Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исключительное (имущественное) интеллектуальное авторское право, его содержание, ограничения его действия и границы (пределы) его существования по закону

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подпункт 6 п. 2 ст. 1270 определяет публичное исполнение как представление произведения не только в «живом виде» (как живое исполнение), но и с помощью таких технических средств, как радио, телевидение и др. Для аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) формой публичного исполнения является также его показ. При этом в любом случае исполнение произведения… Читать ещё >

Исключительное (имущественное) интеллектуальное авторское право, его содержание, ограничения его действия и границы (пределы) его существования по закону (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регламентация исключительного права на охраняемое авторским правом произведение базируется на общих правилах ст. 1229 ГК об исключительном праве как таковом.

Исключительное право на произведение — это монопольное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК, отражающими специфику применения не любых других результатов интеллектуальной деятельности, а именно произведений науки, литературы и искусства. Обладатель авторских прав может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Пункт 2 ст. 1270 ГК целиком посвящен характеристике способов использования произведения независимо от цели использования, т. е. от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли (являются предпринимательской деятельностью) или без таковой.

Прежде всего использованием является воспроизведение произведения, иными словами, изготовление одного и более экземпляра произведения или его части. Материальная форма воспроизведения может быть различной. Она зависит, прежде всего, от вида, жанра и назначения произведения. Это может быть звукоили видеозапись, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

Практически важно то, что запись произведения, прежде всего музыкального, на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключение составляют случаи, когда подобная запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения. Примером может служить компьютерная верстка литературного произведения, переданного для издания по договору его автором или правопреемником автора.

Следующим способом использования произведения служит распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Распространению произведения обычно предшествует его воспроизведение. Иными формами распространения и отчуждения произведения, помимо продажи, являются предложение к продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат.

Для многих произведений способом использования выступает их публичный показ. Осуществление действия автором или дача им согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его публичного показа, является формой реализации авторского права на обнародование произведения (ст. 1268 ГК). Однако, будучи однажды совершенным, это действие, если оно продолжается, становится также способом использования произведения.

Вследствие этого в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК под публичным показом произведения как способом его использования понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. В последнем случае речь может идти о ретрансляции публичного показа, осуществляемого с помощью, к примеру, телевизионных кадров.

Самостоятельным способом использования произведения является (наряду с его распространением в формах, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 1270) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Установление такого способа обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.

Широко применяется в современных условиях такой способ использования некоторых, прежде всего аудиовизуальных, произведений, как прокат оригинала или экземпляра произведения. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. Право на прокат произведения как один из видов имущественных авторских прав было впервые установлено п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в котором предусматривалось, что «право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры» .

В подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК право разрешать прокат оригинала или экземпляра произведения, даже если право собственности на них передано третьим лицам, однозначно принадлежит автору как один из способов реализации его исключительного права использования произведения.

Как и право на публичный показ произведения, право на его публичное исполнение одновременно может служить и формой обнародования некоторых, в частности музыкальных, произведений, и способом их использования, право на которое принадлежит авторам этих произведений.

Подпункт 6 п. 2 ст. 1270 определяет публичное исполнение как представление произведения не только в «живом виде» (как живое исполнение), но и с помощью таких технических средств, как радио, телевидение и др. Для аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) формой публичного исполнения является также его показ. При этом в любом случае исполнение произведения признается публичным, только если соответствующее представление или показ произведения осуществлялись в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Для квалификации исполнения как публичного не имеет значения, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Сообщение в эфир как способ использования произведения характеризуется целым рядом признаков. Прежде всего оно трактуется как сообщение произведения не для ограниченного круга лиц, а для всеобщего сведения, включая показ или исполнение произведения. Далее, сообщение должно осуществляться по радио или телевидению, в том числе путем ретрансляции. Исключение составляет сообщение по кабелю.

Одновременно в подп. 6 п. 2 ст. 1270 определяется понятие сообщения, под которым понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Учитывая широкое применение для целей сообщения произведений современных технических средств, закон дает определение понятия сообщения, осуществляемого в эфир через спутник. Под таким сообщением понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения, осуществляется ли публикой фактический прием данных сигналов.

В некоторых случаях сообщение произведения в эфир может осуществляться с помощью кодированных сигналов. Такое сообщение также признается сообщением в эфир как способом использования охраняемого произведения, если самой организацией эфирного вещания или другим лицом с ее согласия неограниченному кругу лиц были предоставлены средства декодирования указанных сигналов.

Способом использования произведения признается его сообщение по кабелю, определяемое также как сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, но не через эфирное пространство, а с помощью кабеля, в том числе путем ретрансляции. При этом кабелем признается также провод, оптическое волокно или аналогичное другое техническое средство.

Аналогичным образом, подобно сообщению в эфир, признается сообщением по кабелю как способом использования произведения его сообщение посредством кодированных сигналов. И в этом случае непременным условием признания является предоставление организацией кабельного вещания или другим лицом с ее согласия неограниченному кругу лиц средств декодирования кодированных сигналов.

Важными и своеобразными способами использования произведения являются его перевод (т.е. изменение языковой формы литературного произведения) или другая переработка произведения. Своеобразие данных способов выражается в том, что в результате их применения создаются новые (производные) произведения, охраняемые авторским правом. Они именуются, в частности, переводом, обработкой, экранизацией, аранжировкой или инсценировкой.

В законе дается определение переработки программы для ЭВМ или базы данных, именуемой модификацией. Под ней понимаются любые изменения данных объектов, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой. Не признаются переработкой лишь случаи адаптации этих объектов, т. е. внесение в них изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением его конкретных программ.

Единственным способом использования произведения, выражающимся в его практическом применении, является реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Вследствие уникальности данного способа закон устанавливает исчерпывающий перечень произведений (проектов), используемых путем их практической реализации.

Последний из названных в п. 2 ст. 1270 ГК способ использования произведения обусловлен широким применением всемирной компьютерной сети Интернет. Данный способ обозначен как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Этот способ, кратко именуемый доведением до всеобщего сведения, был впервые прямо сформулирован в п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», где автору предоставлялось право сообщать свое произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

Право на доведение произведения до всеобщего сведения установлено в ГК вследствие не только резкого расширения масштабов использования в России сети Интернет, но и влияния международного фактора. Это право было первоначально установлено под очевидным влиянием Договора ВОИС по авторскому праву (г. Женева, 20 декабря 1996 г.). Хотя Россия и не участвует в указанном договоре, трактовка права на доведение произведения до всеобщего сведения в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК в значительной мере совпадает с формулировкой договора, где рассматриваемое право характеризуется как исключительное право разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из «любого места и в любое время по собственному выбору» .

В п. 3 ст. 1270 ГК впервые сформулировано общее правило, согласно которому практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения в авторско-правовом смысле. Имеются в виду положения, представляющие собой техническое, экономическое, организационное или иное решение. Например, если в книге описаны рецепты восточной кухни, для признания этой книги использованной в качестве литературного произведения вовсе не требуется, чтобы кто-либо в неограниченном количестве приготовил по этим рецептам соответствующие блюда. Единственное исключение сделано, как отмечалось, для архитектурных, дизайнерских, градостроительных и садово-парковых проектов.

ГК исключает в общей форме из правила о прокате оригинала или экземпляра произведения как способе его использования программу для ЭВМ (п. 4 ст. 1270). Эта программа может передаваться в прокат лишь в случае, когда она сама является основным объектом проката.

В целях оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель может, но не обязан использовать знак охраны авторского права.

В случае возникновения у правообладателя намерения воспользоваться таким знаком он может поместить его на каждом экземпляре произведения. Знак охраны авторского права состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности (c); имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, это противоречит ст. 1271 ГК и Всемирной конвенции об авторском праве, которые допускают иногда предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права.

Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («право копирования», трактуемое обычно как «авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т. п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой либо экспортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Применительно к объектам авторских, смежных прав и средствам индивидуализации товаров указанные отношения подробно регламентируются, в частности, Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488.

Кроме того, важное значение имеют лежащие в основе данного регламента другие нормативные акты, такие как постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» .

Помимо знака охраны закон регламентирует информацию об авторском праве. В ст. 1300 ГК впервые дается легальное определение информации об авторском праве как любой информации, идентифицирующей произведение, автора или иного правообладателя либо содержащей сведения об условиях использования произведения. Одновременно в статье определяются способы фиксации, подачи и распространения данной информации.

Информация об авторском праве может помещаться на оригинале (имя художника на картине) или экземпляре произведения (книге, диске, упаковке программы для ЭВМ и т. п.), прилагаться к произведению или появляться в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения (в том числе в сети Интернет). Эта информация может также содержаться в любых цифрах и кодах.

Требования об информации об исключительных правах на продаваемые экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных установлены разд. XII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

В сфере исключительного авторского права чрезвычайно важное значение имеют различные ограничения его действия (или, что-то же самое, случаи свободного использования охраняемых произведений). Так, ст. 1272 ГК, хотя об этом в ней прямо не говорится, посвящена тому, что обычно именуется «исчерпанием прав на произведение». Его суть состоит в допущении без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения дальнейшего распространения оригинала или экземпляра произведения после правомерного опубликования произведения, если они были введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. Единственное исключение из принципа исчерпания прав предусмотрено ст. 1293 ГК, и оно связано с правом следования.

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые, в частности, ст. 1273−1275,1277 ГК.

Прежде всего допускается свободное использование без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости исключительно в личных (т.е. бытовых, домашних, семейных и т. п.) целях правомерно обнародованного произведения. Однако согласно п. 2 ст. 1273 ГК, дополнительно предусмотренному Федеральным законом от 04.10.2010 № 259-ФЗ, «в случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, установленное ст. 1245 ГК.

Более того в шести случаях, предусматриваемых в ст. 1273 ГК, подобные действия вообще не допускаются. В первую очередь нельзя воспроизводить: произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (галерей, ротонд, мостов и т. п.); базы данных и их существенные части, а также программы для ЭВМ (исключения предусмотрены ст. 1280 ГК).

Не допускается также воспроизведение видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, например в кинотеатре, литературном, художественном салоне или другом подобном помещении. Кроме того, исключено свободное воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, например при помощи стационарной видеокамеры, софитов и других подобных устройств.

Статья 1274 ГК устанавливает менее жесткие ограничения авторских прав по сравнению со ст. 1273. Допускаемые ею случаи использования охраняемых произведений также осуществляются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора используемого произведения и источника заимствования.

Имеется в виду в первую очередь цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. При этом объем цитат должен быть оправдан целью цитирования, т. е., к примеру, необходимостью уяснения позиции, мнения, точки зрения оппонента в научной дискуссии.

Точно так же в объеме, оправданном поставленной целью, допускается использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радиои телепередачах, звукозаписях учебного характера.

Традиционно можно воспроизводить в прессе, сообщать в эфир или по кабелю правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданные в эфир произведения такого же характера. Разумеется, это можно делать, только если указанное воспроизведение не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

К числу подобных ограниченных в воспроизведении произведений обычно относятся публикации с пометками «эксклюзивная статья», «интервью» и т. п.

Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю на условиях, предусмотренных п. 1 ст. 1274 ГК, допускается также в отношении публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. И в этом случае объем воспроизведения не должен превышать рамки, оправданные информационной целью. Кроме того, авторы указанных речей, обращений и других подобных произведений сохраняют право на их опубликование в сборниках, если их издание будет кем-либо осуществлено.

Информационная цель может служить основанием и критерием объема свободного воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения в обзорах текущих событий, доводимых до публики средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе указанных текущих событий.

Своеобразным видом свободного использования произведений является воспроизведение рельефно-точечным шрифтом или специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений. Оно допускается при соблюдении двух условий. Во-первых, воспроизведение должно осуществляться без извлечения прибыли, т. е. не в рамках предпринимательской деятельности, и, во-вторых, не затрагивать произведения, специально созданные для воспроизведения такими способами, т. е. произведения, специально созданные для слепых.

Ряд специфических правил установлен для библиотечной формы пользования произведениями. При этом важное значение имеют условия пользования библиотечными экземплярами произведений. В случае предоставления библиотекой экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование согласия автора или иного правообладателя, а также выплаты им вознаграждения не требуется.

Однако пользование некоторыми библиотечными экземплярами произведений возможно лишь при соблюдении дополнительных условий. В частности, предоставление библиотеками во временное безвозмездное пользование экземпляров произведений, выраженных в цифровой форме, может осуществляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копий данных произведений в той же, т. е. цифровой, форме. Такие же правила пользования применяются в отношении произведений, предоставленных в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, т. е. так называемого межбиблиотечного обмена.

Впервые в ГК допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на правомерно обнародованное оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание на основе данного произведения другого произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры. Разумеется, при этом не должны умаляться честь, достоинство и деловая репутация автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и (или) его исполнителя.

Широкое применение электрографической техники, прежде всего ксероксов, привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих, прежде всего литературных произведений. Современное множительное оборудование позволяет создавать такие копии, которые отличить от оригинала произведения могут только специалисты. Не зря говорят: «в эпоху ксерографии каждый — издатель» .

В п. 2 ст. 1275 ГК репродуцирование (репрографическое воспроизведение) понимается как факсимильное (т.е. буквальное, аутентичное, неизмененное) воспроизведение произведения с помощью любых технических средств. Причем это воспроизведение должно осуществляться не в целях издания произведения.

Подобно свободному использованию произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, репродуцирование произведения, кроме ранее упоминавшегося случая, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 1273 ГК, допускается без согласия автора или иного правообладателя, но с обязательным указанием имени автора используемого произведения и источника заимствования. При этом репродуцирование должно осуществляться только в единственном экземпляре и без извлечения прибыли.

Прежде всего правомерно опубликованное произведение вправе копировать библиотеки и архивы. Они могут это делать только для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления его экземпляров другим библиотекам, утратившим их по какимлибо причинам из своих фондов, например вследствие хищения или форс-мажорного обстоятельства (пожара, наводнения, военных действий и т. п.).

На тех же условиях библиотеки и архивы по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательные учреждения для аудиторных занятий могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).

Помимо определения упоминавшегося понятия репродуцирования произведения п. 2 ст. 1275 ГК очерчивает его границы, т. е. устанавливает, что не может признаваться репродуцированием. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме. Однако это ограничение не касается случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю произведений, само нахождение которых в пространстве предполагает их доступность неопределенному кругу лиц, и контролировать использование этими лицами данных произведений экономически невыгодно и (или) затруднено либо просто практически невозможно. Речь идет о фотовитринах, мимо помещенных в которых фотопроизведений ежедневно могут проходить тысячи людей, или картинах, находящихся в открытом доступе постоянной экспозиции какого-либо музея, также повседневно посещаемого неопределенным кругом экскурсантов.

Исключение составляют два случая: 1) когда изображение произведения одним из указанных способов является основным объектом воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо 2) когда изображение произведения используется в коммерческих целях. Например, кто-то из посетителей музея сфотографировал картину, сделал на основе фотографии открытки и продавал их в целях получения прибыли.

Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения свободное исполнение музыкального произведения допускается только в трех случаях: во время официальной или религиозной церемонии либо похорон. В каждом таком случае объем исполнения должен быть оправдан характером подобных официальных или ритуальных церемоний.

Произведения различных видов, прежде всего литературные, могут свободно, т. е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводиться для целей правоприменения в оправданном этим применением объеме. Под правоприменением понимается осуществление производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства по уголовному или гражданскому делу. Например, при рассмотрении иска о плагиате в открытом судебном заседании могут быть оглашены сличительные таблицы совпадений текстов оригинала и его недобросовестного заимствования.

На тех же условиях, что и в ст. 1276−1278 ГК, т. е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, организации эфирного вещания предоставлено право делать запись произведения. Однако производство этой записи обставлено по меньшей мере четырьмя условиями:

  • 1) запись касается произведения, в отношении которого указанная организация получила право на сообщение в эфир;
  • 2) запись должна делаться организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач;
  • 3) запись предназначается лишь для краткосрочного использования записываемого произведения;
  • 4) как следствие изложенного организация обязана уничтожить запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом.

В порядке исключения запись, осуществленная организацией эфирного вещания в соответствии со ст. 1279 ГК, может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах. Однако это должна быть запись, носящая исключительно документальный характер.

Главная особенность свободного воспроизведения произведений, предусматриваемых ст. 1280 ГК, заключается в том, что действия по воспроизведению программ для ЭВМ и баз данных вправе осуществлять без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения лицо, уже правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, т. е. законный пользователь этих произведений.

Указанное лицо имеет право внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения. Однако эти изменения должны осуществляться исключительно в целях функционирования данных объектов на технических средствах пользователя. Он также вправе осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением. Кроме того, пользователь может делать запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществлять исправление явных ошибок. Иное должно быть предусмотрено договором пользователя с правообладателем.

Второй блок правомочий законного пользователя программы для ЭВМ или базы данных связан с его правом изготавливать копии данных произведений. Это правомочие также сопряжено с соблюдением определенных условий. Прежде всего копия программы или базы данных должна предназначаться только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра, если такой экземпляр утерян, уничтожен или стал попросту непригоден для использования.

Важно и другое: копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем это предусмотрено в подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК. Кроме того, она подлежит уничтожению в случае, когда владение экземпляром таких программы или базы данных перестанет быть правомерным, например по истечении срока действия лицензионного договора о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, заключенного пользователем с правообладателем в соответствии с п. 3 ст. 1286 ГК.

В плане стимулирования дальнейшего развития программных средств обеспечения ЭВМ важным является предоставление лицу, правомерно владеющему экземпляром программы для ЭВМ, права без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы. Это может производиться, в частности, путем осуществления действий, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК.

Законный обладатель программы для ЭВМ вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать программу, т. е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить другим лицам осуществить эти действия. Условием проведения таких действий является их необходимость для достижения способности к взаимодействию программы для ЭВМ, независимо разработанной данным лицом, с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой.

Для осуществления указанных действий необходимо соблюдение как минимум трех важных условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, не была ранее доступна этому лицу из других источников;

  • 2) указанные действия осуществляются в отношении не всей декомпилируемой программы, а только тех ее частей, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
  • 3) важно, чтобы информация, полученная в результате декомпилирования, могла использоваться только для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами. Она не может передаваться другим лицам. Исключение составляют лишь случаи, когда передача указанной информации окажется необходимой для достижения все той же способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами.

Кроме того, информация, полученная в результате декомпилирования, не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Важное значение имеет п. 4 ст. 1280 ГК, в силу которого сформулированные в нем положения не должны наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Несмотря на полезность данной нормы, следует признать, что содержание некоторых ее категорий, таких как, например, «неоправданный ущерб» или «необоснованным образом», нуждаются в дополнительном толковании с учетом их практического применения.

Наряду с основаниями ограничения действия исключительного права закон устанавливает границы (или пределы) самого существования данного права (по территории и срокам).

Возможны три варианта существования на территории РФ действия исключительного права на произведения науки, литературы и искусства.

Первый и наиболее распространенный связан с произведениями, обнародованными на территории РФ. Этот вариант включает также необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ. В обоих случаях исключительное право признается за авторами произведений либо их правопреемниками независимо от их гражданства.

Второй вариант касается произведений, обнародованных за пределами территории РФ либо необнародованных там, но находящихся в какой-либо объективной форме за пределами российской территории. Исключительное право на произведения в данных ситуациях признается только за гражданами России или их правопреемниками.

Более редкими являются случаи, когда произведения, созданные не российскими авторами, обнародуются за пределами России либо, будучи необнародованными, находятся за ее пределами, и тем не менее исключительное право на них признается на российской территории. В подобных случаях исключительное право, во-первых, признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства и, во-вторых, оно признается только при наличии соответствующего международного договора РФ.

Статья 1256 ГК приравнивает к первому обнародованию отдельные случаи опубликования произведения в России после его опубликования за пределами Российской Федерации. Это те случаи, когда произведение публикуется в Российской Федерации до истечения 30 дней после даты его первого опубликования за пределами российской территории.

Еще одна важная норма связана с определением автора произведения или иного первоначального правообладателя, когда охрана произведения на российской территории предоставляется в соответствии с международным договором РФ. В подобном случае данные субъекты определяются исключительно по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав, т. е. написание литературного произведения, создание музыкального произведения, постановка фильма и т. п.

Ряд других правил предоставления охраны произведениям на российской территории в соответствии с международными договорами РФ касается возможного истечения сроков самой охраны данных произведений. Предоставление охраны осуществляется только в отношении произведений, во-первых, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и, во-вторых, не перешедших в общественное достояние в России вследствие истечения срока действия исключительного права на них, предусмотренного ст. 1281 ГК.

Важно и другое. При предоставлении охраны произведениям в изложенной ситуации учитывается возможная разница в сроках охраны произведений по российскому законодательству и по законодательству страны происхождения соответствующего произведения. Срок действия исключительного права на рассматриваемые произведения на российской территории не может превышать аналогичный срок, установленный в стране происхождения произведения.

На базе ст. 1230 ГК, устанавливающей общий принцип срочности действия исключительных прав, ст. 1281 ГК предусматривает общий срок действия исключительного права на произведение в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Более продолжительным может оказаться срок действия исключительного права на произведение как таковое, созданное в соавторстве, если кто-либо из соавторов переживет других соавторов. В таком случае исключительное право на произведение будет для такого соавтора продолжать действовать до конца его жизни и еще 70 лет после его смерти, также считая с 1 января года, следующего за годом смерти пережившего соавтора.

По справедливому мнению некоторых авторов, норма ГК о действии исключительного права после смерти автора в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти, является некорректной, поскольку из нее может быть сделан спорный вывод, будто с даты смерти автора и вплоть до 1 января следующего за этим года произведение может свободно использоваться третьими лицами. На самом деле смерть автора не может прерывать существование исключительного права: после смерти автора действие исключительно права продолжается в течение полных календарных 70 лет; при этом последний (70-й) год этого срока заканчивается не на дату фактической (или юридической) смерти автора, а продлевается до 31 декабря[1].

Напротив, срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, может оказаться короче, поскольку он истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего не за годом смерти автора или последнего из соавторов, а за годом правомерного обнародования произведения.

Однако данный порядок определения срока действия исключительного права может измениться. Все зависит от автора. Если он в течение указанного 70-летнего срока раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений у публики, исключительное право будет действовать в течение того же срока, который устанавливается согласно п. 1 ст. 1281 ГК, т. е. в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Значительно дольше может действовать исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора. Во-первых, оно может действовать и будучи необнародованным до 70 лет. Во-вторых, после обнародования произведения это право будет действовать еще 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Условием такого действия является непременное обнародование произведения в рамках 70 лет после смерти автора. Таким образом, если произведение будет обнародовано, скажем, наследником автора на 70-м году после его смерти, оно в совокупности продействует около 140 лет: почти 70 лет на необнародованное и еще 70 лет на обнародованное произведение.

Специфический вариант определения срока действия исключительного права установлен для произведения, автор которого был репрессирован и посмертно реабилитирован. В этом случае срок действия исключительного права автоматически считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января не года, следующего за годом смерти реабилитированного автора, а года, следующего за годом его посмертной реабилитации.

Учитывается таюке факт работы автора во время Великой Отечественной войны и участия в ней. Для таких авторов произведений срок действия исключительного права, установленный п. 1 ст. 1281 ГК, увеличивается на четыре года.

Авторское законодательство традиционно предусматривает такой институт, как " общественное достояние" . В такое достояние переходит любое произведение по истечении срока действия исключительного права на него. При этом в общественное достояние может перейти как обнародованное, так и необнародованное произведение.

Своеобразным путем прекращается входящее в состав наследства исключительное право на произведение в случае признания наследства выморочным.

В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК имущество умершего считается выморочным в любом из пяти случаев, когда: отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию; никто из наследников не имеет права наследовать; все наследники отстранены от наследования как недостойные наследники (согласно ст. 1117 ГК); никто из наследников не принял наследства; все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (в соответствии со ст. 1158 ГК).

В отличие от выморочного имущества, которое согласно п. 2 ст. 1151 ГК переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, исключительное право на произведение, входящее в выморочное имущество, попросту прекращается, и произведение переходит в общественное достояние (ст. 1282 ГК).

Правовой режим общественного достояния выражается в возможности свободного безвозмездного использования соответствующего произведения любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения. При этом продолжают охраняться как авторство, имя автора, так и неприкосновенность самого произведения (ст. 1266 ГК).

Пункт 3 ст. 1282 ГК устанавливает норму, отсутствовавшую в прежнем законодательстве об авторском праве. Она определяет судьбу необнародованного произведения, перешедшего в общественное достояние. Такое произведение может быть обнародовано любым лицом. Единственным препятствием к этому может быть только противоречие воле автора, определенно выраженной им в письменной форме в завещании, письмах, дневниках и т. п. Гражданин, правомерно обнародовавший указанное произведение, приобретает права, именуемые смежными правами публикатора на произведение науки, литературы или искусства (см. параграф 3.7).

  • [1] См.: Свиридов Н. Л. Границы и ограничения по закону исключительного интеллектуального права (права интеллектуальной собственности): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 7.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой