Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии принятия политических решений в современном обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институционализация web-присутствия государства, по мнению исследователей из ООН, прошла пять этапов. Первый этап — возникающее web-присутствие — связан с формированием сайтов организации и их приспособлением для обратной связи с населением. Второй этап — развитие web-присутствия — проявляется в его становлении как массового и общепринятого процесса, причем именно формирование обратной связи… Читать ещё >

Технологии принятия политических решений в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • положения и теоретические основы концепции электронного правительства;
  • • взгляды и подходы основоположников концепции;

уметь

  • • обобщать и систематизировать информацию о формах реализации электронного правительства;
  • • анализировать и интерпретировать информацию о проявлениях электронного правительства;

владеть навыками оценки

  • • сайтов правительственных учреждений;
  • • качества работы государственных учреждений.

Электронное правительство как форма современной демократии

Электронное правительство (e-government) — это система электронного документооборота, основанная на автоматизации всего комплекса процессов управления, служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения затрат на социальные коммуникации для всех членов общества. В то же время под электронным правительством понимается новая форма управления как такового, соответствующая современному постиндустриальному обществу. Оно отразило качественное изменение общества как следствие появления новых коммуникативных процессов[1]. Определяя электронное правительство как веб-присутствие государства, представители public administration предлагают различать более умеренную и более радикальную интерпретацию понятия.

Работа с информацией всегда была важной сферой деятельности правительственных структур. В связи с этим возникают вопросы: что же нового принесли современные коммуникации? Действительно ли они создали новое коммуникативное пространство для принципиально иной формы управления?

Несмотря на то что компьютерное оборудование в деятельности госслужбы появилось уже в 1948 г. (раньше, чем в частном бизнесе), активное использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) для повышения эффективности деятельности государства началось только спустя 50 лет — в начале 1990;х гг. Термин «электронное правительство» возник еще позже — в 1997—1998 гг.1 Поэтому концепция электронного правительства не является производной от появления новых технологий, она, по сути, является очередной попыткой повысить управляемость общества, подключая новые информационные возможности участия населения в управлении.

Внедрение новых информационных технологий в деятельность правительства оказалось продуктивным для развития новых демократических концепций, обобщенно получивших название электронной демократии — e-democracy (рис. 10.1). Согласно этой концепции электронное правительство (e-government) является только первой, начальной формой включения населения в процесс управления обществом. На ее основе может развиваться секвестрированная (ограниченная) форма, в которой e-government используется только для взаимных консультаций органов власти и населения: органы власти разъясняют смысл своих решений и получают обратную связь и инициативы граждан. В таком случае возникает форма электронного правительства как консультирования — e-consultation. Однако при повышении активности и взаимной ответственности государства и гражданского общества e-consultation может быть развита в полноценную электронную демократию — e-democracy (см. рис. 10.1).[2][3]

Формы включения населения в деятельность правительства с помощью информационных технологий.

Рис. 10.1. Формы включения населения в деятельность правительства с помощью информационных технологий2

В конце 1990;х гг. практически все европейские государства создали электронные правительства, а в 1999 г. Европейская комиссия открыла программу «Инициатива по созданию электронной Европы».

В 2001—2003 гг. ОЭСР провела несколько исследований, посвященных электронному правительству и электронной демократии. На их основе были разработаны рекомендации для проведения открытой государственной политики, включающие в себя широкий набор инструментов, различающихся в зависимости от стадии принятия управленческих решений (табл. 10.1).

Вместе с тем представленные инструменты породили многочисленные вопросы. Какие аспекты текущей деятельности правительства должны измениться, чтобы соответствовать новым электронным стандартам взаимодействия с гражданами? Каков юридический статус онлайн-ответов государственных служащих на вопросы граждан? В какой мере государственные служащие могут или должны участвовать в деятельности электронного дискуссионного форума? Только некоторые государства — члены ОЭСР начали решать такие проблемы (например, разработав юридические и этические кодексы поведения для государственных служащих или официальные рекомендации для подготовки ответа на электронные письма граждан).

Определенные проблемы возникли не только для государства, но и для граждан. Помимо технической задачи обеспечения доступа к сети Интернет, которую взяли на себя общественные библиотеки в большинстве стран ОЭСР, возникла дискуссия о доступности информации с точки зрения ее прочтения и понимания. Неудивительно, что большая часть идей, связанных с информацией, посвящены разработке доступного языка, понятного гражданам.

Критерии доступности информации для граждан стали включать:

  • • оценку релевантности информации для конечных пользователей — граждан с точки зрения их потребностей (актуальность информации) и способности понять текст сообщения (читабельность);
  • • многоязычность, доступность качественного перевода на родной язык;
  • • наличие онлайн-глоссариев, позволяющих быстро освоить необходимую юридическую или техническую терминологию;
  • • оценку работы специализированного программного обеспечения, повышение наглядности, внедрение инфографики и т. д.;
  • • сложность/простоту поиска необходимой информации, улучшение работы поисковых машин с ключевыми словами и порядком выдачи результатов;
  • • степень киберзащиты электронных систем голосования, баз данных и информационных сайтов.

Демократические онлайн-инструменты, применяемые на разных стадиях определения политики (policy-making)[4]

Стадия управленческого цикла.

Информация.

Консультация.

Участие.

Создание повестки дня (agendasetting).

Создание систем поиска информации для определенных сайтов или их групп Уведомления по электронной почте для обсуждения и формирования политики Поддержка качественного перевода на несколько языков Удаление специфического бюрократического жаргона, который может быть непонятен пользователям.

Онлайн-обзоры и опросы общественного мнения Дискуссионные форумы Мониторинг электронных писем и корреспонденции Информационные табло Создание раздела «Часто задаваемые вопросы».

Электронные сообщества.

(E-communities).

Электронные петиции (E-petitions).

Электронные референдумы.

(E-referenda).

Анализ.

Поддержка качественного перевода на несколько языков Удаление специфического или бюрократического жаргона, который может быть непонятен пользователям.

Разработка системы четкой аргументации на основе доказательств (например, разработка критериев прозрачности деятельности органов власти) Применение экспертной оценки как инструмента, направляющего управленческое действие.

Электронные жюри, включающие граждан (electronic citizen juries).

Электронные сообщества.

(e-communities).

Создание.

Качественная проверка стиля, помогающая интерпретировать технические и юридические термины.

Дискуссионные форумы Онлайн-жюри, включающее граждан Инструменты электронного сообщества (e-community tools).

Электронные петиции (e-petitions) Внесение поправок с помощью электронного референдума (e-referenda amending legislation).

Стадия управленческого цикла

Информация

Консультация

Участие

Внедрение.

Контроль стиля естественного языка Регулярные новостные электронные бюллетени.

Дискуссионные форумы Онлайн-жюри, включающее граждан Инструменты электронного сообщества (e-community tools).

Рассылка целевой аудитории материалов по электронной почте.

Контроль.

Обратная связь онлайн Публикация годовых отчетов онлайн.

Онлайн-обзоры и опросы общественного мнения Дискуссионные форумы.

Работа с электронными письмами Информационные табло Работа с разделом «Часто задаваемые вопросы».

Речь здесь идет о сложном комплексе решений, включающем взаимную адаптацию представителей государства, граждан, юристов и представителей IT-сферы, которые должны очень хорошо понимать друг друга и говорить на одном языке. Это сложная задача, но в своем отчете 2003 г. ОЭСР выразила полную уверенность, что электронная демократия несет в себе возможность для радикального изменения политической повестки дня, несмотря на то, что все недостатки имеющихся форм политической демократии в ней будут присутствовать[5].

Институционализация web-присутствия государства, по мнению исследователей из ООН, прошла пять этапов. Первый этап — возникающее web-присутствие — связан с формированием сайтов организации и их приспособлением для обратной связи с населением. Второй этап — развитие web-присутствия — проявляется в его становлении как массового и общепринятого процесса, причем именно формирование обратной связи является его отличием. Третий этап — интерактивное web-присутствие — отличается интенсификацией взаимодействия между населением и правительственными структурами, прежде всего теми, которые оказывают услуги. Четвертый этап — трансакционное web-присутствие — предполагает возможность решать проблемы через Интернет благодаря легитимации электронной подписи. Пятый этап — полностью интегрированное web-присутствие — заключается в практической замене реальных коммуникаций (там, где это возможно и целесообразно) виртуальными, причем в государственном управлении преодолеваются организационные барьеры, и оно становится единой структурой, осуществляющей обслуживание населения1.

Следует различать понятия электронного и открытого правительства. Первое акцентирует внимание на электронных технологиях как основе правительственных реформ, второе характеризует изменения самого правительства, воплощающие внедрение принципов прозрачности и отчетности как обязательных условий деятельности.

В 2014 г. в западных изданиях появился еще один термин — we-правительство, выделяющий обновление государства как следствие роста возможности и активности населения в принятии управленческих решений.

Понятно, что эти три термина близки и взаимно дополняют друг друга; между ними существует и временная зависимость. Е-правительство можно идентифицировать как начальную стадию построения государства нового типа, открытое правительство — как промежуточную, а we-правительство — как заключительную. Конкретизация различий между этими понятиями представлена в табл. 10.2.

Таблица W.2

Различия в понятиях «е-правительство», открытое правительство и we-правительство

Направления выявления различий.

Е-правительство.

Открытое правительство.

We-правительство.

Суть определения.

Акцент на потенциал информационно-коммуникационных технологий.

Акцент на открытость информации и обязательность отчетности правительства и чиновников.

Акцент на активность населения как участника принятия государственных решений.

Основные критерии (показатели) оценивания глубины проникновения указанных технологий в общественное устройство.

Показатели информационной активности государства: количество и качество сайтов Готовность населения к электронному взаимодействию с государственными структурами.

Показатели полноты и глубины отчетов организаций и их руководителей.

Полнота информации о проблемах и процессах. Осведомленность населения об успехах, проблемах государства и государственных организаций.

Степень участия в выборах руководителей.

Активность участия в публичных слушаниях.

Степень участия населения в коллективных акциях поддержки или протеста. Готовность к пользованию е-услуг (государства и бизнеса).

1 Цит. по: Сморгунов Л. В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. С. 189—191.

Итак, электронное правительство — это одно из проявлений административной реформы. По законам своих стран, все органы власти и государственного управления цивилизованных государств, включая Россию, должны иметь сайты, с помощью которых население не только должно получать информацию, но и иметь возможность пользоваться некоторыми услугами (решать отдельные вопросы), что подтверждается выдачей документа с электронной подписью.

  • [1] См.: Chadwick A. Interaction Between States and Citizens in the Age of Internet: E-Government in the United States, Britain, and the European Union // Governance, anInternational Journal of Policy, Administrations and Institutions. 2002. Vol. 16. № 2. P. 271—300; О
  • [2] О Храмцовская Н. А. Возникновение и эволюция понятия «электронное правительство». URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/ffles/10 369.pdf (дата обращения: 20.08.2017).
  • [3] McDonagh J. A Strategic Advisory Note on «Е-Government and the Challenge of Changein Public Sector Management». Bratislava Regional Centre, 2005. P. 3; Lawson G. Net-State:Creating Electronic Government. London: Demos, 1998.
  • [4] Promise and Problems of E-Democracy: Challenges of Online Citizen Engagement. OECD, 2003. P. 14.
  • [5] Promise and Problems of E-Democracy: Challenges of Online Citizen Engagement. OECD, 2003. P. 160.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой