Практикум.
Основы экономики организации
Слак, Н. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент / Н. Слак, С. Чеймберс, Р. Джонстон. — М.: ИНФРА-М, 2015. Задание 3. На основе данных, приведенных в таблице ниже, проведите АВСанализ ассортимента торгового предприятия и сформулируйте вывод. Рассчитаем долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределим товары… Читать ещё >
Практикум. Основы экономики организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Объясните, почему выполнение производственных программ и договоров по схеме давальческого сырья способствовали офшорному вывозу капитала в сырьевых отраслях?
- 2. В чем схожесть и отличие в формировании ассортимента производственных и торговых организаций?
- 3. Можно ли использовать в ABC-анализе разбиение ассортимента больше, чем три группы?
Практические задания
Задание 1. Выполните ABC-анализ по товарным группам на конкретном примере продуктового магазина, работающего в формате «магазин шаговой доступности».
Решение. 1) Для выполнения анализа систематизируем информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого рассчитаем долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина;
Товарооборот товарных групп за I квартал года
Название товарной группы. | Товарооборот (январь — март.), тыс. руб. | Доля товарной группы, %. |
Молочная продукция. | 22,8. | |
Хлебобулочные изделия. | 17,8. | |
Кондитерские изделия. | 11,9. | |
Алкогольная продукция. | 13,9. | |
Фрукты и овощи. | 7,9. | |
Мясо и колбасы. | 15,8. | |
Соки, воды. | 9,9. | |
Итого. |
- 2) отсортируем товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте;
- 3) рассчитаем долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределим товары по группам А, В и С.
ABC-анализ ассортимента магазина
Название товарной группы. | Доля в товарообороте в порядке убывания, %. | Доля в товарообороте накопительным итогом,%. | Группа. |
Молочная продукция. | 22,8. | 22,8. | А. |
Название товарной группы. | Доля в товарообороте в порядке убывания, %. | Доля в товарообороте накопительным итогом,%. | Группа. |
Хлебобулочные изделия. | 17,8. | 40,6. | А. |
Мясо и колбасы. | 15,8. | 56,4. | А. |
Алкогольная продукция. | 13,9. | 70,3. | В. |
Кондитерские изделия. | 11,9. | 82,2. | В. |
Соки, воды. | 9,9. | 92,1. | С. |
Фрукты и овощи. | 7,9. | С. |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы — соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, — нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например, в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Задание 2. Проведите ABC-анализ ассортимента торгового предприятия, используя в качестве образца задание 1. Исходные данные представлены в таблице.
Товар | Стоимость одной упаковки, руб. | Годовой объем продаж, шт. | Годовой объем продаж (доход), тыс. руб. | Годовой объем продаж, %. |
Спагетти № 1. | 1,3. | |||
Спагетти № 2. | 4,7. | |||
Спагетти № 3. | 1,8. | |||
Спагетти № 4. | 1,7. | |||
Спагетти № 5. | 8Д. | |||
Спагетти № 6. | 36,7. | |||
Спагетти № 7. | 38,1. | |||
Спагетти № 8. | 0,5. | |||
Спагетти № 9. | 5,8. | |||
Спагетти № 10. | 1,4. | |||
Итого. |
Задание 3. На основе данных, приведенных в таблице ниже, проведите АВСанализ ассортимента торгового предприятия и сформулируйте вывод.
Товар, изделие. | Стоимость 1 изделия, руб. | Годовой объем продаж, шт. | Годовой объем продаж (доход), тыс. руб. | Годовой объем продаж, %. |
Товар, изделие. | Стоимость 1 изделия, руб. | Годовой объем продаж, шт. | Годовой объем продаж (доход), тыс. руб. | Годовой объем продаж, %. |
Итого. |
Темы рефератов и докладов.
- 1. Основные направления и факторы формирования ассортимента.
- 2. Товар рыночной новизны: определение и характеристика.
- 3. Задачи товарной политики по управлению жизненным циклом товаров.
- 4. Плюсы и минусы наращивания организацией ассортимента товара.
- 5. Товарная марка как инструмент продвижения продукции на рынок.
Тесты.
- 1. Определенный перечень товаров в разрезе групп, подгрупп, видов, разновидностей и других качественных отличительных признаков называется:
- а) широтой ассортимента;
- б) ассортиментом;
- в) товарной номенклатурой;
- г) валовой продукцией.
- 2. Задачей товарной политики является:
- а) управление жизненным циклом товаров и их конкурентоспособностью;
- б) поиск потребителей, желающих приобрести товар;
- в) производство как можно большего количества товаров.
- 3. Наращивание ассортимента означает:
- а) изменение характеристик товара в сторону улучшения их параметров;
- б) изменение характеристик товара в сторону снижения их параметров;
- в) расширение общего числа товаров;
- г) верны ответы, а и б.
- 4. Широта номенклатуры товаров отражает:
- а) количество вариантов и сортов отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
- б) общую численность ассортиментных групп;
- в) обеспечение прибыли организации.
- 5. Бесперебойное производство товаров, предусмотренных ассортиментным планом предприятия — это … ассортимента.
- а) полнота;
- б) глубина;
- в) широта;
- г) стабильность.
- 6. Числовые значения коэффициентов полноты и стабильности ассортимента находятся в пределах:
- а) от 1 до 10;
- б) от 1 до 5;
- в) от 1 до 3;
- г) от 0 до 1.
- 7. АВС-анализ — это анализ ассортимента:
- а) по прибылям и убыткам;
- б) по прибылям и доле рынка;
- в) по прибылям и доле в объеме продаж;
- г) по прибылям и темпам роста доли рынка.
Рекомендуемая литература
Учебные и научные издания
Бизнес-планирование: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2015.
Бузукова, Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Е. А. Бузукова. — СПб.: Питер, 2015.
Павлова, Н. Н. Маркетинг в практике современной фирмы / Н. Н. Павлова. — М.: Норма, 2015.
Слак, Н. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент / Н. Слак, С. Чеймберс, Р. Джонстон. — М.: ИНФРА-М, 2015.
Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк, Б. Н. Чернышева. — 2-е изд. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014.
Янковская, В. В. Планирование на предприятии: учебник / В. В. Янковская. — М.: ИНФРА-М; РИОР, 2014.