Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы труда в различные исторические эпохи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Католицизм признает социальный характер труда, в процессе которого человек получает возможность выразить себя и получить удовлетворение своих жизненных потребностей. В православии не существует определенного кодекса законов или свода предписаний о труде. Этика труда в нем содержит общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его… Читать ещё >

Типы труда в различные исторические эпохи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В разные исторические эпохи в любом обществе существовало свое собственное представление о труде и свободном времяпровождении. Эти аспекты человеческой жизни — труд и праздность — являются одним из важнейших «ликов» культуры. По тому, как распределяется время на работу и отдых, каким является само отношение к работе и безделью и, самое главное, какие ценности (трудовые либо наоборот) доминируют в данном обществе, можно определить уровень его развития, характер культуры. Любое общество вырабатывает свое особое отношение к труду, его жизнь складывается из череды серых будней, наполненных трудовыми заботами о собственном жизнеобеспечении, и свободного времени, выходных, праздников и пр. времени, когда не надо работать. От того, какое значение придается труду, и какое место в жизни отводится на праздное времяпровождение, во многом зависят моральные установки, приоритеты и ценности общества, его духовный климат.

Европейская цивилизация, ставшая географической и, отчасти, политической преемницей Римской империи, вобрала в себя значительную часть ее культурного наследия. Несмотря на отторжение античности в средние века, уничтожение его артефактов христианскими фанатиками, влияние греко-римской культуры на европейское общество было очень сильным. Сегодня весьма широко распространено мнение, будто в Древней Греции и Риме весьма пренебрежительно относились к трудовой деятельности. В рамках античного мировоззрения простой физический хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Повседневный труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине. Свободный человек пользуется услугами рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами, которые обеспечивают его благосостояние. Лишь для земледелия делалось исключение. Отсутствие интереса к механическим изобретениям, способным облегчить ручной труд, сочеталось с мечтами о «роботах» и чудесных устройствах, которые обеспечили бы полную праздность человека — это достаточно ясно характеризует отношение к физическому труду в античной древности.

Средневековое христианство разделяет ветхозаветные представления о труде как о наказании и священном долге человека. Но, тем не менее, отношение к труду и праздности, в различных христианских концессиях было неоднозначным.

Католицизм признает социальный характер труда, в процессе которого человек получает возможность выразить себя и получить удовлетворение своих жизненных потребностей. В православии не существует определенного кодекса законов или свода предписаний о труде. Этика труда в нем содержит общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям. Культурология. Под ред. Солонина Ю. Н., Кагана М. С. — М., 2008. С. 211.

Для образа жизни людей в средневековой Европе иным было восприятие индивидом себя и своей деятельности, которая организовывалась в соответствии с тогдашними представлениями о ценности времени (идея о том, что время нельзя терять, что следует максимально наполнить свою жизнь полезной деятельностью, то есть трудом или учебой, появилась в европейской культуре в эпоху Возрождения.).

Постмодернизм привнес свои изменения в трудовую этику конца ХХ века. Труд из обязательного компонента жизни человека стал его правом: праздность не только не преследуется по закону, но в целом и не осуждается современным обществом. Жесткое, репрессивное управление трудом отступает в прошлое. Протест западного общества против дисциплины и контроля над личностью выразился, например, в движении хиппи в США, в восстаниях французских студентов в 60-е гг., и т. д. На смену долгосрочному трудоустройству, взаимно ограничивавшему мобильность работников и работодателей, приходят гибкие, краткосрочные формы занятости, во многом рассчитанные на доверие и внутренний локус контроля участников трудового договора. Разграничение места работы и жилища вновь становится необязательным по мере распространения дистанционной, проектной занятости. Основным объектом производства становятся уже не товары, а услуги (во многих случаях — информационные), что расширяет множество видов деятельности, считающихся трудом, и повышает разнообразие форм трудового взаимодействия. Современное западное общество может позволить себе частично отойти от классической протестантской модели трудового поведения, сохранив верность лишь основным ее принципам: идее профессионального призвания, деловому активизму и личной ответственности.

Характеристикой ценности современного труда является ее противоречивость. Труд все более эффективно технологически овеществляет и одновременно приобретает виртуальный характер, не овеществляет ничего, созидает огромные материальные объемы и уничтожает независимость человека от произведенного и подрывает основы природно-социального баланса; требует все более тонкой подготовки и все грубее навязывает свои стандарты, обогащает и обедняет человека. Гуревич П. С. Культурология. — М., 2009. С. 219.

«Труд упорный» трансформируется в настырные поиски заработка. Чем больше человек зарабатывает, тем больше у него привилегий, и, следовательно, следующий этап — обеспечение всех условий для комфортного существования. Следовательно, на сегодняшний день необходимым условием осуществления главной цели всей своей жизни у подавляющего большинства населения нашей огромной планеты — праздного времяпровождения — есть одно обязательное условие — сначала надо потрудиться.

Но сам труд меняет свой характер, имеет тенденцию к доминированию торжества, «праздничности», а досуг все более становится видом труда (процесс организации досуга на сегодняшний день требует вовлечения некоторых умственных, физических и финансовых ресурсов).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой