Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и динамика бюджетных расходов государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сферу социальной ответственности региональных органов государственного управления входит финансирование выполнения функций и задач, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ, например начального и среднего профессионального образования, молодежной политики, культурных мероприятий, медицинских услуг регионального значения, социальной помощи малоимущим слоям населения, а также ряда социальных… Читать ещё >

Структура и динамика бюджетных расходов государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительными особенностями бюджетной системы Российской Федерации являются множественность и разнообразие ее структурных элементов. Кроме федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, она включает 83 бюджета субъектов РФ (бюджеты двух городов федерального значения — Москвы и СанктПетербурга, 21 республиканский бюджет, 46 областных и 9 краевых бюджетов, 4 бюджета автономных округов, а также бюджет Еврейской автономной области); 1817 бюджетов муниципальных районов, 1664 бюджета городских и 18 607 сельских поселений, а также бюджеты внутригородских и муниципальных образований городов федерального значения Москвы (146) и Санкт-Петербурга (111).

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы РФ социальные расходы занимают ведущее место. В целом доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально значимых услуг (социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), составляет более 58% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы РФ1.

Если посмотреть на структуру расходов государства в отраслевом разрезе, можно увидеть, что основная доля государственных расходов в большинстве развитых стран мира приходится на сферу здравоохранения и образование. Так, в странах Евросоюза доля расходов па здравоохранение в общих социальных расходах государства составляет в среднем 15% (2014), в США — 23%; доля расходов на образование — от 9 до 13%.

В РФ на долю здравоохранения в структуре расходов бюджетов бюджетной системы в 2014 г. приходилось соответственно 3,6% расходов государства; на долю образования — 4,3%. Большая доля расходов затрачивается на социальную политику — 12,7% (расходы на пенсионное и социальное обеспечение, социальное обслуживание населения, охрану семьи и детства).

Данные о планируемой динамике социальных расходов государства в РФ, финансируемых из бюджетов, (на период с 2014 до 2017 г.) приведены в табл. 5.1.

Социальные расходы бюджетов бюджетной системы РФ по разделам классификации расходов бюджетов в 2014—2017 гг., % к ВВП.

Таблица 5.1

Направления расходов.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Расходы бюджета* в том числе:

37,8.

38,9.

38,0.

36,7.

ЖКХ.

1,4.

1,3.

1,2.

1,1.

охрана окружающей среды.

0,1.

0,1.

0,1.

0,1.

образование.

4,3.

4,3.

4,3.

4,2.

культура, кинематография.

0,6.

0,6.

0,7.

0,7.

1 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2013 год. С. 54. URL: http://niinfin.ru/common/iiploacl/library/2014/09/main/kniga_budjet_%202 013. pdf (дата обращения 12.10.2015).

Направления расходов.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

здравоохранение.

3,6.

3,6.

3,7.

3,8.

социальная политика.

12,7.

13,6.

13,1.

12,4.

физическая культура и спорт.

0,3.

0,4.

0,3.

0,3.

средства массовой информации.

0,2.

0,1.

0,1.

0,1.

* В расходах бюджета суммируются все расходы бюджетов бюджетной системы по разделам классификации (а не только показанные).

Источник: Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. С. 55. URL: http://img.rg.ru/pril/article/99/18/44/ONBP_2015; 2017. pdf (дата обращения 10.10.2015).

За счет средств консолидированного бюджета РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории, осуществляется финансирование социальных услуг в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета по следующим разделам:

  • — жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства, другие вопросы в области ЖКХ;
  • — охрана окружающей среды, в том числе экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды, другие вопросы в области охраны окружающей среды;
  • — образование, в том числе образование (дошкольное, начальное, общее, среднее, высшее и послевузовское профессиональное), молодежная политика и оздоровление детей, прикладные научные исследования в области образования и др.;
  • — культура, кинематография, в том числе культура, кинематография, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и др.;
  • — здравоохранение, в том числе медицинская помощь (скорая, стационарная, амбулаторная, в дневных стационарах всех типов), санаторно-оздоровительная помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, прикладные научные исследования в области здравоохранения и др.;
  • — социальная политика, в том числе: финансирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социального обеспечения
  • 1

населения, охраны семьи и детства, прикладных научных исследовании в области социальной политики и др.;

  • — физическая культура и спорт, в том числе физическая культура, массовый спорт, спорт высших достижений, прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта и др.;
  • — средства массовой информации, в том числе телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, прикладные научные исследования в области средств массовой информации и др.

Центральным звеном бюджетной системы РФ выступает государственный (федеральный) бюджет, который представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд государства, его финансовый план (план государственных доходов и расходов), рассчитываемый на 1—3 года п имеющий силу закона.

Государственный бюджет рассматривается государством как важнейший инструмент финансового регулирования, в том числе и социальной сферы. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом, и прежде всего Бюджетным кодексом РФ (БК РФ), распределение источников доходов между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы региональных и местных бюджетов, а также распределение ответственности субъектов государственной власти в социальной сфере. Последнее предполагает разграничение функций, полномочий, социальных обязательств и соответствующих социальных расходов между бюджетами различных уровней.

Важно запомнить К основным финансовым обязательствам государства, покрываемым из средств федерального бюджета, относятся:

  • — финансирование отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры);
  • — финансирование мер социальной политики государства, национальных программ в социальной сфере (например, программ в сферах здравоохранения, занятости и миграционной политики, программ стимулирования рождаемости и поддержки материнства и т. д.);
  • — финансирование объектов социатьной инфраструктуры федерального значения;
  • — финансовое обеспечение функционирования институциональной структуры социальной сферы (в частности, органов управления); выплата социальных трансфертов (пенсий, стипендий, пособий).

ными направлениями бюджетной политики в РФ на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., Бюджетной стратегией России до 2030 г. Данные, отражающие структуру и динамику социальных расходов государства в 2012 и 2013 гг., приведены в табл. 5.2. Как следует из этих данных, несмотря на снижение доходов и общих расходов государства, в 2013 г. существенного изменения социальных расходов (в % к ВВП) по сравнению с 2012 г. не произошло.

Таблица 5.2

Социальные расходы федерального бюджета в 2012—2013 гг.

Расходы бюджета.

Исполнено, млрд руб.

2012 г.,.

%.

к ВВП.

2013 г.,.

%.

к ВВП.

Отклонение показателя 2013 г. от показателя 2012 г. (в п.п.).

Расходы бюджета всего в том числе:

13 342,9.

20,6.

20,0.

— 0,6.

образование.

672,3.

1,0.

1,0.

0,0.

кул ьтура, ки нематография.

94,8.

0,1.

0,1.

0,0.

здравоохранение.

502,0.

1,0.

0,8.

— 0,2.

социальная политика.

3833,1.

6,2.

5,7.

— 0,4.

физическая культура и спорт.

68,0.

0,1.

0,1.

0,0.

средства массовой информации.

77,3.

0,1.

0,1.

0,0.

Источник'. Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в 2013 г.: аналитическая записка. С. 54. URL: http://www. ranepa.ru/news/item/4247-zapiska-budget.html (дата обращения 10.10.2015).

В сферу социальной ответственности региональных органов государственного управления входит финансирование выполнения функций и задач, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ, например начального и среднего профессионального образования, молодежной политики, культурных мероприятий, медицинских услуг регионального значения, социальной помощи малоимущим слоям населения, а также ряда социальных льгот.

Местные органы власти (муниципалитеты), формирующие местные бюджеты, несут ответственность и соответствующие расходы по предоставлению услуг первичной и скорой медицинской помощи, финансированию дошкольного и среднего образования, жилищно-коммунального хозяйства, проведению массово-оздоровительных мероприятий и др.

Бюджеты регионов выступают одним из основных источников финансирования социальной политики государства. Общими тенденциями динамики консолидированных бюджетов субъектов РФ за последние три года являются их устойчивая социальная ориентация, рост социальных расходов. Одной из важнейших задач федеральных органов власти в социальной сфере является выравнивание финансовых возможностей регионов по реализации закрепленных за ними полномочий и обязательств. Эта задача особенно актуальна для России.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой