Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI—XIII века)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе обновленной им аграрной надельной системы лежал принцип права каждого мужчины, каждой женщины и вообще каждого взрослого, вплоть до раба (раб в Нань-бэй чао привычно воспринимался в качестве младшего члена семьи) на земельный надел: 80 му мужской, 40 — женский. Для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы… Читать ещё >

Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI—XIII века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе китаизации как варваризованного севера, так и энергично осваивавшегося юга основные ценности китайской конфуцианской культуры, включая прежде всего социополитическую составляющую (система администрации, принципы взаимоотношений государства и общества и т. п.), были заново широко распространены по всему Китаю. В результате, как и тысячелетием раньше, при Цинь Ши-хуанди, были созданы серьезные предпосылки для объединения страны. В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь, незадолго до того проведший ряд успешных войн и, в частности, разгромивший северокитайское царство Ци, объединил весь Северный Китай под своей властью, провозгласив новую династию Суй (581—618). Уничтожив вскоре после этого южнокитайское государство Чэнь, Ян Цзянь (суйский Вэнь-ди) оказался во главе объединенного им Китая. Придя к власти, Вэнь-ди провел ряд важных реформ, направленных на укрепление централизованного государства. Были унифицированы меры и выпущены новые стандартные монеты, упорядочены налоги и отменены все чрезвычайные поборы. Центральной частью реформ, как-то всегда бывало в аналогичной ситуации, оказалось решение острых проблем землевладения и землепользования. Отталкиваясь от принципов северокитайской надельной системы (реформы Сыма Яня в 280 г. и Тоба Хуна в 485 г.), император сделал все, что мог, дабы выбить почву из-под ног сильных домов. Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог государству — примерно таким был девиз Вэнь-ди.

В основе обновленной им аграрной надельной системы лежал принцип права каждого мужчины, каждой женщины и вообще каждого взрослого, вплоть до раба (раб в Нань-бэй чао привычно воспринимался в качестве младшего члена семьи) на земельный надел: 80 му мужской, 40 — женский.

С семейного среднего надела (120 му) взимался небольшой налог в три даня (бань — примерно центнер) зерна. Кроме того, существовала промысловая подать (женщина сдавала в казну шелк или пряжу) и трудовая повинность (20 дней в году для мужчин). Был произведен тщательный учет населения и выявлено свыше 1,5 млн крестьян, не входивших ранее в списки податных. Сравнительно щедрое наделение землей побудило суйские власти нарезать целинные и залежные земли, что привело к невиданному прежде росту клина возделываемых полей, с 19,4 до 55,8 млн му за немногие десятилетия правления династии Суй. Не все эти земли, однако, возделывались крестьянами, которые получили наделы от государства. Часть земельного клина по-прежнему находилась в распоряжении титулованной знати и чиновников, чьи служебные и жалованные земли обрабатывались крестьянами тех мест, где эти земли располагались. Нет данных, которые свидетельствовали бы о том, на каких началах обрабатывались эти категории земли, но следует полагать, что условия были для земледельцев приблизительно такими же. В противном случае ничто не мешало крестьянину уйти на новые места и получить собственный надел, щедро выделявшийся каждому. Что же касается бывших сильных домов, количество и влияние которых в Суй быстро уменьшались, то следует считать, что надельная система Вэнь-ди коснулась и их. И хотя на всех своих рабов и клиентов сильный дом мог получить в совокупности достаточно большое количество земли, т. е. сохранить значительную часть того, что имел, да к тому же на сравнительно льготных условиях (с раба и, видимо, с зависимого налог брался в половинном размере, хотя надел ему давался полный), эпоха процветания таких хозяйств явно была уже позади. Это следует считать естественным для периода господства сильной централизованной власти.

В 605 г. Вэнь-ди заменил его сын, знаменитый суйский Ян-ди, заслуженно снискавший себе репутацию деспота под стать Цинь Ши-хуанди. Действуя весьма жесткими силовыми методами, хотя и ориентируясь при этом на конфуцианство как идейную основу, Ян-ди стремился создать мощную империю. В пышно отстроенную им столицу Лоян он переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны, оторвав их от родных мест и поставив под свой контроль, — метод, примененный в свое время и Цинь Ши-хуанди. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища.

Для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек.

Ян-ди предпринял работы и по реконструкции Великой стены, которая за тысячелетие пришла в упадок. Едва ли это сооружение могло сыграть серьезную роль в деле защиты от вторжений кочевников, а именно для этого оно было в свое время задумано. Практика показала, что стена вторжениям не мешала, разве несколько осложняла их, заставляя коегде делать объезды. Но как символ, как дело престижа, желание показать, что в дальнейшем империя вторжений с севера допускать не намерена, ремонт стены был вполне уместным. Словом, суйский Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, каждая из которых требовала миллионов рабочих рук и огромных средств, не говоря уже о том, что оказывалась могилой для десятков, а то и сотен тысяч людей. Если прибавить к этому, что параллельно император пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал то с Тюркским каганатом, то во Вьетнаме, то в Корее, ситуация прояснится еще больше. Как и во времена Цинь Ши-хуанди, страна не выдержала тяжести возложенного на нее бремени.

10.1. Расцвет империи при династии Тан (618—907) _.

В 614 г., после нескольких безрезультатных и дорого обошедшихся империи походов в Корею, в Китае одно за другим стали вспыхивать восстания. К выступлениям крестьян вскоре присоединились заговоры недовольной правлением Ян-ди знати. Император был вынужден бежать из столицы, но это ему не помогло. Он был убит, а правителем новой династии Тан провозгласил себя Ли Юань, один из его военачальников и родственник по женской линии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой