Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ экологичСского обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΠΈΠ· 15βˆ’20 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ², школ, воспитатСли дСтских садов, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΌΡƒΠ·Π΅Π΅Π² ΠΈ Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊ, спСциалисты ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… слуТб ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², сотрудники ООПВ, активисты общСствСнных нСкоммСрчСских объСдинСний, прСдставитСли Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹Ρ… конфСссий, студСнты, государствСнныС ΠΈ ΠΌΡƒΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠΏΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слуТащиС. ИспользованиС Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ экологичСского обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ постановки ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚влСния ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ образования, экологичСского обучСния Π² Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях ΠΊΠ°ΠΊ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ‚СхничСского профиля с ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π²Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ вопросов ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‡. 2 ст. 72 Π€Π— ΠΎΠ± ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дисциплин ΠΏΠΎ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды, экологичСской бСзопасности ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ обСспСчиваСтся Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ спСциалистов.

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экологичСского обучСния, достойныС распространСния, Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π’ ΠœΠΎΡΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΌ институтС элСктроники ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ (тСхничСском унивСрситСтС) Π² 1992 Π³. ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π° ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€Π° «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ». Учитывая ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ выпускников Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… знаниях Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС Π±Ρ‹Π»Π° Π½Π°ΠΉΠ΄Π΅Π½Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для изучСния студСнтами ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ» ΠΈ «Π‘Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ», Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дисциплин, ΠΊΠ°ΠΊ «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ экспСртиза», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ риски», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ», «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π³», «Π‘остояниС ΠΈ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π΅». ΠšΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€Ρ‹ Π±Ρ‹Π»ΠΎ создано ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ пособиС «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ» для тСхничСских унивСрситСтов ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ профСссора Π‘. А. Π‘ΠΎΠ³ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΎΠ²Π° с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ΅ΠΌ члСнакоррСспондСнта РАН А. Π’. Π―Π±Π»ΠΎΠΊΠΎΠ²Π°, Π΄ΠΎΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠœΠΈΠ½ΠΎΠ±Ρ€Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ России для прСподавания.

Π£ΠΊΡ€Π°ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ издания ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ Ρ‚СхничСскому Π²ΡƒΠ·Ρƒ являСтся Π³Π»Π°Π²Π° «ΠœΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСских процСссов» с Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ планирования ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ взаимодСйствия общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, использования ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… систСм, элСктронно-Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ.

Π‘ΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ спСциалистов Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ профиля ΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ нСпрСрывности экологичСского образования, прСподавания экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ составлСнной ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования «ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ насСлСния», рассчитанной Π½Π° 162 часа. НС ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ строго ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ статусом, ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° с ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСской Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π²Π·Π²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½Π° Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ образования, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· БМИ, Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования, ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π° для Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ.

Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΠΈΠ· 15−20 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ², школ, воспитатСли дСтских садов, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΌΡƒΠ·Π΅Π΅Π² ΠΈ Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊ, спСциалисты ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… слуТб ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², сотрудники ООПВ, активисты общСствСнных нСкоммСрчСских объСдинСний, прСдставитСли Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹Ρ… конфСссий, студСнты, государствСнныС ΠΈ ΠΌΡƒΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠΏΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слуТащиС. ИспользованиС Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€Π΅Ρ… нСдСль Π² Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ориях ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² — Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ², Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€, конкурсов, ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌΠΎΠ² — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, вмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, соблюдСниС Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΊΠΈ для студСнтов Π² 54 часа Π² Π½Π΅Π΄Π΅Π»ΡŽ.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° состоит ΠΈΠ· ΠΏΡΡ‚ΠΈ основных Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ вСсьма ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠΉ для прСподавания основ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… катСгориях ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» посвящСн ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСским основам эффСктивного взаимодСйствия. На ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Π΅ происходит мягкая адаптация ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌ интСнсивной совмСстной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Ρ‚ворчСской ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС, дСмонстрируСтся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ катСгориями насСлСния для ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… усилий. Π£ΠΆΠ΅ здСсь ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Π½Π΅Π΄Ρ€ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π·Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ экологичСских, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ насСлСния ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ экологичСской ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ России» Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹: «ΠŸΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‹ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ экологичСской ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ»; «ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹»; «ΠŸΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹»; «ΠžΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ российских ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ». ΠŸΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Π°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ конституционныС, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ основы Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ государствСнной экологичСской ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

Π’ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ «Π˜ΡΡ‚оричСскиС ΠΈ Ρ„илософскиС основы формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹» Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ соврСмСнного общСствСнного экологичСского сознания ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ экологичСского кризиса. ΠΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π°Π²ΠΈΡ‚ рассмотрСниС послСдствий ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Π½ΠΈΠ³ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ°, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ законности ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ° Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ экономичСского, финансового кризиса для общСствСнного экологичСского сознания.

Π’ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ологичСскиС основы формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹» ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹: «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ психология Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ экологичСски ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ», «ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠΌ ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской диагностикС экологичСского сознания», «Π’озрастныС ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ закономСрности развития экологичСского сознания», «ΠŸΡΠΈΡ…ологичСскиС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ формирования экологичСского сознания». УмСстно ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ основ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сознания, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ соврСмСнности, ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости проявлСния Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ конструктивного повСдСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Ρ‹ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

НаконСц, пятый Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-мСтодичСскиС основы формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹» содСрТит Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹: «Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ эколого-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса», «ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹», «Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса»[1]. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π», Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ основами ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ для прСподавания основ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ для самой Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, констатируСмая исслСдоватСлями Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ дСэкологизация управлСния сводит ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-пСдагогичСскиС Π·Π°Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π½Π° Π½Π΅Ρ‚. Однако ΡƒΡ‡Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ… ΡΡˆΠ΅Π»ΠΎΠ½Π°Ρ… власти ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Ρ‹ ΠΊ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΠΊΠΎΠ΅-Π³Π΄Π΅ экологичСской ситуациСй ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ энтузиастов эффСктивно ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ мСтодичСскиС ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹. Π’ Ρ€ΡΠ΄Π΅ мСст ΠΎΠ½ΠΈ Π²Π½Π΅Π΄Ρ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ ΠΎΡ‚Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, особСнно Ссли ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ экономико-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ стимулированиСм.

Как ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ экологичСского обучСния базируСтся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… прСдписаниях, сколько Π½Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Π»Ρƒ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡ†Π΅Π² — Π²ΠΎΠ»ΠΎΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, экологии. Волько Π½Π° ΡΠ½Ρ‚ΡƒΠ·ΠΈΠ°Π·ΠΌΠ΅ этого Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ. Π‘ΠΈΠ»Π° ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚оинства ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡƒΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ трСбованиями процСсс, ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ государствСнными ΠΎΡ€Π³Π°Π½Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ общСством, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ санкциями.

  • [1] Ясвин, Π’. А. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. М.: ЦЭПР, 2004.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ