Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные статусы и роли. 
Статусно-ролевое поведение. 
Условия успешного усвоения социальных ролей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интернализация. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, интернализуется. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание их, моральная готовность личности принять данную роль. Поэтому есть психологическая мудрость в английской… Читать ещё >

Социальные статусы и роли. Статусно-ролевое поведение. Условия успешного усвоения социальных ролей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе социализации личность как бы «примеривает» на себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т. е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

В отечественных теориях роль понимается как социальная функция, неразрывное единство определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанного в данном обществе. Определение социальной роли как внешнего поведения, динамического аспекта статуса ввел Дж. Морено. Согласно его теории, статус — место, которое занимает индивид в группе, общественной системе. Статусно-ролевое поведение демонстрирует внешнее проявление той или иной роли, имеет личностную окраску, что позволяет дифференцировать степень и вариативность проигрывания ролей и усвоение статусов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Все их можно разделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу (гендерные роли). Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек — готовить пищу и шить. В обществе существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущие мужчинам и женщинам. Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой. Однако, если бы подобную активность проявила девушка, это было бы расценено скорее всего как отклонение от ожидаемых в обществе правил поведения. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более заметно.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды. Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микросреды и макросреды, в которых находится личность. Для одних индивидов эти возможности широки, для других — весьма ограничены (пример: выпускники сельских и городских престижных школ).

Также можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфических взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парикмахер, постригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Например, роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки и т. д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения в норме строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимоотношения осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

Существуют следующие условия успешного выполнения социальных ролей.

  • 1. Информация. Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей (родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников) определенные знания о содержании различных ролей — официальных и неофициальных. Информацию о ролевом повелении человек также берет, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой информации.
  • 2. Интернализация. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, интернализуется. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание их, моральная готовность личности принять данную роль. Поэтому есть психологическая мудрость в английской поговорке: «Самое трудное — понять, в чем состоит твой долг, тогда выполнить его значительно легче» .

Иногда личность при выполнении той или иной роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов таких конфликтов, называемых ролевыми. Например, руководитель того или иного ранга порой сознает, что его организационная роль в сложившейся ситуации требует решительных действий по укреплению дисциплины среди подчиненных — прежде всего вынесения различных взысканий, но при этом ему может быть свойственна неприязнь к подобным действиям. Здесь субъективное Я вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. Это личностно-ролевой конфликт. Или пример межролевого конфликта (интерролевого), когда женщина — научный сотрудник пишет диссертацию, еще хочет быть заботливой матерью и женой.

  • 3. Идентификация. Соответствие ролевых предписаний «Я-концепции» личности. В зависимости от «вживания», принятия роли происходит качество ее «исполнения». Так, например, говорят, что тот или иной человек просто рожден быть руководителем. Об этом свидетельствует набор сто психологических характеристик и представление о себе.
  • 4. Мотивация. Необходимость соответствующих мотивов выполнения той или иной роли. Именно мотивация является той внутренней побудительной силой, которая направляет людей к выполнению определенных социальных ролей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой