Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие класса броненосцев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заказанный в 1901 г. во Франции, в Тулоне, броненосец «Цесаревич» (рис. 1.14) послужил прототипом для постройки серии броненосцев (табл. 1.1): «Бородино», «Орел», «Александр III», «Суворов» и «Слава» — самых крупных линейных кораблей эпохи броненосного флота, особенность которых заключалась в принятии французской (а не английской, как ранее) системы расположения бронирования инженера А. Лаганя… Читать ещё >

Развитие класса броненосцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После первого броненосца «Петр Великий» корабли этого класса в России не строились вплоть до 1883 г., когда были заложены броненосцы «Синоп» (рис. 1.5) и «Чесма» в Севастополе и «Императрица Екатерина И» в Николаеве. При водоизмещении более 10 000 т и скорости хода 13—18 уз корабли были вооружены шестью орудиями калибром 305 мм и семью торпедными аппаратами — один в корме и шесть по бортам. Толщина бортовой брони достигала 458 мм, а броневой палубы — 56 мм.

В Балтийском море перерыв в сооружении броненосцев был завершен в 1887—1889 гг. постройкой двух броненосцев — «Император Александр II» и «Император Николай I» (рис. 1.6, 1.7), имевших водоизмещение 9900 т при скорости хода 14 уз.

Броненосец типа «Синоп» (схема бронирования).

Рис. 1.5. Броненосец типа «Синоп» (схема бронирования):

цифрами указана толщина брони, мм.

Броненосец «Император Николай I».

Рис. 1.6. Броненосец «Император Николай I».

По типу этих кораблей, но меньших размеров (водоизмещение 6600 т) был построен броненосец «Гангут». Этот корабль постигла трагическая участь. В 1897 г. он затонул от пробоины, полученной при ударе о подводный камень, вследствие ряда конструктивных недостатков в обеспечении непотопляемости. В частности, переборки котельных отделений не были доведены до верхней палубы.

Схема бронирования броненосца «Император Николай I».

Рис. 1.7. Схема бронирования броненосца «Император Николай I»:

цифрами указана толщина брони, мм В конце 1891 г. в России была разработана первая классификация броненосного флота, объявленная приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 г. Устанавливались следующие классы судов.

I. Броненосцы: эскадренные, береговой обороны.

И. Крейсера: 1-го ранга, 2-го ранга.

III. Минные крейсера.

IV. Канонерские лодки: мореходные, береговой обороны.

V. Пароходы.

VI. Яхты.

VII. Транспорты.

VIII. Миноносцы.

IX. Миноноски.

X. Учебные суда.

XI. Портовые суда.

Признанным лидером в строительстве броненосного флота в то время была Великобритания. Поэтому за образец был принят английский броненосец «Трафальгар», и в 1891 г. в Петербурге на воду был спущен броненосец «Наварин» (рис. 1.8, 1.9), ставший прототипом развития русских броненосцев вплоть до Русско-японской войны.

Эскадренный броненосец «Наварин».

Рис. 1.8. Эскадренный броненосец «Наварин».

Схема бронирования эскадренного броненосца «Наварин».

Рис. 1.9. Схема бронирования эскадренного броненосца «Наварин»:

цифрами указана толщина брони, мм Дальнейшая постройка броненосцев в Балтийском море продолжалась следующим порядком. В 1894 г. был построен броненосец «Сисой Великий», а в 1898 г. начата серийная постройка сразу трех однотипных эскадренных броненосцев — «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск» (рис. 1.10, 1.11), на которых в отличие от предыдущих проектов был осуществлен переход от казематной к башенной артиллерии. Все три броненосца в 1900—1901 гг. перешли на Дальний Восток.

Эскадренный броненосец типа «Петропавловск».

Рис. 1.10. Эскадренный броненосец типа «Петропавловск».

Схема бронирования эскадренного броненосца типа «Петропавловск».

Рис. 1.11. Схема бронирования эскадренного броненосца типа «Петропавловск»:

цифрами указана толщина брони, мм На момент закладки корабли типа «Петропавловск» были одними из лучших в мире по своим тактико-техническим данным, но из-за долгой постройки (7 лет) они в значительной мере устарели. Броненосец «Петропавловск» печально известен тем, что в начале Русско-японской войны во время ночного прорыва из Порт-Артура подорвался на мине, опрокинулся и стремительно затонул, унеся жизни всего экипажа, в составе которого находился адмирал С. О. Макаров.

Следует отметить вклад русских ученых в технику вооружений. В 90-х гг. XIX в. в России было освоено производство бездымного пороха, изобретенного Д. И. Менделеевым, позволившего вследствие более высокой энергоемкости увеличить начальную скорость снарядов с 480 до 800 м/с, что значительно повышало их пробивную силу. В 1893 г. контр-адмирал С. О. Макаров создал снаряд с бронебойным наконечником, который пробивал корабельную броню не только по нормали, но и под углом до 25°.

В 1900 г. была заложена следующая серия эскадренных броненосцев «Ослябя» (рис. 1.12,1.13), «Пересвет» и «Победа», водоизмещением 12 700 т при скорости хода до 18 уз. Уступая предыдущим проектам в артиллерии и бронировании, они имели преимущество в скорости и дальности автономного плавания, что определило их назначение в Тихий океан.

Эскадренный броненосец типа «Ослябя».

Рис. 1.12. Эскадренный броненосец типа «Ослябя».

Броненосец «Ретвизан» являлся единичным, не типовым кораблем в истории развития российского кораблестроения. Он был построен в США по типу американских броненосцев с небольшими изменениями.

Заказанный в 1901 г. во Франции, в Тулоне, броненосец «Цесаревич» (рис. 1.14) послужил прототипом для постройки серии броненосцев (табл. 1.1): «Бородино», «Орел», «Александр III», «Суворов» и «Слава» — самых крупных линейных кораблей эпохи броненосного флота, особенность которых заключалась в принятии французской (а не английской, как ранее) системы расположения бронирования инженера А. Лаганя (рис. 1.15). Проект был составлен инженером Д. В. Скворцовым, а листовая сталь, броня и практически все оборудование этих кораблей были отечественного производства.

Схема бронирования эскадренного броненосца типа «Ослябя».

Рис. 1.13. Схема бронирования эскадренного броненосца типа «Ослябя»:

цифрами указана толщина брони, мм.

Эскадренный броненосец «Цесаревич».

Рис. 1.14. Эскадренный броненосец «Цесаревич».

Расположение броневой защиты эскадренного броненосца «Цесаревич».

Рис. 1.15. Расположение броневой защиты эскадренного броненосца «Цесаревич»:

1 — броневая палуба, 50 мм; 2 — броневой пояс, 152 мм; 3 — броневой пояс, 250 мм; 4 — лиственничная подкладка; 5 — противоторпедная переборка Конструкция корпуса «Бородино» (рис. 1.16—1.18), набранного по клетчатой системе, предусматривала деление его на 10 водонепроницаемых отсеков при доведении водонепроницаемых переборок до батарейной палубы. Пространство от наружной обшивки до продольной противоторпедной переборки подразделялось еще на 10 дополнительных отсеков — по пять с каждого борта.

Эскадренный броненосец типа «Бородино».

Рис. 1.16. Эскадренный броненосец типа «Бородино».

Эскадренный броненосец «Бородино».

Рис. 1.17. Эскадренный броненосец «Бородино»:

а — продольный разрез; 6 — планы верхней и батарейной палуб: 1 — прожектор; 2 — минный аппарат (381 мм); 3 — кормовой каземат орудий (75 мм);

  • 4 — кают-компания; 5 — орудийная башня (305 мм); б — орудие Гочкиса (47 мм); 7 — орудийная башня (152 мм); 8 — компас; 9 — пулемет Максима (7,62 мм); 10 — батарея орудий (75 мм); 11 — носовой каземат орудий (75 мм); 12 — патронный погреб орудий (75 мм); 13 — электродвигатель водоотливной турбины; 14 — крюйт-камера орудий (305 мм); 15 — бомбовый погреб орудий (152 мм); 16 — патронный погреб орудий (152 мм); 17 — котельное отделение с котлами Бельвиля; 18 — машинное отделение; 19 — румпель; 20 — орудие (75 мм); 21 — командирское помещение; 22 — адмиральское помещение;
  • 23 — офицерские каюты
Схема бронирования эскадренного броненосца «Бородино».

Рис. 1.18. Схема бронирования эскадренного броненосца «Бородино»:

цифрами указана толщина брони, мм Наружная обшивка в подводной части набиралась из стальных листов, соединенных внакрой двумя рядами заклепок. В средней части корпуса были устроены двойное дно и 38-мм противоминная переборка, отстоявшая на 2 м от наружной обшивки. В зоне противоминной защиты возле продольной переборки был устроен коридор шириной 0,8 м, разделенный на 12 водонепроницаемых отсеков. Толщина бортовой брони, установленной на 203-мм лиственничную подкладку, достигала 194 мм.

Таблица 1.1

Сроки постройки и результаты ходовых испытаний броненосцев типа «Бородино»

Название корабля и дата испытаний

Продолжительность постройки, мес.

Срок

готов

ности,

месяц,

год

Водоизмещение, т

Мощ

ность,

кВт

Скорость, уз

на стапеле

на воде

сред

няя

макси

маль

ная

«Цесаревич»,.

10.07.1903.

07.1903.

18,77.

—.

«Бородино»,.

10.08.1904.

08.1904.

16,2.

—.

«Император Александр III», 11.10.1903.

11.1903.

17,34.

17,7.

«Суворов»,.

27.07.1904.

07.1904.

17,2.

17,5.

«Орел»,.

28.08.1904.

09.1904.

17,5.

18,0.

«Слава»,.

31.05.1905.

10.1906.

17,64.

—.

Кроме названных кораблей в период с 1893 по 1909 г. для Балтийского моря было построено три малых броненосца — «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Апраксин» (водоизмещение 4126 т) и эскадренные броненосцы «Андрей Первозванный» и «Павел I», а для Черного моря — малый броненосец «Двенадцать апостолов» (8500 т), а также эскадренные броненосцы «Три Святителя» (12 500 т), «Князь Потемкин Таврический», переименованный после известных революционных событий 1905 г. в «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой