Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура и религия как интеграционный фактор в Азии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Утверждающаяся в мире идея общности судеб всего человечества находит все большее признание в современной Азии в связи с ослаблением военной и политической конфронтации. При этом на фоне образования новых региональных экономических объединений часто не замечаются процессы взаимопонимания народов в культурной и этнопсихологической сферах. Гораздо более мощным «региональным интегратором» исламская… Читать ещё >

Культура и религия как интеграционный фактор в Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Утверждающаяся в мире идея общности судеб всего человечества находит все большее признание в современной Азии в связи с ослаблением военной и политической конфронтации. При этом на фоне образования новых региональных экономических объединений часто не замечаются процессы взаимопонимания народов в культурной и этнопсихологической сферах.

Как известно, для стран Восточной и Юго-Восточной Азии характерны китайско-конфуцианская, индо-буддистская и арабо-исламская религиозно-цивилизационные ориентации. Здесь удалось сохранить (хотя и в модифицированном виде) тысячелетние общественные институты и духовные ценности. При этом и конфуцианство, и буддизм, и синтоизм (Япония) являются не столько высшей сакральной ценностью, сколько своеобразными философскими учениями.

Заслуживает внимания восприятие многими азиатскими народами Неба как всемогущего верховного божества, сохранение ими культа богоподобных предков, духов природы, а также политеистических божеств.

Конечно, речь идет о параллелях главным образом между китайско-конфуцианскими, индо-буддистскими, синтоистскими и некоторыми другими восточными религиозными ценностями, обладающими определенным интеграционным потенциалом, и которые в Восточной и Юго-Восточной Азии вполне допустимо рассматривать под «регионалистским» углом зрения. Что же касается ислама, то эта восточная религия гораздо в меньшей степени подвержена влиянию экуменических тенденций. В исламских странах практически всегда существуют движения за создание общества на основе монотеистической (мусульманской) солидарности, чего нельзя сказать о государствах с преобладанием иных конфессий.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Малайзия, в официальные доктрины включены те или иные положения ислама. В первой из них попытка создать мусульманское теократическое государство была предпринята сразу после достижения независимости. (Сформулированные президентом Сукарно в 1945 г. пять принципов (панча сила) индонезийской официальной идеологии, один из которых означал свободу вероисповедания или «веру в единого бога», мусульманские лидеры пытались истолковать как призыв к созданию фундаменталистского общества на основе мусульманской солидарности.) Во второй — Малайзии — ислам объявлен официальной религией при допущении исповедования и других религий. Деликатность ситуации состоит в том, что мусульманами здесь являются практически лишь малайцы, занимающие по конституции особое место в обществе, но составляющие лишь половину населения страны. Таким образом, ислам используется в качестве орудия борьбы с немалайцами.

Гораздо более мощным «региональным интегратором» исламская культура является в пределах Ближнего и Среднего Востока. Однако не следует забывать о том, что этот регион — родина не только ислама, но также иудаизма и христианства. Да и сам арабский мир сегодня стал слишком пестрым и противоречивым.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой