Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт регистрации. 
Институты регистрации, учета и отчетности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученый рассматривает четыре основных признака института государственной регистрации: установление ее требований и процедур, прежде всего законами; государственное признание законности или незаконности действий физического и юридического лица; обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа или хозяйствующих субъектов; обладание юридико-информационной ценностью. Тихомиров Ю… Читать ещё >

Институт регистрации. Институты регистрации, учета и отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовая сущность и назначение института регистрации

На сегодняшний день в действующем законодательстве РФ понятие «регистрация» не всегда трактуется однозначно. Нередко регистрация рассматривается только как материальнотехническое действие. В этом случае она «отличается от правовых актов тем, что при регистрации не производятся властные действия, имеющие целью создать, изменить или прекратить правоотношения» Новоселов В. И. Граждане как субъекты административного права. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. С. 221.

Также регистрацию отождествляют с государственно-властной деятельностью по установлению юридически значимых фактов. Это означает, что он (факт) признается государством в качестве имеющего юридическое значение в различных видах отношений (административно-, земельно-, гражданско-правовых) в этом случае регистрация является «актом компетентного государственного органа, порождающим или подтверждающим права и обязанности». Юсупов В. А. Теория административного права: Учебник.- М.: Юрид. лит., 2015. С. 126.

Вместе с тем подробное исследование понятия регистрации необходимо для построения полной, актуализированной, категориальной и понятийной основы исследования.

Исходя из вышесказанного, важно избежать неопределенности и нечеткости при изложении сложившихся научных взглядов, позиций и представлений о содержании данных понятий.

В юридической литературе и законодательстве Российской Федерации существуют различные подходы к определению понятия «регистрация». Рассмотрим наиболее распространенные из них.

«Как институт публичной власти, выполняющий учетно-контрольные и легализующие функции для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами гражданского и административного права, определяет государственную регистрацию Ю.А. Тихомиров» Тихомиров Ю. Л. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действии и актов // Право и экономика. 2015. № 1. С. 24.

В исследованиях по административному праву также можно встретить подход, согласно которому «регистрация рассматривается в качестве административно-правового (легализующего) режима, способствующего достижению целей и задач в различных отраслях государственного управления». Общее административное право: Учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2014. С. 450.

Кроме того, регистрация рассматривается в качестве метода. А. П. Коренев, рассматривает регистрацию как «один из современных методов управления, возникший взамен традиционных методов непосредственного директивного управления» Коренев А. П. Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. 2014. № 5. С. 80, 82.

Вызывает интерес подход, согласно которому регистрацию отождествляют с регистрационными действиями как видом административно-правовых действий, понимаемых как властные волевые акты поведения административного органа, совершаемые в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленные на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления административной деятельности и влекущие для названных лиц определенные правовые последствия.

В юридической литературе встречается и трактовка регистрации в качестве акта официального признания прав или законности соответствующих действий, правовых актов.

Анализ рассмотренных точек зрения приводит к выводу, что в настоящее время в науке преобладают точки зрения на регистрацию как институт государственной власти, автономный институт права, административный (легализующий) режим, административную функцию, метод правового регулирования общественных отношений.

«Регистрация» является более объемным понятием по отношению к категории «государственная регистрация», которая также вызывает интерес. Вместе с тем закон не содержит общего определения государственной регистрации.

В нормативных правовых актах можно встретить лишь понятия государственной регистрации отдельных объектов, при этом регистрация определяется либо как «юридический акт», либо как «акты уполномоченного органа», либо как специфическая «деятельность». Административное право: Учебник / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2015. С. 399.

Отсутствие законодательной дефиниции понятия «государственная регистрация» породили ее многочисленные трактовки в теоретических изысканиях отечественных исследователей.

На наш взгляд, наиболее точно характерные черты государственной регистрации выделяет Ю. А. Тихомиров.

Ученый рассматривает четыре основных признака института государственной регистрации: установление ее требований и процедур, прежде всего законами; государственное признание законности или незаконности действий физического и юридического лица; обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа или хозяйствующих субъектов; обладание юридико-информационной ценностью. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное. М: Изд. Тихомирова М. Ю., 2014. С. 391.

Таким образом, особенность государственной регистрации заключается в том, что она является государственно-властной деятельностью и осуществляется от имени государства.

Под термином «государственная регистрация» можно также понимать всю совокупность действий учреждений юстиции, сопутствующих признанию права. Безусловно, речь здесь идет о действиях, осуществляемых в строгом соответствии с законодательством.

Исходя из сказанного, представляется, что государственная регистрация может рассматриваться одновременно как правоприменительный акт государства, направленный на признание и подтверждение возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, как соответствующую деятельность учреждений юстиции и как правовой институт.

Основополагающим понятием выступает также «регистрационная деятельность». В ряде работ по административному праву регистрационная деятельность, как и административный процесс в целом, рассматривается как правоприменительная деятельность. Согласно теоретическим исследованиям применение права представляет собой:

  • § «властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных ситуациях реализацию юридических норм;
  • § властную правовую деятельность органов государства, а также их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества» Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2014. С. 432.;
  • § властную деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм

Как видно из приведенных определений, теоретики единообразно трактуют данное явление.

Не вызывает сомнения, что регистрационная деятельность:

  • 1) осуществляется должностными лицами органов с функциями государственной власти;
  • 2) носит персонифицированный характер;
  • 3) направлена на установление определенных юридических последствий;
  • 4) реализуется в законодательно установленных процессуальных формах и заканчивается принятием индивидуального решения.

Таким образом, регистрационная деятельность носит правоприменительный характер.

Можно выделить характерные признаки регистрационной деятельности:

  • — носит публичный характер и осуществляется от имени государства;
  • — является формой управления;
  • — производится государственными органами управления;
  • -необходимость и обязательность ее проведения закрепляется законодательно;
  • — является правоприменительной деятельностью;
  • — направлена на достижение юридически значимого результата;
  • — осуществляется регистрирующим органом в отношении не подчиненных ему субъектов;
  • — результатом в большинстве случаев является официальная документальная фиксация юридического факта;
  • — процедура осуществления регламентируется процессуальными нормами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой