Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Живая совесть русского народа» (И. А. Бунин)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1906 году «Русское богатство» опубликовало основные положения партии народных социалистов — энесов. Народные социалисты объявили о своей независимости от партии эсеров, хотя были близки к ней по многим положениям, но в целом программа энесов носила более умеренный характер. Основной движущей силой энесы считали интеллигенцию, делали акцент на нравственном факторе жизни общества, провозглашали… Читать ещё >

«Живая совесть русского народа» (И. А. Бунин) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

дел критики и библиографии (его возглавлял известный критик Корнфельд), обзор зарубежных событий.

С 1905 года постоянным членом Товарищества «Русского богатства» стал известный революционер А. М. Редько. В начале века здесь также публиковались многие известные эсеры — лидер партии В. Чернов, Н. Русанов, П. Ф. Якубович. По мнению Витте, перед революцией 1905;1907 года «Русское богатство» являлось самым левым, «анархическим» изданием России.

В 1906 году «Русское богатство» опубликовало основные положения партии народных социалистов — энесов. Народные социалисты объявили о своей независимости от партии эсеров, хотя были близки к ней по многим положениям, но в целом программа энесов носила более умеренный характер. Основной движущей силой энесы считали интеллигенцию, делали акцент на нравственном факторе жизни общества, провозглашали самоценность человеческой личности. Революционные методы борьбы энесы считали неприемлемыми. Несколько номеров за 1906 год было выпущено под названием «Современность», однако старое название было вскоре возвращено журналу.

Цензура постоянно следила за журналом. В одном из отчетов содержится интересная характеристика издания: «Будучи едва ли не единственным в современной периодической печати органом, оставшимся верным „старому знамени“ когда-то чрезвычайно популярного народничества, „Русское богатство“ питает надежды вновь собрать и объединить под этим знаменем все более или менее радикально настроенные элементы русского общества и постоянно призывает своих читателей на путь служения интересам трудового народа, усматривая в этом служении одну из самых славных традиций и лучших особенностей русской интеллигенции».

Надо сказать, что это направление уже не находило прежнего отклика у читателей, тираж «Русского богатства» был невелик — около 10 тысяч экземпляров. Но все же верность выбранному направлению, постоянная защита интересов крестьян, политическая деятельность почти всех основных сотрудников были основными достоинствами журнала.

По своему идейно-политическому направлению и содержанию в годы первой русской революции к легальным изданиям социалистов-революционеров были близки издания «Трудовой группы», образовавшейся весной 1906 года. Эта группа в лице ее самых активных членов в мае предприняла попытку создать свой собственный периодический орган.

«Трудовая группа» не была политической партией. В нее первоначально входили депутаты I Государственной думы — представители крестьян, рабочих и демократической интеллигенции. Организаторы первого легального органа трудовиков чистосердечно признавались: «Мы не можем сказать, конечно, что говорим от лица всей „Трудовой группы“, но мы питаем надежду, что можем оказать некоторое содействие группе в выработке ее программы и в обсуждении различных спорных вопросов, касающихся взглядов группы и образа ее действий». То есть редакция брала на себя функции идейного руководителя и организатора «Трудовой группы», а также крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции, которые были представлены в I Государственной думе. Помощь трудовикам оказал Всероссийский крестьянский союз, возникший как революционно-демократическая организация в мае 1905 года.

17 мая 1906 года в Санкт-Петербурге вышли в свет «Известия крестьянских депутатов» — так назывался первый легальный периодический орган трудовиков. Значительная часть тиража этого издания попадала к крестьянам, которые с большим интересом читали материалы газеты, касающиеся животрепещущих проблем сельской жизни.

«Известия крестьянских депутатов» пытались выразить идеологию русского революционно-демократического крестьянства. В этом смысле редакция считала возможным назвать свой орган «народной газетой», хотя в состав трудового народа не включался пролетариат. Уже в первом номере газета открыто выступила против самодержавия, что вызвало репрессии правительства.

После закрытия газеты ее преемником стала ежедневная народная газета «Трудовая Россия», редактором-издателем которой был утвержден депутат I Государственной думы, член «Трудовой группы» Онипко. Редакция нового органа не скрывала своей идейной и организационной связи с «Известиями крестьянских депутатов» — по своему типу, характеру, структуре и отделам эти газеты не отличались друг от друга. По существу это был тот же легальный орган трудовиков, только вышедший под новым названием. Правда, редакция «Трудовой России» привлекла к сотрудничеству новых авторов. Вышло 8 номеров. После прекращения и этого издания уже через две недели вышла газета «Крестьянский депутат», чья связь с предыдущими изданиями была также весьма очевидной. На газету постоянно обрушивались репрессии, вышло 10 номеров.

В годы первой российской революции в полную силу заявила о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они выступали от имени различных слоев крестьянства, так или иначе оказавшихся втянутыми в революционные события 1905;1907 годов. В 1906 году в партии начался раскол, который привел к выделению правого крыла, образовавшего партию народных социалистов, и крайне левого, объединившегося в союз социалистов-революционеров (максималистов).

В 1905 году эсеры выдвинули из своей среды идеологов и публицистов, которые и составили ядро эсеровской журналистики, определяя ее направление, дух. характер и содержание.

Наиболее активно в этой революционно-демократической прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгардт и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового народа и осуществить руководство им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.

К легальным изданиям эсеров относились такие издания, как «Сын Отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и другие. Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», появившемся в конце апреля 1906 года. Газета позиционировала себя как горячая и искренняя сторонница представителей русской революции, русского и международного социализма. Основным своим содержанием «Голос» отражал суть эсеровской идеологии, ориентированной на крестьянство.

С июня 1906 года во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников — А. Гуковского, Н. Максимова и других. С начала июня 1906 года каждый номер газеты конфисковывался, 10 июня она была закрыта.

Одновременно с «Голосом» эсеры предприняли издание в Петербурге газеты «Дело народа», с первого номера открыто выражавшей ненависть к царизму и правительственным органам. Газета призывала читателей к беспощадной борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 года «Дело народа» было закрыто.

Летом 1906 года у эсеров выходит еще одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 года центральным органом партии эсеров становится газета «Знамя труда».

Идеологом анархизма в конце XIX — начале XX века выступил П. А. Кропоткин: в 1906 году в Санкт-Петербурге появились его работы «Анархия, ее философия, ее идеал», «Анархия и ее место в социалистической революции». Идеи Кропоткина активно пропагандировались в газете анархистов «Хлеб и воля», которая выходила в Женеве в 1903;1905 годах: он считал, что социальная революция должна принести немедленное уничтожение государства, писаных законов и частной собственности на орудия производства и предметы потребления.

Во время первой русской революции 1905;1907 годов в 58 областях и губерниях России действовало более 250 организаций анархистов, особенно много их было в Белостоке, Екатеринославле, Одессе. В этот период анархисты внутри общего течения разошлись по нескольким обособленным направлениям:

  • — анархисты-коммунисты, или «хлебовольцы», — отрицали экспроприацию, признавали пользу рабочих организаций. Издавали газету «Хлеб и воля»;
  • — анархисты-синдикалисты — рассматривали синдикаты (объединения рабочих на почве производственных интересов в профсоюзы) как ячейки будущего безгосударственного общества. Издавали за границей журнал «Буревестник»;
  • — анархисты-индивидуалисты («безначальцы», «чернознаменцы», позднее часть из них выделилась в группу «безмотивников») — выдвигали на первый план террор и экспроприацию.

Организации анархистов почти все были разгромлены полицией в период наступившей после революции 1905;1907 годов реакции. Оживление анархистского движения произошло только после Февральской революции 1917 года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой