Применение метода «Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы» на уроках
К чему может привести неумение внимательно слушать? (Пропустил, что-то важное для себя, огорчил других). Оказывается умение слушать, можно тренировать при помощи игр и упражнений, чем мы сегодня и займёмся. VII. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему важно уметь слушать или слышать своего собеседника». VII. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему важно уметь слушать или слышать… Читать ещё >
Применение метода «Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы» на уроках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема: «Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы».
Цель урока:
- 1) помочь младшим школьникам осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми;
- 2) помочь младшим школьникам в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.
Оборудование: картинки, где герои на рисунках слушают своих собеседников.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели и задач урока.
III. Рассказ ранее подготовленного ученика о том, как важно уметь слушать и слышать.
IV. Работа над вопросом «Для чего же нам нужно внимательно слушать?».
V. Итог урока.
VI. Оценки.
VII. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему важно уметь слушать или слышать своего собеседника».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели и задач урока.
III. Рассказ ранее подготовленного ученика о том, как важно уметь слушать и слышать.
Люди общаются друг с другом всю жизнь. Учёные подсчитали, что из времени, необходимого для общения с окружающими людьми:
- 9% - мы пишем,
- 16% - читаем,
- 30% - говорим,
- 45% - слушаем.
Большинство людей считает, что лучший собеседник — близкий друг. Это объясняется тем, что сама дружба рождается на основе способности слушать друг друга, относиться с искренним интересом и участием к проблемам собеседника.
Умение слушать является обязательным условием эффективного общения.
IV. Инсценирование диалога «Телефонный разговор».
Дети, имеет ли значение, как вас слушают?
Давайте послушаем сценку, в исполнении наших девочек, которая называется «Телефонный разговор».
- — Марина, слушай, что я тебе расскажу!
- — Так тебе собаку купили?
- — Да нет! Я…
- — Неужели котёнка подарили?
- — Да нет же.
- — Слушай, а мне родители всегда дарят, что я хочу!
- — Нет, я про школу хочу…
- — А, я знаю, нас во вторую смену переводят, потому, что ремонт будут делать.
- — Да нет же! Ты меня послушай!
- — Ой, извини, меня мама зовёт. До скорого, я тебе перезвоню!
Как вы думаете, дети, остались ли девочки довольны разговором друг с другом? Почему?
Какие сигналы помогают понять, что тебя слушают?
(Внимательный взгляд, кивок головы, улыбка, нахмуренные брови, поза человека).
К чему может привести неумение внимательно слушать? (Пропустил, что-то важное для себя, огорчил других).
Оказывается умение слушать, можно тренировать при помощи игр и упражнений, чем мы сегодня и займёмся.
Упражнения Выполняются в парах.
Первый этап.
Первый участник высказывает какое-либо мнение.
Цель «Слушающего» — стараться услышать точку зрения собеседника, а не сформулировать в это время свою.
Обсуждение.
- 1. Что чувствовал слушающий?
- 2. Как себя чувствовал говорящий?
- 3. Что помогало и что мешало собеседникам?
Второй этап Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме.
Цель «Слушающего» — не столько слушать собеседника, сколько стараться сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение.
При обсуждении отрабатываются следующие вопросы:
- 1. Что чувствовал каждый из собеседников?
- 2. Что хотелось сделать?
- 3. Что «слушающий» понял из сказанного?
- 4. Каков смысл на самом деле?
Третий этап Цель «Слушающего» — побыстрее высказаться самому, но не перебивать собеседника.
Обсуждение.
Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в процессе разговора?
Обобщение Учащимися формулируются и записываются на доске «правила хорошего слушания».
Следующая игра «Телефакс» .
Цель: проработать умения активного слушания Это игра похожа на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя особенность.
Время проведения: 10 минут.
Подготовка:
Нарисовать на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
Этапы игры:
- 1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний — карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
- 2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение — простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
- 3. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
- 4. Подведение итогов игры:
Слаженно ли работала команда?
Как можно было повысить эффективность работы?
Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Понравилась ли вам игра? Что вызывало затруднения?
V. Итог урока:
Какой урок из этих игр вы вынесли?
(Очень важно уметь слушать и слышать. Слушаем, чтобы получить информацию, узнать что-то новое, интересное, чтобы помочь другому человеку, посочувствовать, сопереживать.).
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему важно уметь слушать или слышать своего собеседника».