Познавательные процессы и когнитивное развитие
Ощущение Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Ощущения возникают благодаря работе анализаторов при условии, что характеристики воздействующего раздражителя соответствуют диапазону чувствительности органов чувств и анализатора. Ощущения объективны, так… Читать ещё >
Познавательные процессы и когнитивное развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура процесса приема информации
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Ощущения. | Восприятия. | Память. | Воображение. | Мышление. |
отражение отдельных свойств пред метов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. | целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов. | отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. | отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. | высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. |
Структура приема информации включает в себя следующие этапы (рис. 5.1):
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируют отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.
Рис. 5.1. Этапы приема информации.
5.2. Ощущение Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
- 1) рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
- 2) проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
- 3) мозгового центра в коре полушарий головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:
- 1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
- 2) по месту расположения рецепторов;
- 3) по времени возникновения в ходе эволюции;
- 4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
- 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
- 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);
- 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении.
Рис. 5.2. Классификация ощущений
Общая масса экстерорецептивных ощущений в схеме И. Шеррингтона разделена на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, т. е. осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.
Рис. 5.3. Характеристика видов ощущений
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые.
Ощущения возникают благодаря работе анализаторов при условии, что характеристики воздействующего раздражителя соответствуют диапазону чувствительности органов чувств и анализатора.