Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общеэкономическое равновесие. 
Модель рынка благ ad as

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При повышении уровня цен для покупки подорожавших товаров денег потребуется больше прежнего, что повысит спрос на заемные деньги. При постоянном объеме денежной массы спрос на деньги превысит их предложение. Повышение спроса на заемные деньги при повышении общего уровня цен повышает процентную ставку (плату за пользование заемными деньгами). Из-за этого часть общих расходов, осуществляемая… Читать ещё >

Общеэкономическое равновесие. Модель рынка благ ad as (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зависимость совокупного спроса от общего уровня цен

Кривая совокупного спроса.

Рис. 62. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос (AD — от англ, aggregate demand) — это количество товаров и услуг, которое готовы приобретать все субъекты экономики (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница) при определенном уровне цен. Зависимость объема совокупного спроса от общего уровня цен обратная. Поэтому кривая совокупного спроса похожа на кривую спроса на однотоварных рынках, она имеет отрицательный наклон (рис. 62).

Однако спрос на однотоварных рынках отличается от совокупного спроса тем, что он может иметь разные степени цедр новой эластичности, а совокупный спрос имеет только одну степень эластичности — он неэластичен. Ценовая неэластичность агрегированного спроса объясняется следующими обстоятельствами.

Реакция агрегированного спроса на изменение общего уровня цен не связана с действием «эффекта замещения», как это имеет место на однотоварном рынке. Агрегированный спрос — это спрос на все товары и услуги одновременно. Изменение общего уровня цен означает одновременное изменение цен всех товаров. Поэтому, например, в случае повышения уровня цен сокращение афегированного спроса за счет его переключения на относительно подешевевшие субституты невозможно: у всех товаров их нет.

На агрегированный спрос при изменении уровня цен значительно меньше, чем на однотоварный влияет «эффект дохода». Реакция агрегированного спроса на изменение общего уровня цен ослабляется тем, что это изменение сопровождается адекватным изменением денежных доходов покупателей. Цены и доходы тесно взаимосвязаны и постоянно превращаются друг в друга. Совокупная цена уплачивается из доходов покупателей. После уплаты она сначала образует доходы продавцов товаров, а потом — доходы их производителей, то есть в основном тех же покупателей. Более высокие цены, уплачиваемые покупателями, увеличивают доходы фирм-поставщиков товаров. Поэтому они могут повышать оплату труда своих работников, которые и составляют основную массу покупателей. Изменение общего уровня цен может сопровождаться изменением доходов покупателей в том же направлении. А если доход меняется адекватно ценам, то на него вовсе не обязательно подорожавшие товары покупать в меньшем количестве, а подешевевшие — в большем.

Обратная зависимость агрегированного спроса от изменения общего уровня цен объясняется действием следующих эффектов, отличных от эффектов, действующих на однотоварных рынках.

При повышении уровня цен для покупки подорожавших товаров денег потребуется больше прежнего, что повысит спрос на заемные деньги. При постоянном объеме денежной массы спрос на деньги превысит их предложение. Повышение спроса на заемные деньги при повышении общего уровня цен повышает процентную ставку (плату за пользование заемными деньгами). Из-за этого часть общих расходов, осуществляемая за счет кредита, сократится. Соответственно уменьшится и агрегированный спрос. Эта причина, обусловливающая обратную зависимость совокупного спроса от общего уровня цен, называется «эффектом процентной ставки» (эффект Кейнса). Действие этого эффекта можно представить схематично:

Общеэкономическое равновесие. Модель рынка благ ad as.

Повышение общего уровня цен понижает ценность активов с фиксированными доходами (срочных вкладов, облигаций) и сбережений, и понижает их покупательную способность. Предвидя получение в будущем частично обесцененных доходов, люди сокращают свои текущие расходы, отказываются от ряда запланированных покупок. Приходится также отказываться от покупок, запланированных за счет сбережений, так как их суммы оказываются недостаточными для приобретения подорожавших товаров, а сами сбережения приходится увеличивать для осуществления таких покупок в будущем. Это явление называется «эффектом реального богатства» (эффект Пигу — англ, экономист, неоклассик). Этот эффект можно представить в виде логической цепочки: Общеэкономическое равновесие. Модель рынка благ ad as.

Если цены на отечественные товары вырастут, а за рубежом останутся на прежнем уровне, часть своих расходов покупатели переключат с отечественных товаров на зарубежные. Сократится спрос на товары данной страны и со стороны зарубежных покупателей. Агрегированный спрос на отечественные товары соответственно упадет. Это результат действия «эффекта импортных закупок» при изменении общего уровня цен (эффект Манделла-Флеминга. Роберд Манделл — канадский профессор экономики, Джон Флеминг — английский экономист).

Этот эффект можно представить в виде логической цепочки:

Общеэкономическое равновесие. Модель рынка благ ad as.

При снижении общего уровня цен все эти причины будут действовать на агрегированный спрос в сторону его повышения.

При постоянстве общего уровня цен сам агрегированный спрос меняется с изменением в планах покупательских расходов. А эти планы корректируются под влиянием изменений следующих неценовых факторов.

Изменение благополучия населения. Оно может произойти вследствие изменения ценности материальных и финансовых активов в его собственности: земли, строений, облигаций, акций. Повышение курса акций или цен на землю улучшит благополучие владельцев и побудит их уменьшить сбережения из текущих доходов и увеличить расходы.

Ожидания покупателей будущих изменений доходов и цен. Если ожидается их рост, текущие доходы меньше сберегаются и больше расходуются. В противоположном случае — наоборот.

Везичина и сроки погашения долгов. Когда они наступают, расходы на покупки из текущих доходов сокращаются.

Изменение налоговых ставок. Повышение налоговых ставок сокращает величину располагаемого дохода, а значит, и величину расходов.

Ожидаемая норма отдачи инвестиционных проектов. Оптимистические прогнозы увеличивают инвестиционные расходы, пессимистические — их уменьшают.

Наличие или отсутствие возможностей реализации новых технологий. Их наличие стимулирует к сооружению новых мощностей с использованием достижений НТП. Инвестиционные расходы увеличиваются.

Наличие и величина неиспользуемых производственных мощностей. Их рост вынуждает фирмы корректировать планы инвестиционных расходов в сторону уменьшения.

Если планируемые инвестиционные или потребительские расходы увеличиваются, кривая агрегированного спроса смещается вправо, а если уменьшаются — влево.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой