Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникативные и дискурсивные аспекты жанра телеинтервью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством — зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения… Читать ещё >

Коммуникативные и дискурсивные аспекты жанра телеинтервью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основы жанра телеинтервью

Исследование интервью как речевого жанра

Устная разговорная речь как важнейший аспект коммуникативного поведения человека является объектом пристального изучения. Проследить закономерности устной речи, воздействовать на ее развитие, воспитывать культуру устного общения представляется чрезвычайно важным для всех, кто профессионально связан с решением этих проблем. Но объективными выводы и рекомендации ученых могут стать лишь в том случае, если их исследования будут основываться на реально существующих явлениях, представленных в современной речи [Стернин, 1995:3].

В настоящее время в литературе представлено множество определений жанра, которые в целом можно разделить на три основные группы.

Первую группу составляют концепции, опирающиеся на классическое определение жанра по Аристотелю, который выделял 3 формы устного речевого общения: монолог, диалог и полилог.

В коллективной монографии «Русская разговорная речь» выделены жанры диалога — дружеская беседа, непринужденная болтовня, разговоры двух лиц в семье [Земская, Китайгородская, Ширяева, 1973:35].

Вторая группа исследований связана с описанием отдельных аспектов жанровой организации речи.

Третью группу составляют исследования, опирающиеся на концепцию речевых жанров М. М. Бахтина. Согласно М. М. Бахтину, человеческая речь в типичных ситуациях отливается в готовые формы речевых жанров, которые даны нам почти так же, как родной язык [Бахтин, 1979:252].

Речевой жанр характеризуется триединством тематического содержания, стиля и композиции высказываний.

Тема — первый аспект триединства, ближе всех стоящий к замыслу и существенно отличающийся от предмета речи. Тема прагматична, она почти готовое высказывание, по отношению к которому возможна ответная позиция.

Стиль речевого жанра — это модель, типическая форма, в которую отливается индивидуальный стиль высказывания, выражающий индивидуальность автора, и экспрессия, с которой неразрывно связан стиль.

Третий аспект — композиция — организация целого, своеобразный метатекст.

М.М. Бахтин предлагал различать первичные, свойственные естественному языку, и вторичные жанры речи, понимая под последними те жанры, которые вырабатывает литература, публицистика, наука.

Определение жанра телеинтервью

В журналистике используется следующее определение жанра:

Телеинтервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, один из вариантов разговорной передачи «в лицах» . Это и составная часть журналистской работы в разных жанрах, которая позволяет сделать эффектный материал об интересной значимой личности, подготовить эпатирующий «экспромт» для усиления зрелищности телеигры, или добыть недостижимую другими способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Это также источник, трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам, таким как пресс-конференция или теледебаты [Кузнецов, Цвик, Юровский, 2002].

По определению Никки Стэнтона, интервью — это любой планируемый и контролируемый разговор между двумя или более людьми, который ведется с определенной целью, и во время которого оба говорят или слушают по очереди. Наличие цели, планирования и контролируемого взаимодействия в проведении интервью отличает его от повседневного общения [StantonNicki, 1990].

Ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника. Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону — аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога.

Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством — зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Классификация и фазы телеинтервью

Существует множество подходов к классификации типов телеинтервью.

По количеству участников принято выделять интервью-диалог и интервью-полилог.

М.И. Шостак берет за основу предметное содержание беседы и выделяет следующие виды интервью [Шостак, 1998:96]:

  • 1. Информативные. Предметом беседы являются новые факты, интерес к личности собеседника проявляется в минимальной степени;
  • 2. Экспертные. Наибольшую ценность представляет мнение авторитетного человека;
  • 3. Проблемные. Главный предмет публичного диалога — мнения и сопоставление источников мнений;
  • 4. Интервью — «знакомства» .

В рамках последнего типа автор выделяет три разновидности: портретные, разоблачающие (с «антигероем»), звездные интервью.

С.Ю. Павлина и Н. Н. Бесчастнова в статье «Интервью ВВС: Стилистика публичного диалога» утверждают, что подобные прототипы не вполне согласуются с логикой классификации. «Звездные» интервью предполагают беседу со знаменитостью, которая тематически может быть портретным либо проблемным интервью [Павлина, Бесчастнова, 2012].

Подобное взаимодействие может принимать разнообразные формы, которые можно свести к трем основным:

  • Ш сотрудничество;
  • Ш нейтральность;
  • Ш конфронтация.

Сотрудничество может быть свойственно всем четырем тематическим типам интервью, в том числе и проблемным интервью. Обсуждая подчас достаточно болезненные вопросы, интервьюируемый не поддается на языковые провокации журналиста и демонстрирует стремление не защищаться, а максимально прояснить свою позицию.

На другом конце спектра — интервью, сопряженные с конфронтацией. Журналист задает неудобные вопросы, порой загоняет адресата в угол. Тот, в свою очередь, защищается, старается любыми способами уйти от прямого ответа. В результате возникает напряженность, конфликт.

Промежуточное положение занимают интервью, взаимодействие участников которого можно охарактеризовать как нейтральное. Совершенно очевидно, что диалоги подобного рода являются наименее распространенными, так как беседа лишена момента неожиданности. Журналист задает стандартные вопросы, на которые получает прогнозируемые ответы.

Несмотря на индивидуальный стиль и характер ведения передач отдельными журналистами, существуют общие закономерности и структурно-композиционная организация, лежащие в основе любого интервью.

ь вступление или зачин — контактоустанавливающая фаза;

ь основная часть — концентрация внимания на какой-то проблеме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5−10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец;

ь концовка — заключительная фаза, в ходе которой подводятся итоги разговора, журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями;

ь тематическое развертывание: монотематическое или политематическое интервью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой