Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Парадигмальные основы психологической науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рефлексивных зонах психической организации человека происходит интегральный синтез аффективных и гностических потоков, порожденных психофизиологическим и психофизическим взаимодействием с миром людей, вещей и самим собой. Результатом такого синтеза являются сложные психические образования духовного содержания. Духовные психические образования являются результатом рефлектирующего сознания… Читать ещё >

Парадигмальные основы психологической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение к теме парадигмальных основ обусловлено необходимостью обобщения достижений психологической науки и практики за период ее академического и прикладного развития. В ходе него складывались различные парадигмы психологического познания разнокачественных свойств психологической реальности. В результате появлялось множество моделей процесса психического отражения, которые воспроизводили лишь отдельные грани психической организации человека.

На повестку дня методологии психологического познания все настойчивей выдвигалась проблема целостного конструкта психической организации человека, которая тесно связана с задачами комплексных исследований человека.

Проблема методологии комплексных исследований затребовала новую модель психической организации человека как целостного психического образования. Б. Г. Ананьев пытался представить эту целостность иерархией индивидных и личностных свойств, интегральный синтез которых должен проявляться в индивидуальности. Однако конструкт этой целостности до сих пор остается открытой проблемой.

Задача анализа парадигмальных основ психологической науки, в первую очередь, состоит в определении сущности ее предметных полей в целостной структуре психической организации человека. Без этого невозможно рассчитывать на успех при проектировании комплексных исследований психологии человека, где проблема целостного воспроизводства психической организации является ключевой.

Психология за период своего формирования как классической пауки и профессиональной практики открыла для себя все грани целостности своего предмета — психической организации человека. Эти грани дифференцируются по шести основным векторам бытийного взаимодействия человека с миром людей, вещей и самим собой (табл. 5.1).

В числе этих векторов есть и взаимодействие человека со своей телесной организацией (вектор взаимодействия «организм — психика»). Это взаимодействие является источником нейропсихических свойств, трансформирующихся в психической деятельности человека в аффективные свойства соответствующих психофизиологических образований (феноменов). Они обеспечивают контроль состояний организма и телесного самочувствия человека, а также устанавливают адекватный баланс потребностей с возможностями тела и души. Исследование психических образований, порожденных этим вектором взаимодействия, происходит на принципах психофизиологической парадигмы.

Парадигмальные основы психологической науки.

Парадигмальные основы психологической науки.

Другой вектор взаимодействия направлен на объекты физического мира («внешний мир — человек»). Это взаимодействие порождает гностические свойства, которые трансформируются в психофизические образования как компоненты познавательных процессов в целостной структуре психической организации человека. Они обеспечивают адекватное узнавание, опознавание и понимание объектов взаимодействия. Исследования психических образований этого вектора взаимодействия основаны на принципах психофизической парадигмы.

Еще один вектор взаимодействия, вытекающий из рефлективных возможностей психической организации человека, направлен на рефлексию собственной психической деятельности («внутренний мир — человек»). Это процесс отражения отражения, в результате которого психическая деятельность преобразуется в психологическую, где субъекту отражения принадлежит определяющая роль в детерминации этих процессов. Эта роль реализуется посредством психических образований регуляторного назначения и осознания самости, самостоятельности, ответственности. В этом взаимодействии возникают психические образования на основе трансформации духовных свойств человека. В результате человеку к роли субъекта психического отражения добавляется статус субъекта самосознания.

В рефлексивных зонах психической организации человека происходит интегральный синтез аффективных и гностических потоков, порожденных психофизиологическим и психофизическим взаимодействием с миром людей, вещей и самим собой. Результатом такого синтеза являются сложные психические образования духовного содержания. Духовные психические образования являются результатом рефлектирующего сознания, которое обязано происхождением психорефлексии, ставшей, в свою очередь, механизмом формирования гуманитарного знания. Поэтому исследования рефлективных психических образований происходят па основе междисциплинарного синтеза психологии с гуманитарными науками на принципах психорефлексивной парадигмы.

Эти три парадигмы оказались в основе академического развития психологической науки. Однако прикладные исследования психологии человека как субъекта груда, учебы, игры, отдыха открыли новые грани психической организации человека.

Одна из них связана с его предметно-практической деятельностью, другая — с социальным взаимодействием людей в их совместной жизнедеятельности. В результате сложились еще две парадигмы: деятельностно-психологическая и социально-психологическая. Они являются методологическими основами прикладной психологии, исследования которой открыли качественные формы проявления психического потенциала человека, и новые грани целостной психической организации человека. Эти парадигмы дали основание для дифференциального синтеза деятельностно-психологических и социально-психологических качеств личности.

Деятельностно-психологическая парадигма сформировалась в исследованиях взаимодействия человека с предметным миром. Этот процесс стал активатором реализации творческого потенциала человека в его производственно-потребительской деятельности. Креативные свойства психической организации человека в этой деятельности трансформируются в его способности и потребности. От них зависит качество рукотворного предметного мира как мира объективированных потребностей людей. Детерминирующая функция развития человека все более и более переходит к субъектам этой деятельности. В этой деятельности интегрируются все потенциалы психической организации человека.

На векторе «общество — человек» зарождаются исследования, подчиненные методологии социальной психологии. Социальное взаимодействие по этому вектору является источником социально-психологических качеств личности и групповых феноменов. Они с все большей очевидностью начинают детерминировать все стороны жизнедеятельности людей. Наибольшую ценность в этом взаимодействии приобретают нравственные качества личности и морально-нравственная атмосфера в обществе. Они окрашивают человеческие отношения в тона радости и горя, любви и ненависти, дружбы и вражды и многие другие. Именно взаимоотношения партнеров становятся главными условиями человеческого счастья.

Каждая из этих пяти парадигм нацелена всего лишь на одну из шести граней психической организации человека. Научные исследования каждой из граней психической организации человека приводили к разработке специфической методологии, на парадигмальных основах которой проводились различные эмпирические исследования психической организации человека и формировались теоретические представления психологической науки о собственном предмете. Исследователи, занимаясь в эмпирических исследованиях частью психической организации человека, хотели этой частью объяснить целое, но это не имело должного успеха, так как в пределах каждой из парадигм для воспроизводства содержательной валидности был доступен ограниченный класс психических свойств человека.

Затруднения в эмпирическом воспроизводстве целостной психической организации происходят из-за отсутствия исчерпывающего конструкта психической организации человека на теоретическом уровне и понимания многофакторности ее существования в процессах взаимодействия человека с миром его бытия.

Казалось, что психическая организация как целое раскроется в психотерапевтической практике, где клиенту предоставляется возможность свободного проявления своих проблем. 3. Фрейд, в конечном счете, вышел в своих изысканиях на один из источников невротизации — «взаимодействие человека с культурой своего бытия». На этом векторе взаимодействия человека с миром формируются ментальные свойства его психической организации, которые представляют собой системный синтез всех других психических свойств под влиянием интересов общественного бытия. Ментальные свойства человека обнаруживают себя в духовной деятельности, направленной на анализ главных мотивов и смысла жизни. Они запрограммированы в культурных кодах и погружены в бессознательную сферу психической организации человека. В психоаналитических процедурах идет поиск эффективной технологии погружения человека в сферу бессознательного с целью осознания соотношения самости (архетипического прототипа) и социальной идентичности (одного из феноменов «Я»).

Достижение такой идентичности должно снимать переживаемое напряжение от нерешенных проблем личности в ее частной и общественной жизни.

На этом пути психологической помощи психологу приходится работать с психической организацией человека в целом, постепенно выделяя в ней личную боль души как частную проблему его индивидуальной психологии. В этом случае опора на целостную модель психической организации человека обеспечивает высокий уровень профессионализма деятельности психолога, гарантируя ему понимание внутренних связей проблемы клиента с резервами его психической организации.

Приоритет целостного подхода в психоаналитической парадигме очевиден, но эмпирические проявления его пока плохо формализуются и не поддаются точным измерениям, из-за чего академическая психология скептически относится даже к положительным достижениям этой практики.

Таким образом, на сегодняшний день проблема целостного конструкта психической организации человека остается актуальной. Такой конструкт должен являть собой интегральный синтез всех названных здесь парадигм по основанию векторов взаимодействия человека с миром своего бытия. Каждая из шести обозначенных парадигм освещает одну из граней этого взаимодействия. А каждая из граней взаимодействия является частью предметной целостности психической организации человека. Сложение этих граней в геометрическую фигуру даст куб — образную целостность психической организации человека.

Особенность такого образа психической организации человека в том, что каждая точка на 1ранях куба, изображающая какое-либо свойство или психологическое качество, или психическое образование, может связаться с другими точками, расположенными на других гранях, образуя индивидуальные вариации корреляционных отношений. Поиск этих отношений в конкретных исследованиях, возможно, удовлетворит парадигму интегрального синтеза при изучении индивидуальных особенностей психической организации человека.

Парадигма интегрального синтеза в психологических исследованиях базируется на уже сложившихся парадигмальных основах психологической науки. Важно их правильно использовать в комплексных психологических исследованиях при моделировании предмета конкретных эмпирических исследований. Для того чтобы это делать, необходимо очертить основные признаки каждой из парадигм по свойствам, феноменам, формам проявления, детерминантам, психометрике, моделям и теоретической реализации.

Каждая из парадигм связана с исследованием своего специфического класса свойств, возникающих из процессов взаимодействия человека с тем или иным объектом психического отражения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой