Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учения о благородстве и достоинстве человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итальянский гуманизм сложился в широкое мировоззрение, основанное на новых представлениях о месте человека в мироздании и его земном предназначении, о характере взаимоотношений личности и общества и, что особенно важно, о значении культуры в совершенном устройстве индивидуального и социального бытия. Гуманистическая мысль оказала серьезное влияние на самые разные области ренессансной культуры… Читать ещё >

Учения о благородстве и достоинстве человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые гуманистические подходы к трактовке этических категорий сказались и в определении понятия благородство (nobilitas), которое в феодалыю-сословиой традиции использовалось только в отношении лиц знатного происхождения. Новое понимание благородства восходит к Данте, позицию которого разделяли Петрарка и Боккаччо, считавшие основой истинного благородства личные заслуги человека, а не знатность его предков. В XV в. этой проблеме гуманисты нередко посвящали специальные сочинения.

Поджо Браччолини (1380—1459) в диалоге «О благородстве» (1440) высоко оценил флорентийских нобилей и венецианский патрициат за их участие в экономической и политической жизни своих республик, в отличие от неаполитанской знати, погрязшей в праздности и развлечениях. Не отвергая знатность рода как компонент благородства, Браччолини акцентирует личную доблесть и социальную активность человека, в которой раскрываются его высокие нравственные качества. Гуманист решительно осуждал праздность, ведущую к порокам.

Кристофоро Ландино в трактате «Об истинном благородстве» (1480) отчетливо утверждал, что подлинный смысл этого понятия заключен не в родовитости или богатстве, а в личной добродетели и славных делах. Нравственное совершенство человека связано с его образованностью, знаниями, культурой: нет благородства у того, кто предан праздности и порокам, не усердствует в науках и искусствах.

В гуманизме второй половины XV в. этика переплетается с новыми подходами к антропологии, к осмыслению природы человека, его физических и духовных свойств, что в конечном счете сводится к определению достоинства человека. Яркое выражение это новое понимание получило в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), молодого аристократа и высокообразованного философа. В его учении о достоинстве центральным стал тезис о свободе воли, данной Богом человеку как высшему творению, предназначенному к самоформированию. Руководствуясь свободной волей, человек может силой разума достигнуть высот миропонимания или, игнорируя свои способности, опуститься до положения низменной твари. Отсюда проистекает огромная ответственность человека в определении своего места в мироздании и обретении подлинного достоинства. Путь к постижению мировых законов лежит через обогащение разума как гуманитарными науками, так и познаниями о природе.

Итальянский гуманизм сложился в широкое мировоззрение, основанное на новых представлениях о месте человека в мироздании и его земном предназначении, о характере взаимоотношений личности и общества и, что особенно важно, о значении культуры в совершенном устройстве индивидуального и социального бытия. Гуманистическая мысль оказала серьезное влияние на самые разные области ренессансной культуры, стимулируя ее новаторство и творческие достижения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой