Изучение государственных институтов в сравнительной политологии
В аспекте сравнительного элитообразования и политического лидерства и т. д. Внешние условия (социальные, экономические, культурные) их деятельности; Распределение государств по институциональным дизайнам правления. Рис. 13.1. Институциональные дизайны государственного правления. Объединенные Арабские Эмираты, Свазиленд, Тонга и др. Центрально-Африканская Республика, Мьянма, Судан… Читать ещё >
Изучение государственных институтов в сравнительной политологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При всей значимости государственных институтов в политике сравнительная политология уделяет им меньшее внимание, чем другим политическим институтам. Дело в том, что многие вопросы организации и деятельности парламентов, правительств, президентов, судов изучаются в сравнительном ключе в таких разделах науки, как сравнительное конституционное право и сравнительное публичное управление. Особенность же сравнительной политологии здесь состоит в том, что государственные институты изучаются преимущественно во взаимосвязи с такими факторами, как:
- 1) внешние условия (социальные, экономические, культурные) их деятельности;
- 2) другие политические институты, процессы и механизмы (партии, избирательные системы, политические системы и режимы;
- 3) в аспекте сравнительного элитообразования и политического лидерства и т. д.
В последние десятилетия, однако, наметилась тенденция большего взаимодействия сравнительных исследований в праве, в политической науке и публичном управлении. Государственные институты перестают рассматриваться преимущественно в качестве зависимой переменной в исследованиях, отсюда интерес к их структурным характеристикам, внутренней архитектонике, особенностям функционирования и влияния.
Институциональные дизайны государственного правления
В политологии принято рассматривать современное государство с точки зрения выбора той институциональной структуры, которая обеспечивает взаимодействие в ней политических акторов. В противоположность конституционному праву, где используется понятие «форма государственного правления», в политологии используется другое понятие — институциональный дизайн государственного правления (или режима). Смысл замены понятия двойной: во-первых, новым понятием подчеркивается конструктивистский характер государственного правления, т. е. его сознательный выбор; во-вторых, новое понятие придает государственному правлению динамические характеристики, т. е. фиксирует наше внимание не на форме, а на режиме. Под институциональным дизайном государственного правления понимается организация высшей государственной власти и система ее отношений с населением. Организация высшей государственной власти включает в себя состав высших органов государства, положение главы государства и систему их взаимоотношений между собой. К высшим органам государственной власти относятся глава государства (монарх или президент; однако в некоторых государствах нет официального главы государства, например КНР), законодательный/представительный орган государственной власти (парламент), правительство и высшие суды. Отношения между ними является важнейшим критерием разделения их на различные формы. Немаловажное значение имеет и система отношений этих органов с населением, гражданами государства, которые могут принимать непосредственное участие в их формировании.
Распределение государств по институциональным дизайнам государственного правления дано на рис. 13.1. Обычно в качестве критерия выделения различных институциональных дизайнов государственного правления на первичные разновидности используется положение главы государства. Если власть главы государства передается по наследству и не производна ни от какого бы то ни было государственного органа или населения, то такое государство называется монархией. Если же глава государства сменяем и его власть производна либо от представительного органа, либо от населения, то такое государство по своему дизайну относится к республике.
Рис. 13.1. Институциональные дизайны государственного правления.
Большая часть современных государств по институциональным дизайнам государственного правления относятся к республикам, среди которых доминирующее место занимают по формальным признакам демократические республики (табл. 13.1). Авторитарных республик насчитывается 28. Монархический дизайн правления составляет 24% от всех форм государственного правления. Часть государств, хотя и являются республиками, но относятся к их специфическому виду, где отсутствует реальное разделение властей и формирование органов государственной власти осуществляется фактически главенствующей коммунистической партией. Такие государства называются здесь коммунистическими. Их всего осталось пять. Некоторые государства по ряду причин не являются самостоятельными или не определились с институциональным дизайном государственного правления. Это — государства с переходными формами институциональных дизайнов. Так, Ирак и Афганистан находятся в состоянии оккупации иностранными войсками, и хотя здесь формально присутствуют республиканские дизайны, однако окончательно они не утвердились.
Таблица 13.1
Распределение государств по институциональным дизайнам правления
Институциональный дизайн правления и режима. | Число. | Примеры. |
Демократическая республика. | Франция, Россия, Германия, США и др. | |
Конституционная монархия. | Бельгия, Великобритания, Япония и др. | |
Абсолютная монархия. | Объединенные Арабские Эмираты, Свазиленд, Тонга и др. | |
Авторитарная республика. | Алжир, Египет, Тунис и др. | |
Правление военных. | Центрально-Африканская Республика, Мьянма, Судан. | |
Коммунистические государства. | КНР, КНДР, Куба, Вьетнам, Лаос. | |
Переходные дизайны правления. | Ирак, Афганистан, Бурунди и др. | |
Всего. | —. |