Технологии принятия политических решений в современном обществе
Институционализация web-присутствия государства, по мнению исследователей из ООН, прошла пять этапов. Первый этап — возникающее web-присутствие — связан с формированием сайтов организации и их приспособлением для обратной связи с населением. Второй этап — развитие web-присутствия — проявляется в его становлении как массового и общепринятого процесса, причем именно формирование обратной связи… Читать ещё >
Технологии принятия политических решений в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • положения и теоретические основы концепции электронного правительства;
- • взгляды и подходы основоположников концепции;
уметь
- • обобщать и систематизировать информацию о формах реализации электронного правительства;
- • анализировать и интерпретировать информацию о проявлениях электронного правительства;
владеть навыками оценки
- • сайтов правительственных учреждений;
- • качества работы государственных учреждений.
Электронное правительство как форма современной демократии
Электронное правительство (e-government) — это система электронного документооборота, основанная на автоматизации всего комплекса процессов управления, служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения затрат на социальные коммуникации для всех членов общества. В то же время под электронным правительством понимается новая форма управления как такового, соответствующая современному постиндустриальному обществу. Оно отразило качественное изменение общества как следствие появления новых коммуникативных процессов[1]. Определяя электронное правительство как веб-присутствие государства, представители public administration предлагают различать более умеренную и более радикальную интерпретацию понятия.
Работа с информацией всегда была важной сферой деятельности правительственных структур. В связи с этим возникают вопросы: что же нового принесли современные коммуникации? Действительно ли они создали новое коммуникативное пространство для принципиально иной формы управления?
Несмотря на то что компьютерное оборудование в деятельности госслужбы появилось уже в 1948 г. (раньше, чем в частном бизнесе), активное использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) для повышения эффективности деятельности государства началось только спустя 50 лет — в начале 1990;х гг. Термин «электронное правительство» возник еще позже — в 1997—1998 гг.1 Поэтому концепция электронного правительства не является производной от появления новых технологий, она, по сути, является очередной попыткой повысить управляемость общества, подключая новые информационные возможности участия населения в управлении.
Внедрение новых информационных технологий в деятельность правительства оказалось продуктивным для развития новых демократических концепций, обобщенно получивших название электронной демократии — e-democracy (рис. 10.1). Согласно этой концепции электронное правительство (e-government) является только первой, начальной формой включения населения в процесс управления обществом. На ее основе может развиваться секвестрированная (ограниченная) форма, в которой e-government используется только для взаимных консультаций органов власти и населения: органы власти разъясняют смысл своих решений и получают обратную связь и инициативы граждан. В таком случае возникает форма электронного правительства как консультирования — e-consultation. Однако при повышении активности и взаимной ответственности государства и гражданского общества e-consultation может быть развита в полноценную электронную демократию — e-democracy (см. рис. 10.1).[2][3]
Рис. 10.1. Формы включения населения в деятельность правительства с помощью информационных технологий2
В конце 1990;х гг. практически все европейские государства создали электронные правительства, а в 1999 г. Европейская комиссия открыла программу «Инициатива по созданию электронной Европы».
В 2001—2003 гг. ОЭСР провела несколько исследований, посвященных электронному правительству и электронной демократии. На их основе были разработаны рекомендации для проведения открытой государственной политики, включающие в себя широкий набор инструментов, различающихся в зависимости от стадии принятия управленческих решений (табл. 10.1).
Вместе с тем представленные инструменты породили многочисленные вопросы. Какие аспекты текущей деятельности правительства должны измениться, чтобы соответствовать новым электронным стандартам взаимодействия с гражданами? Каков юридический статус онлайн-ответов государственных служащих на вопросы граждан? В какой мере государственные служащие могут или должны участвовать в деятельности электронного дискуссионного форума? Только некоторые государства — члены ОЭСР начали решать такие проблемы (например, разработав юридические и этические кодексы поведения для государственных служащих или официальные рекомендации для подготовки ответа на электронные письма граждан).
Определенные проблемы возникли не только для государства, но и для граждан. Помимо технической задачи обеспечения доступа к сети Интернет, которую взяли на себя общественные библиотеки в большинстве стран ОЭСР, возникла дискуссия о доступности информации с точки зрения ее прочтения и понимания. Неудивительно, что большая часть идей, связанных с информацией, посвящены разработке доступного языка, понятного гражданам.
Критерии доступности информации для граждан стали включать:
- • оценку релевантности информации для конечных пользователей — граждан с точки зрения их потребностей (актуальность информации) и способности понять текст сообщения (читабельность);
- • многоязычность, доступность качественного перевода на родной язык;
- • наличие онлайн-глоссариев, позволяющих быстро освоить необходимую юридическую или техническую терминологию;
- • оценку работы специализированного программного обеспечения, повышение наглядности, внедрение инфографики и т. д.;
- • сложность/простоту поиска необходимой информации, улучшение работы поисковых машин с ключевыми словами и порядком выдачи результатов;
- • степень киберзащиты электронных систем голосования, баз данных и информационных сайтов.
Демократические онлайн-инструменты, применяемые на разных стадиях определения политики (policy-making)[4]
Стадия управленческого цикла. | Информация. | Консультация. | Участие. |
Создание повестки дня (agendasetting). | Создание систем поиска информации для определенных сайтов или их групп Уведомления по электронной почте для обсуждения и формирования политики Поддержка качественного перевода на несколько языков Удаление специфического бюрократического жаргона, который может быть непонятен пользователям. | Онлайн-обзоры и опросы общественного мнения Дискуссионные форумы Мониторинг электронных писем и корреспонденции Информационные табло Создание раздела «Часто задаваемые вопросы». | Электронные сообщества. (E-communities). Электронные петиции (E-petitions). Электронные референдумы. (E-referenda). |
Анализ. | Поддержка качественного перевода на несколько языков Удаление специфического или бюрократического жаргона, который может быть непонятен пользователям. | Разработка системы четкой аргументации на основе доказательств (например, разработка критериев прозрачности деятельности органов власти) Применение экспертной оценки как инструмента, направляющего управленческое действие. | Электронные жюри, включающие граждан (electronic citizen juries). Электронные сообщества. (e-communities). |
Создание. | Качественная проверка стиля, помогающая интерпретировать технические и юридические термины. | Дискуссионные форумы Онлайн-жюри, включающее граждан Инструменты электронного сообщества (e-community tools). | Электронные петиции (e-petitions) Внесение поправок с помощью электронного референдума (e-referenda amending legislation). |
Стадия управленческого цикла | Информация | Консультация | Участие |
Внедрение. | Контроль стиля естественного языка Регулярные новостные электронные бюллетени. | Дискуссионные форумы Онлайн-жюри, включающее граждан Инструменты электронного сообщества (e-community tools). | Рассылка целевой аудитории материалов по электронной почте. |
Контроль. | Обратная связь онлайн Публикация годовых отчетов онлайн. | Онлайн-обзоры и опросы общественного мнения Дискуссионные форумы. | Работа с электронными письмами Информационные табло Работа с разделом «Часто задаваемые вопросы». |
Речь здесь идет о сложном комплексе решений, включающем взаимную адаптацию представителей государства, граждан, юристов и представителей IT-сферы, которые должны очень хорошо понимать друг друга и говорить на одном языке. Это сложная задача, но в своем отчете 2003 г. ОЭСР выразила полную уверенность, что электронная демократия несет в себе возможность для радикального изменения политической повестки дня, несмотря на то, что все недостатки имеющихся форм политической демократии в ней будут присутствовать[5].
Институционализация web-присутствия государства, по мнению исследователей из ООН, прошла пять этапов. Первый этап — возникающее web-присутствие — связан с формированием сайтов организации и их приспособлением для обратной связи с населением. Второй этап — развитие web-присутствия — проявляется в его становлении как массового и общепринятого процесса, причем именно формирование обратной связи является его отличием. Третий этап — интерактивное web-присутствие — отличается интенсификацией взаимодействия между населением и правительственными структурами, прежде всего теми, которые оказывают услуги. Четвертый этап — трансакционное web-присутствие — предполагает возможность решать проблемы через Интернет благодаря легитимации электронной подписи. Пятый этап — полностью интегрированное web-присутствие — заключается в практической замене реальных коммуникаций (там, где это возможно и целесообразно) виртуальными, причем в государственном управлении преодолеваются организационные барьеры, и оно становится единой структурой, осуществляющей обслуживание населения1.
Следует различать понятия электронного и открытого правительства. Первое акцентирует внимание на электронных технологиях как основе правительственных реформ, второе характеризует изменения самого правительства, воплощающие внедрение принципов прозрачности и отчетности как обязательных условий деятельности.
В 2014 г. в западных изданиях появился еще один термин — we-правительство, выделяющий обновление государства как следствие роста возможности и активности населения в принятии управленческих решений.
Понятно, что эти три термина близки и взаимно дополняют друг друга; между ними существует и временная зависимость. Е-правительство можно идентифицировать как начальную стадию построения государства нового типа, открытое правительство — как промежуточную, а we-правительство — как заключительную. Конкретизация различий между этими понятиями представлена в табл. 10.2.
Таблица W.2
Различия в понятиях «е-правительство», открытое правительство и we-правительство
Направления выявления различий. | Е-правительство. | Открытое правительство. | We-правительство. |
Суть определения. | Акцент на потенциал информационно-коммуникационных технологий. | Акцент на открытость информации и обязательность отчетности правительства и чиновников. | Акцент на активность населения как участника принятия государственных решений. |
Основные критерии (показатели) оценивания глубины проникновения указанных технологий в общественное устройство. | Показатели информационной активности государства: количество и качество сайтов Готовность населения к электронному взаимодействию с государственными структурами. | Показатели полноты и глубины отчетов организаций и их руководителей. Полнота информации о проблемах и процессах. Осведомленность населения об успехах, проблемах государства и государственных организаций. | Степень участия в выборах руководителей. Активность участия в публичных слушаниях. Степень участия населения в коллективных акциях поддержки или протеста. Готовность к пользованию е-услуг (государства и бизнеса). |
1 Цит. по: Сморгунов Л. В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. С. 189—191.
Итак, электронное правительство — это одно из проявлений административной реформы. По законам своих стран, все органы власти и государственного управления цивилизованных государств, включая Россию, должны иметь сайты, с помощью которых население не только должно получать информацию, но и иметь возможность пользоваться некоторыми услугами (решать отдельные вопросы), что подтверждается выдачей документа с электронной подписью.
- [1] См.: Chadwick A. Interaction Between States and Citizens in the Age of Internet: E-Government in the United States, Britain, and the European Union // Governance, anInternational Journal of Policy, Administrations and Institutions. 2002. Vol. 16. № 2. P. 271—300; О
- [2] О Храмцовская Н. А. Возникновение и эволюция понятия «электронное правительство». URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/ffles/10 369.pdf (дата обращения: 20.08.2017).
- [3] McDonagh J. A Strategic Advisory Note on «Е-Government and the Challenge of Changein Public Sector Management». Bratislava Regional Centre, 2005. P. 3; Lawson G. Net-State:Creating Electronic Government. London: Demos, 1998.
- [4] Promise and Problems of E-Democracy: Challenges of Online Citizen Engagement. OECD, 2003. P. 14.
- [5] Promise and Problems of E-Democracy: Challenges of Online Citizen Engagement. OECD, 2003. P. 160.