Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вклад Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информация, полученная ребенком из своих наблюдений и бесед, наделена как интеллектуальной ценностью, так и моральной. В детях развивается не только интерес к жизни животных, но и чувство симпатии, признание права абсолютно любого живого существа на бережное к нему отношение. Наилучший результат в данном случае получается главным образом в общении детей с животными и уходом за ними. Проявляя… Читать ещё >

Вклад Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Луиза Карловна Шлегер (1863 — 1942 гг.) известный деятель дошкольного воспитания дореволюционного периода и в первые годы советской власти. Детский сад, который находился под руководством Луизы Карловны, был представлен в виде определенной педагогической лаборатории, в которой производилось формирование новой методики воспитания дошкольников, основанной на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

Заключительные итоги своей трудовой деятельности Луиза Карловна Шлегер воплотила в жизнь в своих книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду», которые долгое время выступали в качестве популярного пособия для руководительниц детских садов России.

Луиза Карловна за основную задачу детских дошкольных учреждений принимала формирование такой обстановки, в которой ребенок дошкольного возраста не смог бы спокойно осуществлять свою деятельность, ощущать себя в полной свободе, с легкостью и радостью ощущать поддержку и понимание. Здесь он находил бы стимулы к развитию всех сторон жизни: физической, трудовой, эстетической и умственной.

Шлегер считала, что маленькие дошкольники не испытывают потребности в экскурсиях, на основании факта отсутствия возможности далеко ходить, а вот прогулки во дворе должны быть наделены обязательным характером, в связи с их большим значением в развитии наблюдательности и увеличения границ кругозора. А вот с детьми семилетнего возраста необходимы и более дальние экскурсии. Данным детям крайне важно «расширить» границы детского сада.

Зачастую соответствующие экскурсии, замечает Луиза Карловна Шлегер, устраиваются в отсутствии абсолютно любого заранее намеченного плана, с целью предоставить детям возможность получить самые разные впечатления, и затем в беседах или изобразительных работах проверяется их наблюдательность и заинтересованность. Как правило, экскурсии требуется проводить по заранее намеченному плану, а затем при помощи бесед подвести итог экскурсии. Это способствует приучению дошкольников к возможности концентрации внимания.

В виде главной заслуги Луизы Карловны выступает то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Беседы оказывают большую помощь ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен. Абсолютно любой ребенок охотно говорит о том, что он знает и чем интересуется. Необходимо только уметь направить его внимание на предмет разговора. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они оказывают благоприятное влияние на возможность обозначить при помощи вспоминания и воображения те факты из своей памяти, которые наделены связью с предметом разговора, и сконцентрировать на нем свое внимание. Беседы с дошкольниками Шлегер советует проводить в любом месте, но методика их проведения должна иметь отличия. Данные беседы должны быть наделены программным характером, а не исходить из интересов ребенка в какой-то определенный момент времени, исходя из его работы или игры, а также переживаний и наблюдений. В соответствующем случае больше говорить придется воспитателю. Порой беседы возникают и по инициативе детей, что необходимо всячески приветствовать.

В своем пособии «Материалы для бесед с маленькими детьми» Шлегер обозначила самые разные беседы о животных. Они не навязываются детям, а уходят своими корнями в наблюдения, исходя из соприкосновения с живыми объектами. Дети, по мнению Луизы Карловны Шлегер испытывают чувство любви ко всему живому, им необходимо предоставить возможность наблюдать жизнь животных, желательно, чтобы их окружали самые разные представители зверей, птиц и рыб. [ 22].

Информация, полученная ребенком из своих наблюдений и бесед, наделена как интеллектуальной ценностью, так и моральной. В детях развивается не только интерес к жизни животных, но и чувство симпатии, признание права абсолютно любого живого существа на бережное к нему отношение. Наилучший результат в данном случае получается главным образом в общении детей с животными и уходом за ними. Проявляя заботу о них, дети познают их характер, привычки, потребности, проникаются пониманием и сочувствием к их радостям и горестям. Уход за животными развивает терпение и заботливость о другом живом существе.

Малыши заботятся и ухаживают за животными, познают азы любви к ним и осторожно обращаться с ними. Конечно, в начатой игре уход за ними не под силу ребятам. В связи с этим им рассказываются сказки, прочитываются рассказы, где в лице героев представлены животные и обозначен их характер. Детям старшего возраста предоставляется возможность организации самостоятельного наблюдения.

В условиях города вызывает некие трудности процесс расширения круга общения детей с животным миром, в связи с этим приходится довольствоваться немногими самыми близкими животными (кошкой, собакой, птицами в клетках, рыбами в аквариуме), на других животных обращается внимание детей на улице, экскурсиях.

При помощи бесед направляется внимание детей, вызываются в памяти знакомые представления, вырабатывается привычка к наблюдению, а показателем того, что дети восприняли из этих бесед и наблюдений, являются и их рассказы, и изобразительные работы.

Таким образом, Луиза Карловна Шлегер предлагает, например, по завершению беседы о лошади, вылепить, нарисовать и вырезать лошадь во всевозможных положениях: лошадь извозчичью, верховую, лошадь с тележкой, обоз с дровами, со снегом, лошадь во время полевых работ. На основании этого для предстоящего разговора берется любая из тем и затем происходит ее расширение путем вкрапления в нее азов практической деятельности. Но прошедшие темы не остаются забытыми, к ним приходится постоянно возвращаться, постепенно расширяя при этом область наблюдений ребенка, удовлетворяя его любознательность. [16, с. 174].

Все сказки и рассказы не читаются детям, а рассказываются им, причем в них многое переделывается, вносятся дополнения, комментарии.

В связи с этим, проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, была центральным вопросом воспитания, в которой большим значением наделялось природа как одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой