Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Познавательные процессы и когнитивное развитие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ощущение Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Ощущения возникают благодаря работе анализаторов при условии, что характеристики воздействующего раздражителя соответствуют диапазону чувствительности органов чувств и анализатора. Ощущения объективны, так… Читать ещё >

Познавательные процессы и когнитивное развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура процесса приема информации

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Ощущения.

Восприятия.

Память.

Воображение.

Мышление.

отражение отдельных свойств пред метов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов.

отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.

высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Структура приема информации включает в себя следующие этапы (рис. 5.1):

Познавательные процессы и когнитивное развитие.

Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируют отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.

Этапы приема информации.

Рис. 5.1. Этапы приема информации.

5.2. Ощущение Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  • 1) рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
  • 2) проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
  • 3) мозгового центра в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

  • 1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
  • 2) по месту расположения рецепторов;
  • 3) по времени возникновения в ходе эволюции;
  • 4) по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

  • 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
  • 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);
  • 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении.
Классификация ощущений.

Рис. 5.2. Классификация ощущений

Общая масса экстерорецептивных ощущений в схеме И. Шеррингтона разделена на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, т. е. осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Характеристика видов ощущений.

Рис. 5.3. Характеристика видов ощущений

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые.

Ощущения возникают благодаря работе анализаторов при условии, что характеристики воздействующего раздражителя соответствуют диапазону чувствительности органов чувств и анализатора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой