Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие корпоративной социальной ответственности. 
Макро-и микроэтика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей… Читать ещё >

Понятие корпоративной социальной ответственности. Макро-и микроэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понимание и принятие на себя компаниями социальной ответственности привело к возникновению к концу 20 в. термина «корпоративной социальной ответственности» (КСО), в целом понимаемого как этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу.

КСО — это, во-первых, выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, КСО — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям. В целом, КСО предполагает:

  • — производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;
  • — соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
  • — содействие повышению квалификации и навыков персонала;
  • — защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
  • — защиту культурного наследия;
  • — поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
  • — помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;
  • — соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что понятие корпоративной социальной ответственности опирается на концепцию 3P, заключающуюся в том, что руководитель организации должен уделять равное внимание работе на прибыль (profit), заботе о персонале, клиентах и партнерах (people) и мероприятиям, направленным на защиту окружающей среды (planet).

КСО компаний — обязательная составляющая корпоративного управления во всех развитых странах. В России же пока только крупные организации постепенно внедряют в свою деятельность концепцию социальной ответственности, что обусловлено рядом факторов.

  • 1. Руководители подавляющей части российских компаний слышали о КСО, но для них социальная ответственность исчерпывается обязанностью соблюдать законы, а присоединение к Хартии РСПП через членство в его региональных организациях носит формальный характер.
  • 2. Руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы КСО в своем взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал в массе своей не представляет, что и как надо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по внедрению принципов КСО.
  • 3. В бизнес-организациях, в органах власти и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций.

В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. Организации, которые оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.

«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.

«Международный форум бизнес-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.

«Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.

«Центр системных бизнес-технологий «SATIO»: Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.

Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

Безопасность труда.

Стабильность заработной платы.

Поддержание социально значимой заработной платы.

Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.

Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

Оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

Спонсорство и корпоративная благотворительность.

Содействие охране окружающей среды.

Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

Готовность участвовать в кризисных ситуациях.

Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

Рост производительности труда в компании.

Улучшение имиджа компании, рост репутации.

Реклама товара или услуги.

Освещение деятельности компании в СМИ.

Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

Налоговые льготы.

Преимущества, которые дает компаниям реализация стратегий корпоративной ответственности, включают в себя возросшее удовлетворение персонала, сокращение текучести кадров и увеличение ценности брэнда. Компании, не присоединившиеся, упускают возможности в бизнесе, теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении. Не внедряя стратегии КСО, они, во-первых, не отслеживают и не контролируют воздействие своего производства на общество и окружающую среду, а во-вторых, не полностью реализуют свой экономический потенциал. Можно говорить о двух основных составляющих концепции КСО.

Первая — это минимизация бизнес-рисков, т. е. идентификация и заполнение всех пробелов, которые существуют во взаимоотношениях компании и общества. Идентификация этих пробелов — первый шаг на пути к внедрению КСО. Некоторые сравнивают его со страховой политикой, которая защищает компанию от неожиданностей и проблем в дальнейшем. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние, хотя активисты КСО предсказывали это много лет назад. Таким образом, одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут появиться и застать компанию врасплох.

Вторая составляющая КСО — превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Так, например, в Гане, где население страдает от йододефицита, компания «Юнилевер» создала специальную йодированную соль. Чтобы производить и продавать ее, компания перестроила всю свою бизнес-модель в этой стране. Производство вынесли в сельские районы, создавая там рабочие места. Распространением занялись продавцы на велосипедах. Расфасовывать соль стали в маленькие, более доступные по цене пакеты. Так, пойдя навстречу социальной и медицинской потребностям, компания создала новый брэнд и новый рынок.

Традиционно деловую этику принято разделять на микроэтику и макроэтику. Микроэтика исследует специфику моральных отношений внутри делового коллектива, между корпорацией как моральным стимулом и ее работниками, а также держателями акций. Макроэтика рассматривает специфику моральных отношений между корпорациями, государством и обществом в целом.

Подобная трактовка позволяет выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться на уровне микроэтики и макроэтики.

Так, основными проблемами макроэтики можно считать следующие.

1. Отношения между корпорациями.

Одной из наиболее серьезных является моральная проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом, в том числе таких, казалось бы, не опасных на первый взгляд для морали, как снижение цены продукции ниже ее себестоимости или понижение заработной платы для снижения себестоимости. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону. Следует заметить, что предприниматели в подобных ситуациях чаще всего руководствуются этикой утилитаризма, когда совершение определенного рода действий в процессе конкурентной борьбы вполне оправданно.

2. Отношения между корпорациями и государством.

Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий обществ потребителей. Сверху — специальными государственными структурами и законами.

В процессе государственного регулирования бизнеса можно выделить три основных направления:

  • — регулирование деятельности корпораций в целях обеспечения эффективности экономики (антимонопольная политика, например);
  • — регулирование отношений бизнеса и потребителей. Государство определяет ответственность бизнеса в целях защиты интересов потребителей и следит за четким выполнением законов, защищающих эти интересы;
  • — регулирование действий бизнеса в отношении окружающей среды при помощи таких государственных органов, как, например, агентство по охране и защите окружающей среды.
  • 3. Отношения между корпорациями и потребителями.

Эта проблема в деловой этике поднимается наиболее часто.

Отношения между корпорациями и потребителями определяются рынком, который соединяет их обоюдовыгодными отношениями. Данная система отношений будет успешно работать при выполнении двух условий: 1) если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение (здесь очень важным аспектом является соблюдение организациями своего морального долга при рекламировании своей продукции); 2) если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить.

4. Отношения между корпорациями и инвесторами.

Организация помимо всех других обязательств должна помнить о своей ответственности перед инвесторами. Из множества существующих способов обмана инвесторов основная их часть распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.

5. Отношения между корпорациями и локальными сообществами.

Специфика этих моральных отношений — в их односторонности. Организация должна заботиться об экономической стабильности локального сообщества, развивать инфраструктуру местности, способствовать увеличению новых рабочих мест, не закрывать структурные подразделения, отдельные предприятия, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На корпорации также лежит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддержке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного локального сообщества, так и для культурного и социального развития регионов.

6. Отношения между корпорациями и окружающей средой.

Реальная практика бизнеса такова, что многие фирмы пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных норм, — вот наиболее распространенные методы нарушений в этой сфере.

К основным проблемам микроэтики можно отнести следующие.

1. Этика и принятие управленческих решений.

Менеджер ежедневно должен принимать эффективные решения с точки зрения соблюдения баланса между, например, противоречивых интересов акционеров и сотрудников или разных структурных подразделений, в также сочетаемости этических и коммерческих стандартов.

2. Власть и подчинение.

В деловом общении «сверху — вниз», т. е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель» .

Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.

Отношение «снизу-вверх» характеризуются, прежде всего, личностью подчиненного.

3. Проблема служебных разоблачений.

Американские исследователи Майрон и Пенайна Глейзер специально изучали проблему разоблачения служебных злоупотреблений. Сформулированные ими выводы можно вкратце свести к следующему. Твердая вера в личную ответственность, которая движет борцами за этическую чистоту, часто подкреплена чувствами профессиональной этики, религиозными соображениями и лояльностью по отношению к обществу.

4. Проблемы работающих женщин.

С каждым годом доля женщин в бизнесе, управлении, государственной службе непрерывно возрастает. Но, несмотря на это, женщины продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в той же области.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой