Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1974;1975 годах рухнула последняя крупная колониальная империя: Португалия после нескольких лет войны была вынуждена признать независимость Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы. В 1974 году в Лиссабоне произошла «революция алых гвоздик», покончившая с фашистским режимом в Португалии. К власти пришли социалисты и другие левые. Выше названным африканским колониям Португалии СССР предоставлял оружие… Читать ещё >

От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже 60−70-х годов Москва начала мирное наступление. Весной 1971 года на XXIV съезде КПСС была принята программа борьбы за мир и международное сотрудничество. Программа призывала:

  • ? к ликвидации военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;
  • ? к окончательному признанию послевоенных границ в Европе;
  • ? к проведению общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству;
  • ? к созданию системы коллективной безопасности и ликвидации военных группировок на этом континенте; к запрещению ядерного, химического и бактериологического оружия;
  • ? к созданию безъядерных зон;
  • ? к активизации борьбы за прекращение гонки вооружений и т. п.

Тридцатого сентября 1971 года СССР и США подписали в Вашингтоне соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между сверхдержавами, а 12 октября было объявлено о намеченном на май 1972 года визите президента Р. Никсона в Москву, где предстояло подписать важные советско-американские соглашения.

Процесс разрядки был реакцией на агрессию США во Вьетнаме и связанную с ней гонку вооружений. К началу 70-х годов на Западе поняли, что СССР достиг примерного паритета в стратегических вооружениях с США и разговаривать с ним с позиции силы теперь уже невозможно. Многие лидеры Западной Европы убедились, что следование в фарватере политики Вашингтона опасно и не соответствует национальным интересам их стран. Так, президент Франции Ш. деГолль вывел свою страну из НАТО. А во время его визита в СССР 30 июня 1966 года состоялось подписание Советско-французской декларации, где обе стороны высказывались:

  • ? за установление атмосферы разрядки между всеми странами Запада и Востока;
  • ? за плодотворное сотрудничество между всеми европейскими странами;
  • ? за урегулирование во Вьетнаме на основе Женевских соглашений 1954 года.

Между Москвой и Парижем были достигнуты соглашения о научнотехническом и экономическом сотрудничестве: заключена консульская конвенция и принято решение об установлении прямой связи с Елисейским дворцом (резиденция французских президентов).

В декабре 1966 года в Париже с ответным визитом побывал А. Н. Косыгин. Сотрудничество СССР и Франции продолжалось и после ухода в 1969 году Ш. де Голля в отставку. Преемники Ш. де ГолляЖорж Помпиду и Валери Жискар д’Эстен продолжили его политику, посещая СССР. В октябре 1970 года во время визита Ж. Помпиду в СССР была подписана советско-французская декларация, содержавшая предложение созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С 1970 года Л. И. Брежнев лично возглавлял советско-французские переговоры, посетив Париж в 1971, 1973, 1974 и 1977 годах.

Другой страной, сыгравшей значительную роль в переходе от конфронтации к разрядке в Европе, стала ФРГ, где во второй половине 60-х годов к власти пришли социал-демократы. Сначала, в 1966 году, они входили в качестве партнера в правительство «большой коалиции» вместе с христианскими демократами (блок ХДС/ХСС), а в 1969 году возглавили правительство «малой коалиции», в которую вместе с СДПГ вошла небольшая Свободно-демократическая партия (СВДП). Канцлером ФРГ стал Вилли Брандт (1913;1992).

Следует отметить, что большую роль в создании атмосферы разрядки в Европе сыграли лидеры Социалистического интернационала, основанного в 1951 году. В конце 60-х — начале 70-х годов эти политики возглавляли правительства не только в ФРГ, но и в Австрии, Швеции, Англии и др. (Бруно Крайски, Улоф Пальме, Гарольд Вильсон и другие).

Роль В. Брандта была особенно велика. В 1976;1992 годах В. Брандт был председателем Социнтерна.

Послевоенная политика ФРГ вела к обострению международных отношений в Европе и поглощению ГДР. Яркий ее пример — так называемая «доктрина Хальштайна», согласно которой Бонн автоматически разрывал дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. Поняв опасность и бесперспективность такого пути, В. Брандт разработал «новую восточную политику». Консерваторы в ФРГ считали, что это увековечит раскол Германии. Наделе именно эта политика через 20 лет привела к воссоединению страны мирным путем еше при жизни В. Брандта.

В. Брандт резко изменил внешнеполитический курс ФРГ, перешел от конфронтации к разрядке и подписал в 1970;1973 годах Договоры с СССР, Польшей, ЧССР и ГДР, в которых признавалась нерушимость границ этих стран и провозглашался курс на нормализацию отношений с ними.

В период пребывания социал-демократов у власти в ФРГ между Москвой и Бонном укрепились экономические связи. Западная Германия стала главным торговым партнером среди всех западных стран.

Европейская разрядка благотворно отразилась и на советско-американских отношениях. Уже в 1968 году Президент США Р. Никсон высказал намерение улучшить отношения с СССР. В 1970 году начались долгие и трудные переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ). Эти переговоры свидетельствовали о готовности новой администрации США отказаться от прежнего курса на достижение решающего перевеса над СССР в области ядерного оружия. Динамика гонки вооружений складывалась следующим образом. В 1961 году США имели 1 746 стратегических носителей ядерного оружия, а СССР — около 300 носителей. К 1967 году США уже имели 2 323 носителя, а СССР — около 600. К 1972 году США, сохранив прежнее число носителей, увеличили число ядерных зарядов до 5 700, оснастив ракеты наземного и морского базирования разделяемыми боеголовками. За эти годы СССР увеличил число носителей до 2 320, что позволяло ему нанести уничтожающий ответный удар и при сохранении отставания от США по числу ядерных зарядов (2 500). Таким образом, с точки зрения гарантированного взаимного уничтожения при любых условиях, ядерный паритет между СССР и США был достигнут.

В мае (22−30 мая) 1972 года Р. Никсон посетил с визитом СССР. Он пошел на этот шаг, поскольку осенью 1972 года должны были состояться очередные президентские выборы. При этом война во Вьетнаме еще не закончилась, а на избирателей необходимо было произвести соответствующее впечатление мирными инициативами. Подключение к процессу разрядки и улучшение отношений с Москвой стало тому примером.

В успехе переговоров были заинтересованы обе стороны, и поэтому они прошли весьма успешно. Двадцать шестого мая 1972 года были подписаны бессрочный Договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. В соответствии с Договором по ПРО стороны согласились ограничить число районов размещения противоракетных систем двумя с каждой стороны: по одной — вокруг столиц и по одной — вокруг одного из мест нахождения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Стороны обязались также не создавать систем ПРО морского, воздушного, космического базирования, не передавать их другим государствам и не размешать эти системы за пределами США и СССР.

Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало: отказ с 1 июля 1972 года от строительства новых пусковых установок МБР наземного базирования, ограничение пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках и вообще сокращения числа современных подлодок с баллистическими ракетами. Срок действия соглашения — 5 лет. При этом и СССР, и США выразили намерение продолжить переговоры о дальнейших, более существенных ограничениях стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).

Так, впервые за время «холодной войны» СССР и США договорились о реальном ограничении гонки стратегических ядерных вооружений и сокращении расходов на МБР, а также системы ПРО, намереваясь продолжить работу в этом направлении. -Двадцать девятого мая 1972 года был подписан еще один документ — «Основы взаимоотношений между СССР и США», в котором высказывалось убеждение, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между странами, кроме мирного сосуществования, несмотря на различия в идеологии и социальных системах.

Кроме этих документов, в Москве были подписаны соглашения о сотрудничестве в областях: охраны окружающей среды, здравоохранения, исследования космоса, науки и техники, предотвращения инцидентов в открытом море и воздухе. Была создана также совместная комиссия по вопросам торговли.

Визит Р. Никсона в Москву явился не только международной сенсацией, но и свидетельством того, что разрядка международной напряженности стала свершившимся фактом. Между Л. И. Брежневым и Р. Никсоном установились хорошие личные отношения. Л. И. Брежнев был приглашен посетить США с официальным визитом, который состоялся с 18 по 25 июня 1975 года. К этому времени Р. Никсон победил на очередных выборах и закончил войну в Индокитае.

Во время визита Л. И. Брежнева в США был обсужден широкий круг проблем и подписаны «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений», «Соглашение о предотвращении ядерной войны» и некоторые другие документы, развивавшие дальше советско-американские соглашения 1972 года.

В октябре 1973 года советско-американские отношения выдержали испытание еще одной арабо-израильской войной и некоторыми другими событиями. Необходимо также упомянуть о третьей в течение двух лет советско-американской встрече на высшем уровне. Встреча состоялась в Москве 27 июня — 3 июля 1974 года. Р. Никсон прибыл в Москву с официальным визитом незадолго до своей вынужденной отставки, желая ее предотвратить с помощью внешнеполитических достижений. Советские лидеры стремились использовать благоприятную ситуацию и одновременно помочь Р. Никсону. Поэтому в коммюнике об итогах переговоров подчеркивались достижения лидеров СССР и США в улучшении советскоамериканских отношений и создании климата разрядки.

Во время визита были заключены важные соглашения. Третьего июля 1974 года был подписан «Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия». Мощность подземных взрывов с 31 марта 1976 года не должна была превышать 150 килотонн. Рекомендовалось производить их как можно реже и вообще вести дело к постепенному полному запрету испытаний. Срок действия документа — пять лет, но с автоматическим продлением этого срока, если не будет заключено другое соглашение или одна из сторон не пожелает выйти из данного договора.

Третьего июля 1974 года был подписан протокол к договору по ПРО от 26 мая 1972 года. Теперь СССР и США согласились иметь лишь по одному району размещения систем ПРО вместо двух. Был также подписан ряд документов о сотрудничестве в области экономики, науки и техники. Вернувшись в США, Р. Никсон 9 августа 1974 года вынужден был уйти в отставку, не дожидаясь импичмента и суда («Уотергейт»). Президентом стал вице-президент Джералд Форд, который амнистировал Р. Никсона.

Вступив в должность, Д. Форд сообщил Л. И. Брежневу, что прежняя внешнеполитическая линия США будет продолжена. В ответ Л. И. Брежнев предложил встретиться до конца 1974 года. Такая встреча состоялась в районе Владивостока 23−24 ноября 1974 года. После трудной дискуссии удалось добиться важных договоренностей, которые, казалось, открывали путь к скорейшему подписанию договора ОСВ-2.

Главная трудность, которую должны были преодолеть военные эксперты и политики, — это, во-первых, невозможность вести переговоры с американцами относительно стратегических ядерных ракет англичан и французов, которые Москва хотела бы учитывать как представляющие угрозу для СССР. Эти силы выносились как бы за скобки договоренностей.

Во-вторых, ввиду разного геополитического положения СССР и США ракеты среднего радиуса действия, благодаря их размещению на территории союзников США в Европе, были в отношении Советского Союза стратегическими, так как могли поражать цели на территории СССР. Кроме того, сложность представляли ядерные ракеты, размещенные на подлодках и бомбардировщиках. Благодаря усилиям, главным образом, Г. Киссинджера, ставшего уже госсекретарем, и А. А. Громыко удалось достичь компромисса:

  • 1) в новом соглашении ограничению подлежали не только МБР наземного базирования и баллистические ракеты атомных подлодок, но и тяжелые бомбардировщики;
  • 2) каждая из сторон могла иметь в сумме не более 2 400 единиц носителей стратегического оружия;
  • 3) каждая из сторон обязывалась иметь не более 1 320 баллистических ракет наземного и морского базирования с разделяющимися боеголовками.

Таким образом, вне будущего договора оставались англо-французские ракеты и американские средства передового базирования. Это была уступка со стороны СССР. Со своей стороны, США отказались от требований на ограничение советских тяжелых МБР и на их оснащение разделяющимися головными частями (РГЧ). Участники переговоров во Владивостоке полагали, что в ближайшее время будет подписан договор ОСВ-2.

Апогеем разрядки явился третий, завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне в Хельсинки 30 июля- 1 августа 1975 года. Ему предшествовали два общеевропейских (с участием США и Канады) совещания министров иностранных дел — в Хельсинки (июль 1973 г.) и в Женеве (с сентября 1973 по июнь 1975 г. с перерывами).

Лидеры 33-х европейских и 2-х североамериканских стран подписали 1 августа 1975 года Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ подписали президенты, премьеры, генсеки: У. К. Кекконен (Финляндия), Д. Форд, Л. И. Брежнев, Г. Шмидт (ФРГ), Э. Хонеккер (ГДР), В. Ж. д’Эстен, А. Моро (Италия), Г. Вильсон (Англия) и другие.

Соблюдение пунктов соглашения позволило бы навсегда покончить с «холодной войной». Заключительный акт предусматривал периодические встречи стран — участниц СБСЕ с целью контроля за исполнением принятых решений. В документе были сформулированы 10 принципов взаимоотношений 35 стран:

  • ? суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой;
  • ? нерушимость границ;
  • ? территориальная целостность государства;
  • ? мирное урегулирование споров;
  • ? невмешательство во внутренние дела;
  • ? уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  • ? равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  • ? сотрудничество между государствами;
  • ? добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Для СССР был важен пункт, где признавалась нерушимость послевоенных границ в Европе.

Однако постепенно на Западе стала нарастать критика политики разрядки, которую называли «улицей с односторонним движением», то есть политикой односторонних уступок в пользу СССР. Наибольшее недовольство вызывала поддержка, которую оказывал Советский Союз антиимпериалистической политике стран «третьего мира» и национальноосвободительному движению. В 1973 году в ходе 4-й арабо-израильской войны СССР вновь помогал Египту и Сирии. Используя советский фактор, впервые были применены экономические санкции против западных стран, поддерживавших Израиль, а также национализированы активы ряда западных нефтяных компаний. На фоне санкций цены на нефть в 1973;1974 годах выросли в 3−4 раза, что привело к развитию экономического кризиса в США и Европе в 1974;1975 годах.

В 1974;1975 годах рухнула последняя крупная колониальная империя: Португалия после нескольких лет войны была вынуждена признать независимость Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы. В 1974 году в Лиссабоне произошла «революция алых гвоздик», покончившая с фашистским режимом в Португалии. К власти пришли социалисты и другие левые. Выше названным африканским колониям Португалии СССР предоставлял оружие и иную помощь. Развитие национально-освободительного движения серьезно задевало экономические и политические позиции Запада. Страны «третьего мира» стали требовать установления «нового экономического порядка», который предусматривал бы более эквивалентный экономический обмен с развитыми капиталистическими странами.

В 1974 году в Греции пал антинародный режим «черных полковников» и к власти пришли левые силы. В 1975 году в Испании скончался Ф. Франко и тут же рухнул в стране фашистский режим. Испания стала конституционной монархией. Главную роль в стране играла социалистическая партия. Социалисты Испании и Португалии получали помощь от Социнтерна и СДПГ, находившейся у власти в ФРГ.

Многие страны Африки, получившие независимость, объявляли о «социалистической ориентации» своей политики и получали в этой связи всестороннюю поддержку со стороны СССР. Особенно тяжелым испытанием для разрядки стали события в Анголе, где возникла борьба между тремя группировками:

МПЛА — Народное движение за освобождение Анголы (лидер Нето);

ФНЛА — Национальный фронт освобождения Анголы (лидер Роберто);

УНИТА — Национальный союз за полную независимость Анголы (возглавлял Савимби).

Если МПЛА поддерживали СССР и Куба, то ФНЛА — США и КНР и, наконец, УНИТА — ЮАР.

В августе 1975 года войска ЮАР вторглись в Анголу с юга, а отряды Савимби начали наступление на столицу Луанду, бывшую оплотом сил МПЛА. По этому поводу США не выразили протеста. Более того, в войсках ЮАР находились офицеры связи ЦРУ. Спустя три недели, не проинформировав Москву, Ф. Кастро перебросил в Анголу десант для помощи МПЛА. В результате таких действий Ф. Кастро был вынужден послать туда свою военную помощь и СССР. От США последовало заявление, что СССР нарушил «правила разрядки».

В это же время в США набирала обороты предвыборная президентская гонка. Д. Форд был вынужден учитывать настроения среди влиятельных кругов США, противящихся разрядке. Подписание ОСВ-2 было отложено. Выборы 1976 года Д. Форд проиграл, и победу одержал губернатор штата Джорджия Джеймс Картер. Вступив в должность, Д. Картер внес предложения по ОСВ-2, которые перечеркнули договоренности во Владивостоке. Д. Картер предлагал еще больше сократить вооружения При этом СССР был шокирован отказом Д. Картера от договоренностей во Владивостоке и не смог найти с ним общего языка. Только в 1979 году в Вене Д. Картер и Л. И. Брежнев подписали Договор ОСВ-2 на условиях, близких к договоренностям во Владивостоке. Но ратификация его не состоялась, так как именно в этом году произошли революции в Иране и Афганистане, обострился конфликт между НАТО и ОВД в связи с размещением советских ракет «СС-20» в Центральной Европе и решением НАТО о стационировании американских ракет «Першинг-2» и «крылатых ракет» в Западной Европе.

Таким образом, начался новый тур гонки вооружений в рамках ОСВ-1. С1975 года произошло увеличение военных расходов СССР и США. К 1980 году число ядерных боеголовок на стратегических носителях у США выросло до 10 тыс., а у СССРдо 7 тыс. Подписанный в 1979 году договор ОСВ-2, хотя и вносил качественные ограничения, тем не менее оставлял возможность для дальнейшей гонки вооружений. Размещение в Европе советских ракет «СС-20» позволило США получить разрешение на развертывание в 1983 году в Западной Европе новых американских ракет средней дальности. В результате СССР оказался в проигрыше и с политической, и с военной точки зрения.

Конец разрядки и возврат к «холодной войне» сопровождался приходом к власти в конце 70-х — начале 80-х годов консерваторов, сменивших либералов и социал-демократов. Консерваторы ввели режим строгой экономии, сохранялась безработица (10−12%), сокращались расходы на социальные нужды. В 1979 году главой английского правительства стала М. Тэтчер, в январе 1981 года президентом США — Р. Рейган, в 1982 году канцлером ФРГ — Г. Коль и только во Франции в 1981 году к власти пришел социалист Ф. Миттеран, но и его правительство стало вскоре осуществлять политику жесткой экономии.

После ввода в 1979 году советских войск в Афганистан мировая общественность осудила СССР за этот шаг. Р. Рейган ввел экономические санкции против СССР, отказался от ратификации ОСВ-2, добился принятия программы милитаризации космоса (СОИ), что означало новый виток гонки вооружений. В этих осложнившихся международных отношениях СССР действовал негибко и консервативно, что укрепило на Западе тезис о «советской военной угрозе». К середине 80-х годов сложилась ситуация, которая требовала от СССР нового внешнеполитического мышления и новых инициатив, способных переломить неблагоприятные внешнеполитические тенденции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой