Современная институциональная структура государственного управления земельными ресурсами в РФ
В рамках развития административной реформы федеральных органов государственного управления, Президентом РФ подписан Указ № 649 от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», конкретизирующий структуру органов специальной компетенции по управлению земельными ресурсами Российской Федерации. Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти (Указы… Читать ещё >
Современная институциональная структура государственного управления земельными ресурсами в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная институциональная структура государственного управления земельными ресурсами в РФ характеризуется нечеткостью ведомственных обязанностей, глубокой конфликтностью интересов различных ведомств и широким распределением ответственности за принимаемые решения. Следствием этого является медлительность при принятии ключевых управленческих решений в сфере экономики и политики, требующих многочисленных межведомственных согласований. В результате, общество постоянно находится в ожидании этих решений и его развитие сдерживается.
Предпринятая в начале 90-х гг. попытка создать ведомство по вопросам учета земли и недвижимости и регистрации прав на них в лице Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству не увенчалась успехом. Однако благодаря концентрации функций государственного управления в одном органе до 1998 г. удалось провести основные преобразования в земельной сфере.
Была разрушена государственная монополия собственности на землю и фактически введен институт частной собственности на землю, проведена регистрация прав на переданные в собственность граждан и юридических лиц земельные участки, проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий. собственность управление земельный инфраструктура Опыт создания Министерства по земельной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (1998 г.), которое фактически прожило около 4 месяцев, так и не успев развиться, показал, что его организационная структура управления была отягощена вопросами архитектуры, строительства и коммунального хозяйства. В тот же период вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», послуживший мощным толчком для успешного развертывания этой системы на всей территории страны под общим руководством Минюста России.
Борьба различных ведомственных интересов привела к широкому распределению функций, связанных с государственным управлением земельными ресурсами среди большого количества федеральных органов исполнительной власти.
В рамках развития административной реформы федеральных органов государственного управления, Президентом РФ подписан Указ № 649 от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», конкретизирующий структуру органов специальной компетенции по управлению земельными ресурсами Российской Федерации. Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти (Указы Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и уже упомянутый Указ № 649) представляет собой попытку Президента осуществить очередной этап административной реформы, которая призвана рационализировать существующую систему управления в государстве в целом и, в частности, создать новую систему управления земельными ресурсами.
В настоящее время система органов исполнительной власти включает в себя 15 министерств, 34 федеральных службы и 31 агентство.
В систему органов специальной компетенции в сфере управления земельными ресурсами входят: 7 министерств, 6 федеральных служб и 8 федеральных агентств.
Правительству РФ подчинены Министерство промышленности и энергетики, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство экономического развития и торговли, Министерство природных ресурсов и Министерство сельского хозяйства, а также Министерство транспорта.
Функции управления проявляются как конкретные обособленные мероприятия, выполняемые этими органами в рамках своей компетенции. Они сводятся к планированию и прогнозированию использования земельных ресурсов, зонированию и распределению-перераспределению земель, ведению землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель, контролю законности при использовании земель, разрешению земельных споров и реализации фискальной политики государства.
Министерству промышленности и энергетики подчинено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (исполняющее функции бывшего Госстроя РФ), относящееся к органам управления земельными ресурсами в структуре министерства.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Основными функциями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству являются:
° оказание неопределенному кругу лиц, имеющих исключительную общественную значимость, услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;
° функции государственного заказчика федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
° организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым Агентство является государственным заказчиком.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерству экономического развития и торговли подчинены два агентства.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.
Основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются:
° создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений;
° организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов;
° землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности;
° осуществление мер по государственному контролю за использованием и охраной земель;
° ведение мониторинга земель в пределах своей компетенции;
° выявление загрязненных и деградированных земель, подготовка предложений по их восстановлению или консервации;
° предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости;
° предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество;
° оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости;
° проведение экспертизы землеустроительной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 г. № 833 утверждено Положение о государственном земельном контроле, устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
В настоящее время государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Российской Федерации и его территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.
Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Российской Федерации.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Российской Федерации и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:
- а) соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;
- б) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- в) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
- г) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
- д) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- е) использованием земель по целевому назначению;
- ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
- з) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- и) исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
- к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
- л) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.