Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплекс педагогических средств воспитания учащейся молодежи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составляющая сопровождающего характера включает в себя условия, которые создает преподаватель на занятиях для более эффективного освоения культурных ценностей. Эта составляющая характеризует стиль педагогического общения и коммуникативную компетентность педагога, которые обеспечивают свободное выражение чувств, высокую эмоциональную насыщенность занятий, создание атмосферы эмоционально-волевого… Читать ещё >

Комплекс педагогических средств воспитания учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогической энциклопедии понятие «педагогические средства» определяется как «материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: груд, игра, учение, общение, познание» [120].

В педагогической литературе хорошо изучены и описаны средства обучения. Под средством обучения понимается материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.

Можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и средствами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам автор относит учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения можно назвать общепринятые системы знаков, такие, как: язык (устная речь); письмо (письменная речь); система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы; организующее — координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры; методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении.

Необходимо заметить, что воспитание становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

Основным звеном в системе образования считается содержание. Именно оно является гем ядром, над которым надсграиваются средства и формы воспитания и развития учащегося. Педагогические средства должны воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления учащегося. Только тогда они обеспечат развитие требуемых компетенций. Кроме того, педагогические средства должны быть использованы в комплексе.

Например, технические средства усиливают яркость, эмоциональность, выразительность, динамичность переживаемого педагогического события. К таким средствам относятся аудиои видеосредства. С помощью мультимедийной аппаратуры можно зафиксировать кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

Подготовленный видеофильм преподаватель может продемонстрировать на занятии полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к учащимся, выполнить записи или какое-либо задание. В течение всего занятия с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между преподавателем и учащимися.

Видеозаписи можно многократно повторять на занятии для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, корректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом записи и воспроизведения позволяют организовать разнообразные виды самостоятельной работы учащихся.

С помощью видеозаписей можно создать проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного или творческого задания.

Разработка и съемка фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызовет интерес всей группы, но позволит превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности каждого. Такие технические средства безусловно являются педагогическими средствами, повышающими уровень проведения учебного и внеучебного занятия.

Широкое внедрение компьютерных технологий соответствует современной концепции интенсивной информатизации образования, которая предполагает представление одного и того же материала несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам обучения, формировать из них комплекс, предназначенный для решения дидактических и воспитательных задач.

Значительное внимание в педагогическом процессе уделяется средствам воспитания. К. Д. Ушинский одним из средств воспитания рассматривал общение. Правда, он не употреблял сам термин «общение», а писал о школьной и семейной жизни ребенка, подразумевая иод этим его отношения с родителями, учителями, сверстниками.

А.В. Мудрик утверждает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую [110, с. 30]. Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств. В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова — вербальных средств педагогического общения. С его помощью учитель объясняет и спрашивает, воспитатель убеждает, направляет и стимулирует, а воспитанник сообщает о своих проблемах, успехах и желаниях. Богатство речевого оформления мысли, свобода владения речью, отсутствие в ней лишних слов позволяют учителю привлечь внимание учеников, понятно и доступно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одобрения, ободрения и утешения. Большое значение придавали роли слова в работе воспитателей К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить этому учеников — важная задача учителя, которая решается в педагогическом общении.

А.В. Мудрик рассматривает, кроме слова, еще две группы средств педагогического общения — тактильные средства и кинестетический язык (жесты, мимика, пантомимика).

Исследователями выделяется до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма распространенных ошибок.

Процесс общения активизируется, если в процесс обучения включать элементы игровых технологий. Игра — это средство воспитания, в котором педагогом в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности. Игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

При подготовке к игре, так и в течение игры каждый учащийся вовлечен в творческий поиск новых знаний и действий. Он находится в условиях, требующих выбора альтернатив, интуитивного нахождения решения, постоянного продуцирования идей, самостоятельного принятия решения.

Таким образом, рассмотрев проблему использования педагогических средств, можно сделать вывод о том, что педагогические средства должны воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся, должны быть направлены на развитие их компетенций.

Исходя из того, что целостный педагогический процесс представляет собой единство процесса обучения и процесса воспитания, под «комплексом педагогических средств» необходимо понимать совокупность форм, средств, методов. Комплекс включает как минимум четыре составляющих: содержательная, инструментальная, процессуальная и составляющая сопровождающего характера.

Комплекс педагогических средств по развитию компетенций учащихся школ, сузов и вузов в учебной и внеучебной воспитательной деятельности опирается на современные требования федеральных государственных стандартов нового поколения к результатам освоения, к структуре и к условиям реализации основной образовательной программы.

Стандарты нового поколения направлены на обеспечение:

  • — формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • — формирования единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • — сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
  • — доступности получения качественного основного общего образования;
  • — преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, высшего профессионального образования;
  • — духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • — развития государственно-общественного управления в образовании;
  • — формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • — условий для создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Реализация комплекса педагогических средств по развитию социально-личностных компетенций учащихся в воспитательной деятельности опирается на системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые обеспечивают:

  • — формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • — проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • — активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • — формирование компетенций, характеризующих способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества);
  • — решение профессиональных и социальных задач в определенной области;
  • — активный отбор содержания образования;
  • — конструирование технологий реализации всего образовательного процесса, включая воспитательный.

В новых стандартах также содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. К параметрам социально-личностных компетенций относятся нормативные идеалы и ценности личности, творческая активность, способность к сотрудничеству, открытость опыту, коммуникативная компетентность, творческая активность, добросовестность, способность к саморегуляции.

Раскрывая содержание комплекса дидактических средств, Г. А. Лобанова [58] выделяет его составляющие компоненты:

  • • содержательный — совокупность дидактических ориентиров по включению культурных ценностей в содержание дидактического подпространства;
  • • инструментальный — способы фиксации ценностного материала в учебных программах, учебниках и учебных пособиях, в методических разработках, в конспектах уроков и т. п.;
  • • процессуальный — совокупность средств, направленных на формирование опыта отношений непосредственно в учебном процессе.

Содержательная составляющая включает в себя:

  • 1. Наличие многообразия культурных ценностей (нравственных, эстетических, экологических, материальных, религиозных и др.).
  • 2. Отражение в содержании общечеловеческих ценностей (Добро, Красота, Истина, Жизнь, Человек, Здоровье, Семья, Труд, Родина и др).
  • 3. Выделение ценностей, обеспечивающих прогресс личности и ее саморазвитие (активность, трудолюбие, целеустремленность, толерантность, критичность и др.).
  • 4. Выделение ценностей, обусловленных спецификой учебных курсов (например, в учебном курсе «педагогика» такими ценностями могут быть: профессия учитель, дети — их жизнь и здоровье, педагогическое знание, общение, здоровый образ жизни и др.).

Способы фиксации материала в учебных и внеучебных программах могут быть следующими:

  • 1. Четко сформулированная цель и (или) задачи, направленные на формирование опыта отношений в пояснительной записке к УМК, но любому учебному курсу; в пояснительной записке программы того или иного курса; в методических разработках к конкретным учебным и внеурочным занятиям.
  • 2. Ценностный материал, включенный в основной текст разделов программ в виде конкретных ценностей, оценочных суждений; нравственных проблем, широкой палитры эмоциональных состояний, пробуждаемых различными аспектами предметного знания, исторических контекстов предметного содержания, автобиографических сведений, освещающих судьбы научных идей через судьбы их творцов, жизненных коллизий и др.
  • 3. Эмоционально-ценностные тексты, включенные в содержание учебников, пособий, методических разработок, а также в содержание урочных и внеклассных занятий.
  • 4. Учебные задания, вопросы, задачи, упражнения, ценностноориенти-рованной направленности (задания на оценку объектов, задания, включающие студентов в ситуацию выбора, задания практической направленности, задания художественного характера, задания, вводящие студентов в рефлексию и др.).

Средства и методы формирования опыта отношений таковы:

  • 1. Методы обучения как наиболее общая дидактическая единица. Преподаватель должен широко использовать частично-поисковый и исследовательский методы, а также метод мотивационно ориентированного воздействия, который заключается в целеустремленном учете потребностей, мотивов и ценностей обучающихся.
  • 2. Приемы обучения, такие как прием акцентирования эмоций и ценностей, прием эмоционально-ценностных контрастов, прием пробуждения адекватных эмоций, прием ценностного «распредмечивания» и «опредмечивания», прием создания ситуации успеха и неуспеха, прием «Я-сообщение» и др.
  • 3. Технологии воспитания, такие как диалоговые, игровые, интерактивные, развивающие, личностно-ориентированные, информационные и др.
  • 4. Формы организации учебного и внеучебного занятия: учебное занятие ценностно-ориентированной направленности; диспут; деловая игра; научное исследование; научная конференция; занятиедиалог; занятие-аукцион; мастерская; сбор; клубы по интересам и т. д.

Составляющая сопровождающего характера включает в себя условия, которые создает преподаватель на занятиях для более эффективного освоения культурных ценностей. Эта составляющая характеризует стиль педагогического общения и коммуникативную компетентность педагога, которые обеспечивают свободное выражение чувств, высокую эмоциональную насыщенность занятий, создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, создание условий для проживания занятия, создание психологически комфортного климата.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой