Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология межгрупповых отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. Р. Сушков исследовал межгрупповые отношения в производственной организации. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что в условиях совместной деятельности в организации у представителей различных групп формируются системы взаимных межгрупповых требований к своей и другим группам как партнерам. На основании этих требований происходят сравнение и оценка своей группы… Читать ещё >

Психология межгрупповых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых направлений в социальной психологии. В психоанализе внешнегрупповая враждебность и агрессивность рассматриваются как способы разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций.

Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне [см.: Позняков, с. 152].

С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте интересов различных групп, возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп.

Эксперименты М. Шерифа проводились в середине 1950;х гг. в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследований было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия (кооперативного или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовала взаимодействие между группами подростков по принципу жесткой конкуренции. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксировали проявление межгрупповой враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношению к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутригрупповой сплоченности.

Экспериментальные исследования этих феноменов послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфелла и Дж. Тернера, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфелла», или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т. д.). Исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации. На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось с помощью специально разработанных таблиц. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы, максимальное различие в пользу представителя своей группы. В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригруппового фаворитизма (от лат. favor- благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации. По мнению Г. Тэджфелла внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений [см.: Позняков, с. 154].

Подводя итоги анализа исследования межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности.

Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии, в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп.

Понятие межгрупповой дифференциации охватывает по меньшей мере два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами: во-первых, процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности к своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологического единства группы; во-вторых, процесс межгруппового сравнения, являющийся необходимым условием и предпосылкой согласованной совместной деятельности и межгруппового взаимодействия.

В. С. Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. В первом эксперименте исследователь организовывал соревнование между группами учащихся техникума за право получения зачета. По условиям эксперимента победить (т. е. получить зачет по результатам выступлений на семинарском занятии) могла только одна из групп. В группах, где зачет проставлялся не индивидуально, а в группе в целом, было зафиксировано значительно большее проявление реплик и выступлений, направленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании. По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»). Во втором эксперименте по просьбе исследователя на первом этапе воспитатели организовывали спортивные соревнования между звеньями одного из отрядов детского лагеря и всячески поддерживали состязательные отношения между детьми, а на втором организовывали их совместную работу, где также проводилось соревнование между звеньями, но без специального акцентирования соревнований. По результатам исследования было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппового фаворитизма, а на втором этапе — столь же резкое его снижение. На основании полученных данных автор сделал вывод о том, что на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние нс столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп (ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценность — на втором) [см.: Агеев].

И. Р. Сушков исследовал межгрупповые отношения в производственной организации. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что в условиях совместной деятельности в организации у представителей различных групп формируются системы взаимных межгрупповых требований к своей и другим группам как партнерам. На основании этих требований происходят сравнение и оценка своей группы и группы-партнера по совместной деятельности. По результатам межгруппового сравнения была обнаружена тенденция предпочтения своей группы и переоценки ее качеств [см.: Сушков, с. 153]. Однако это, по мнению автора, скорее говорит об активизации межгрупповой дифференциации. Предпочтение группы членства постепенно снижается, что свидетельствует о повышении адекватности межгруппового сравнения и оценки.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Охарактеризуйте проблемы определения малой группы, ее границ и специфики изучения в социальной психологии.
  • 2. Перечислите типы малых групп, опишите структуру малой группы. Как решается проблема образования малой группы в социальной психологии?
  • 3. Дайте характеристику теориям развития малой группы.
  • 4. Охарактеризуйте особенности поведения индивида в малой группе.
  • 5. Как соотносится феномен «нормативного давления большинства» и «информационного влияния меньшинства»?
  • 6. Как изучался феномен «принятия группового решения» в социальной психологии?
  • 7. Расскажите об основных феноменах межгруппового взаимодействия.
  • 8. Охарактеризуйте наиболее известные исследования межгрупповых отношений.
  • 9. Приведите примеры внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации в отношениях между группами.

Список рекомендуемой литературы

Основная.

Жуков А. М. Эффект «сдвига к риску» и феномен поляризации во время группового принятия решения в профессиональных группах / А. М. Жуков // Армия и общество. 2013. Вып. 3.

Почебут Л. Г. Социальные представления о лидерстве / Л. Г. Почебут, Е. Н. Газогареева // Вести. Ленингр. гос. ун-та им. А. М. Пушкина. 2014. Т. 5, вып. 1.

Шмаков Б. В. Лидерство в малых группах / Б. В. Шмаков // Вести. Юж.-Урал. гос. ун-та. 2013. Т. 7. (Сер. Экономика и менеджмент; Вып. 4).

Дополнительная.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М., 1990.

Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб, заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд. М., 2002.

Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учеб, пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М., 2001.

Волгин Б. Н. Деловые совещания / Б. Н. Волгин. М., 1970.

Годфруа Ж. М. Что такое психология / Ж. М. Годфруа. М., 1996.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. М., 2005.

Журавлев А. Л. Диагностика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков // Психол. журн. 1992 Т. 13, № 4.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб, пособие / Я. Л. Коломинский. Минск, 2000.

Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб, пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М., 2001.

Майерс Д. Социальная психология: интенсив. курс/Д. Майерс. СПб., 2002.

Психология: учебник для техн. вузов / отв. ред. В. Н. Дружинин. СПб., 2000.

Парыгин Б. Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М., 2007.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М., 1982.

Позняков В. П. Межгрупповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности / В. П. Позняков // Психол. журн. 1998. Т. 18, № 5.

Психология совместной деятельности малых групп и организаций / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М., 2001.

Робер М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. М., 2008.

Рогов Е. И. Психология группы / Е. И. Рогов. М., 2005.

Социальная психология / под ред. А. Л. Журавлева. СПб., 2005.

Пайне Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайне, К. Маслач. СПб., 2000.

Суш ко в И Р. Психология взаимоотношений / И. Р. Сушков. М., 1999.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой