, поменял профессию или род деятельности — в профессиональном, партийную принадлежность — в политическом.

Наиболее подробно П. А. Сорокин характеризовал экономическую стратификацию, изменение которой по историческим эпохам он описывал термином «флуктуации». Если сравнить все общества и присущие им пирамиды доходов, то окажется, что со временем они изменяются. Сопоставив огромный статистический материал, Сорокин первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Вертикальная мобильность служит показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму.

Два политических события неблагоприятно сказались на развитии не только социологии, но и всей социальной мысли в СССР: эмиграция ученых в 1922 г. и репрессии 1937 г.

Изгнание в 1922 г. большой группы ученых из России, в том числе П. А. Сорокина, обернулось снижением уровня отечественной социологии. Представители социологической науки конца 1920;х гг. еще пытались проводить эмпирические исследования (Е. О. Кабо, С. А. Первушин, А. К. Гастев и др.), разрабатывать теорию и преподавать в университетах (Н. И. Бухарин, С. И. Солнцев). Однако довольно быстро научные исследования были существенно ограничены. Термину «социология» начинают все чаще придавать негативный оттенок, он используется главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря.

Ко второй половине 1920;х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики намеревались покончить с «буржуазной» социологией, а покончили с социологией вообще. Ее место вскоре занял исключительно исторический материализм (а точнее его довольно вульгарные интерпретации). Представители дореволюционной социологии, объявленные идеалистами, были высланы либо расстреляны, а новые марксистские кадры обществоведов по своему научному потенциалу и теоретическому уровню явно уступали своим идейным оппонентам.

Тем не менее 1920;е гг. дали миру немало замечательных мыслителей. Среди них можно назвать выдающегося экономиста и специалиста в сфере экономической социологии Н. Д. Кондратьева (1892−1938), автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы научной организации труда (НОТ) А. К. Гастева (1882- 1939), замечательного ученого плановика, написавшего фундаментальные работы по социальной истории общественного труда и «бюджетам времени» С. Г. Струмилина (1877−1974). Все это ученые с мировым именем.

К концу дореволюционного периода отечественная социология, до тех пор отстававшая в развитии научной социологии от ведущих европейских стран, почти сравнялась с ними, а в начале второго периода, в 1917—1922 гг., практически догнала лидеров. В середине постреволюционного периода, а именно в 1923—1927 гг., в области прикладной социологии и социальной инженерии благодаря деятельности знаменитого Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастева, опередила все европейские страны и догнала США. На заключительной фазе второго периода, т. е. с 1933 по 1936 г., последовали политические репрессии, в результате которых вся научная элита страны, в том числе гуманитарная, была уничтожена. Следствием этого явился затяжной период полного замалчивания научной деятельности и ликвидации социологии в стране, продолжавшийся с 1937 по 1957 г. Гонения на социологию, начавшиеся в 1920;е и приведшие к ее полному разгрому в 1930;е гг., не могли негативно не сказаться на последующем развитии социологии как научной дисциплины. Отныне в отечественной социологии вместо множества теоретико-методологических течений (позитивизма, неокантианства, народничества и др.) воцарилось одно-единственное — марксизм. Так продолжалось вплоть до развала СССР в начале 1990;х гг., когда вновь наступила эпоха свободы идей и в российской социологии появились самые разные идеологические направления, методологически объединенные (либо оправдывавшие свое существование) постмодернизмом.

После репрессий 1930;х гг. наступил продолжительный период затишья: на протяжении 20 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога. Если до 1950;х гг. исследования с использованием социологических методов и проводились, то только в закрытом режиме. Информационный отдел ЦК РКП (б), Политуправление Красной Армии, органы ВЧК и ОГПУ еженедельно информировали Политбюро и секретарей ЦК ВКП (б) о настроениях населения, об активности рабочих, крестьян, интеллигенции[1]. Ни о каком применении научных методов, репрезентативности данных, объективности их интерпретации речи не шло. В то же самое время в США научная традиция не прерывалась, финансировались тысячи эмпирических исследований, были разработаны социологические теории, определившие последующий ход социальной мысли, было создано множество методических инструментариев, укрепились основы академической (университетской) науки.

  • [1] См.: Тощенко Ж. Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950;2000;е годы) // Социс. 2009. № 6. С. 17.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой