Сущность, функции и цели стратегического планирования
Стратегия представляет собой детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достичь ее целей. Стратегия большей части формируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех у ровней управления. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение… Читать ещё >
Сущность, функции и цели стратегического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация системы стратегического планирования на предприятии — не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свод конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают взаимоотношения компании с окружающим миром. Компании необходимо адаптироваться к внешним возможностям, как благоприятным, так и неблагоприятным (опасным), и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Именно из-за неприспособленности стратегических планов к изменениям работы в условиях рыночной экономики во многом объясняется существующий спад производства.
Внутренняя координация направлена на эффективную перспективную интеграцию внутренних операций.
Организационное стратегическое предвидение, основанное на систематическом развитии знаний и опыта менеджеров, позволяет учиться на прошлых стратегических решениях и дает возможность организации правильно корректировать свое стратегическое направление и повышать эффективность стратегического управления.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достичь ее целей. Стратегия большей части формируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех у ровней управления. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости осуществлять их модификацию и переориентацию для приспособления к конфликтной и постоянно меняющейся деловой и социальной обстановке.
Зарубежные фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста. Это необходимо помнить, оценивая свои былые преимущества, а не зацикливаться на переживании только недостатков.
Миссия организации — это четко выраженная основная общая цель (причина) существования организации. Все цели организации разрабатываются для осуществления ее миссии. Формулировка миссии должна содержать:
- 1) задачу фирмы с точки зрения ее основных услуг и изделий, ее основных рынков и основных технологий;
- 2) внешнюю среду по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы формы;
- 3) культуру организации. Какого типа людей она привлекает? Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации или путают ее с целью получать прибыль.
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить только в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Генри Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отвечал, что если кто-то это сделает, то прибыль едва ли пройдет мимо.
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе обшей миссии организации и определенных ценностей и людей, а которые ориентируется высшее руководство. Цели должны обладать рядом характеристик.
Цели должны быть конкретными и измеримыми.
Ориентация целей во времени (долговременные-свыше 5 лет, среднесрочные — до 5 лет, краткосрочные — 1 год) позволяет обеспечить четкость в планировании.
Цель должна быть реальной и достижимой. Чтобы обеспечить эффективность множественных целей организации, они должны быть взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
В своей деятельности организация преследует различные цели, которые можно сгруппировать по следующим критериям:
- — период установления: оперативные, тактические, стратегические;
- -содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные;
- -сфера действия: производственные, финансовые, маркетинговые" кадровые, административные;
- — среда: внутренние, внешние;
- — приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;
- — измеримость: количественные, качественные;
- — повторяемость: постоянные, разовые;
- — иерархия: цели организации, структурных подразделений;
- — стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта, развитие, зрелость, завершение.